Конспект урока русского языка
По теме: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая в сложном предложении».
Выполнил: студентка 4 курса
филологического факультета
заочного отделения
Шорина Светлана Алексеевна
Коломна
Методическое обоснование урока
Русского языка
1. Список использованной методической литературы:
2. Анализ изложения нового материала в учебнике:
· что знакомо учащимся?
· что является новым?
· лингвистические понятия;
· что является наиболее трудным?
· на какие знания нужно опираться при объяснении нового материала?
· что нужно попутно повторить?
Таблица для обоснования повторения
Материал для повторения | Грамматика, лексика | Орфография | Пунктуация |
1.Логически связанный с новой темой. | |||
2.Изученный на 3-4 предшествующих уроках. | |||
3.Трудный из предшествующей темы. | |||
4.Самое трудное из давно изученного. | |||
5.То, что послужит основой для усвоения материала в дальнейшем. |
· схема рассуждения ученика при применении теории на практике;
· какую работу по развитию речи нужно провести в связи с изучением нового материала или повторения изученного?
· над какими ошибками из предшествующей контрольной работы нужно на уроке работать?
· какие трудные слова необходимо повторить или изучить?
3. Какие типы упражнений использованы? Почему?
4. Какие виды домашнего задания даны? Почему?
Самоанализ русского языка
1. Характеристика общей структуры урока:
· Основная цель урока;
· Тип урока;
· Его место в системе уроков по русскому языку;
· Основные структурные компоненты урока;
· Дозировка времени, эффективность его использования;
· Обеспечение целостности незавершенности урока.
2. Реализация основных задач урока:
· Выполнение требований программы;
· Формирование лингвистической компетенции;
· Деятельность учащихся по восприятию нового материала;
· Самостоятельная работа учащихся;
· Организация первичного закрепления;
· Проверка усвоения знаний и сформированности учебных умений и навыков.
3. Реализация развивающей функции урока русского языка:
· активизация мыслительной деятельности учащихся средствами языка (выполнение мыслительных операций по анализу, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по классификации, систематизации грамматических явлений и фактов);
· развитие познавательной самостоятельности;
· организация устной и письменной речевой практики учащихся на уроке.
4. Реализация воспитывающей функции урока русского языка:
· Использование воспитательных возможностей содержания дидактического материала по русскому языку (тексты упражнений, этнокультурологические сведения, тексты, предназначенные для устного и письменного материала, научный комментарий, исторический комментарий);
· Воспитание культуры умственного труда (использование памяток и алгоритмов);
· Практическое использование школьниками знаний по изучаемой теме в будущем (орфографические, пунктуационные умения, речевые и коммуникативные навыки);
· Учет воспитательной функции оценки; сочетание разных форм оценки (индивидуальная, групповая, классная).
5. Методы обучения русскому языку:
Класс: 7
Тема: Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая в сложном предложении.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели:
- показать союз как часть речи, его роль в предложении и тексте;
- формировать умения определять роль союзов, знаки препинания при них;
- познакомить учащихся с делением союзов на простые и составные, сочинительные и подчинительные и их назначением;
- формировать умения постановки запятой в сложном предложении.
Оборудование: доска, схемы-опоры.
Ход урока:
1. Организационный момент.
· Приветствие;
· Проверка готовности класса к уроку (подравняйтесь, проверьте, у вас на парте должен лежать дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка).
· Приготовились слушать внимательно.
2. Вводно-мотивационный этап.
Сегодня мы изучим новую часть речи «Союз». Узнаем, какие могут быть союзы: сочинительные и подчинительные, простые и составные. Поговорим о знаках препинания в сложном предложении.
Будьте внимательны, так как знания и умения, полученные на уроке, понадобятся вам для выполнения самостоятельных работ на оценку в ближайшее время и в перспективе - при сдаче ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. Я вам желаю успеха! Садитесь.
3. Словарный диктант.
Прежде чем переходить к новой теме, мы с вами напишем словарный диктант по пройденной части речи «Наречие»:
Нигде не мог найти; ребята мчатся вскачь и кричат; ворота настежь отворились; она недавно вышла замуж; было по-летнему тепло; говорить по-французски.
Двое учащихся пишут под диктовку за доской, остальные у себя в тетрадях. После написания диктанта – самопроверка. Ученики у доски объясняют написание словосочетаний. Учащиеся за партами зеленой ручкой исправляют ошибки и выставляют себе оценку. Затем учитель просит встать тех, кто написал на 5, затем, кто написал на 4 и тех, кто на 3. Ученикам у доски выставляется оценка учителем.
4. Объяснение нового материала.
Давайте посмотрим в словарный диктант и попробуем найти в нем союз. Какой союз вы видите? (Во втором словосочетании союз и: ребята мчатся вскачьи кричат). Какую роль выполняет союз в словосочетании? (Союз и связывает однородные члены предложения, в данном случае сказуемые).
Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы могут быть простыми, состоящими из одного слова, и составными, состоящими из двух и более слов; сочинительными и подчинительными. Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, которое называется сложносочиненным. Подчинительные союзы связывают простые предложения с сложном предложении, которое называется сложноподчиненным. В таком предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
5. Работа с конспектом.
Прошу вас открыть конспекты, чтобы зарисовать схему разрядов союзов.
6. Физкультминутка. 7. Закрепление. Открыть рабочие тетради, записать число, «классная работа» и тему урока. Первое предложение учитель разбирает сам, затем по очередности вызывает учащихся (каждому по два предложения). Учащийся должен объяснить орфограммы и постановку запятой, объяснить какую роль играет союз, построить схему предложения. За каждый ответ у доски выставить оценку. 1) Миша пришел в школу и не выучил правило. (Соединительный союз и соединяет однородные сказуемые в простом предложении, запятая не ставится). 2 ) Сияло солнце, и мыне захотели оставаться дома. (Соединительный союз и соединяет два простых предложения в составе сложного, запятая ставится; предложение является сложносочиненным). 3) Не по словам судят, а по делам. (Противительный союз а связывает однородные дополнения в предложении. Так как в простом предложении имеется противопоставление, то запятая ставится). 4) Мягко стелет, но жестко спать. (Противительный союз но связывает однородные обстоятельства в предложении. Так как в простом предложении имеется противопоставление, то запятая ставится) 5) Беспрерывно шелдождь, когда мыотправились в путь. (Временной союз когда связывает два простых предложения в составе сложного, запятая ставится; предложение является сложноподчиненным). 7. Подведение итогов урока. Мы с вами разобрали, что такое союз, узнали о том, какими могут быть союзы, для чего они служат, научились определять знаки препинания при них. 8. Домашнее задание. §54, упражнение № 317 (письменно), учить конспект. Оценка:
Подпись (расшифровка):
| Стоя! 3минуты. Проверка посадки. 7 минут. Раздать листочки. Самопроверка. 5 минут. 10 минут. Проверка посадки. 5 минут. 10 минут. Работа у доски. 5 минут. Записать на доске. | |||||