Инструменты основной медной группы духового оркестра




Геликон Сузафон

Геликон

Геликон (от греч. ekit, — кольцо, спираль) был сконструирован в России в 40-х годах XIX в. Для удобства ношения через плечо ствол инструмента изогнут в виде спирали (отсюда его название).

Инструменты изготовлялись преимущественно в строях ми-бемоль (малый бас) и си-бемоль (большой бас). И в настоящее время нередко малый бас называют бас ми-бемоль, а большой — бас — си-бемоль. Но в начале XX в. басы стали нотироваться по действительному звучанию и таким образом превратились в нетранспонирующие инструменты.

Благодаря круглой форме эти инструменты обладают мягким, несколько приглушенным звуком. Их нижний регистр (ля контроктавы — соль большой октавы у малого баса, ми-бемоль, ми контроктавы — ре большой октавы у большого) обладает сильным и густым звуком. Средний регистр (соль большой — соль малой октавы у малого баса, ре большой — ре малой у большого) звучит наиболее полно и мощно. Верхний регистр имеет жесткое, приглушенное звучание. В оркестре, как правило, малый бас используется в верхнем и нижнем регистрах, а большой — в нижнем и среднем регистрах. В настоящее время басы геликоны почти полностью вытеснены тубами. Полный объем и аппликатура инструментов (малый бас, см. пример 101; болшой бас, см. пример 102; малый бас с квартвентилем, см. пример 103; большой бас с квартвентилем, см. пример 104).

В партитурах для духового оркестра принято писать две партии басов. При этом первая партия поручается малому басу, вторая — большому. Чаще всего обе партии бывают равнозначными, но иногда для устранения тяжеловесности звучания технически подвижных голосов партия второго баса упрощается. Нередко снижение тяжеловесности звучания басов достигается посредством их поочередного включния. Тем не менее на басах невозможно воспроизводить быстрые пассажи так же легко и отчетливо, как на корнете, теноре, баритоне.

Сузафон

(ит.— sousofono, фр.— sousaphone, нем.— Sousaphon)

По внешнему виду имеет сходство с басом геликоном, но отличается более широким, дискообразным раструбом, направленным вперед. Диапазон инструмента, характеристика его регистров, аппликатура аналогичны геликону и тубе.

Тенор Баритон си-бемоль

Тенор си-бемоль

(ит.— flicorno tenore, фр.— bugletenore, нем.— Tenorhorn, англ.— Tenorhorn)

Баритон си-бемоль

(ит.— eufonio, фр.— euphonium, нем.— Euphonium, англ.— euphonium)

Это инструменты среднего регистра духового оркестра. Оба они обладают полным, мягким звуком на протяжении почти всего диапазона. Причем баритон, благодаря более широкой мензуре, имеет более густой, сочный звук в нижнем и первой половине среднего регистра. Тенор в нижнем регистре звучит более приглушенно. В отличие от корнетов и альтов эти инструменты используются и в верхнем регистре. Во второй половине среднего и в верхнем регистре они звучат мягко и свободно, несколько напряженно — лишь самые высокие звуки.

В техническом отношении тенор и баритон достаточно подвижны, но слишком быстрые пассажи звучат недостаточно отчетливо, причем на баритоне еще менее отчетливо, чем на теноре. Необходимо отметить необычайную слитность тенора с баритоном в двухголосии. В основном оба инструмента являются мелодическими. Их певучие, полнозвучные соло — украшение духового оркестра.

В старых изданиях встречается запись партий баритона в басовом ключе. В этом случае инструмент становится нетранспонирующим.

Альт ми-бемоль

(ит.— alto, фр.— Saxhornalto, нем.— Althorn, англ.— alto)

В настоящее время в духовых оркестрах применяется альт овальной формы. Этот инструмент выполняет связующую роль между партиями корнетов и тенора, баритона.

Нижний регистр его (от фа-диез малой до ми первой октавы) обладает тусклым звуком с шипящим призвуком. Средний регистр (от ми первой до ми второй октавы) звучит более полно и ясно и является наиболее употребительным. Звуки верхнего регистра (от фа второй до до третьей октавы) очень напряженны и крикливы.

Корнет си-бемоль

(ит.— cornetto, фр.— cornet a pistons, нем.— Kornett, англ.— cornet)

Корнетами в настоящее время принято называть широкомензурные медные духовые инструменты высоких строев. Длина корпуса корнета без мундштука 295—320 мм.

По сравнению с трубой он имеет более широкую мензуру и благодаря этому обладает мягким, певучим звуком. Трубка корнета может иметь более или менее округлую форму. Инструменты с более округлой трубкой звучат мягче и приглушеннее инструментов с удлиненной трубкой. На корнете применяются вентили как с вращающимся механизмом, так и с продольным движением поршня (с пистонами). Инструменты, имеющие вентили с вращающимся механизмом, получили большее распространение из-за простоты устройства и надежности. Некоторые корнеты имеют специальный крон для перестройки инструмента из строя си-бемоль в строй ля. Это облегчает исполнение партий, изложенных в диезных тональностях.

Нижний регистр корнета (от фа-диез малой до ми первой октавы) обладает слабым, приглушенным звуком. В оркестре он используется как правило в сочетании с другими инструментами. Средний регистр (от ми первой до соль второй октавы) звучит очень полно и мягко. Это лучший регистр инструмента. Верхний регистр (от соль второй до до-диез, ре третьей октавы) звучит ярко, но более напряженно, чем средний. Затруднителен ври pp. Звуки выше си-бемоль второй октавы используются эпизодически, т. к. исполнительский аппарат музыканта при длительном использовании этого регистра быстро утомляется.

В техническом отношении корнет аналогичен трубе и является самым подвижным инструментом данной группы.

Корнет ми-бемоль (т.— cornettino, фр.— cornet de poche, petit bugle, нем.— Kleinkornett, Kornettino, англ.— pocket cornet). Отличается от корнета си-бемоль несколько меньшим размером. Звуки нижнего регистра у корнета ми- бемоль интонационно неустойчивы и поэтому практически нижний регистр применяется от звука до первой октавы и выше. Средний регистр звучит более полно, но особенно ценным является верхний регистр инструмента, т. к. его самые высокие звуки (включая си-бемоль второй октавы) из всех инструментов группы доступны лишь корнету ми-бемоль. К сожалению, в настоящее время корнет ми-бемоль почти не используется. 18 Менее распространены корнеты в строях до, си, ля.

  • Инструменты основной медной группы духового оркестра

Инструменты основной медной группы духового оркестра

В состав основной медной группы входят следующие инструменты: корнеты, альты, теноры, баритоны, басы - тубы, геликоны, сузафоны. Предшественниками этих инструментов были сигнальные рожки сопранового регистра.

Они отличались густым, мягким однородным тембром. В конце XVII в. рожки стали снабжаться клапанным механизмом, что сделало возможным воспроизведение на них хроматического звукоряда. Большая сила звука и техническая подвижность позволили ввести рожки в состав военных оркестров. Таким образом рожки получили распространение в России и странах Западной Европы.

Но эти инструменты имели и ряд недостатков, основным из которых было не очень чистое интонирование. Поэтому конструктивные поиски не прекращались и в первой четверти XIX в. к рожкам был применен вентильный механизм (вначале с одним-двумя, затем с тремя вентилями).

Усовершенствование рожков продолжалось. В 40-х годах прошлого столетия изобретатель саксофона музыкальный мастер Адольф Сакс сконструировал семейство широкомензурных инструментов - саксгорнов: сопрано ми-бемолъ, альт си- бемоль, тенор ми-бемоль, баритон си-бемоль, бас си-бемоль, контрабас ми-бемоль, контрабас си-бемоль. Все они имели овальную форму и были снабжены трехвентильным пистонным механизмом. Инструменты получили широкое распространение во Франции и Бельгии. В Германии, Австрии, Чехословакии и некоторых других странах в оркестрах применялись широкомензурные рожки: флюгельгорн, альтгорн, теноргорн, баритон, тубы (басовая и контрабасовая). По сравнению с саксгорнами они обладали более широким и мягким звуком.

Постепенно в результате усовершенствования хроматических рожков различных конструкций возникло единое семейство хроматических инструментов - основная группа духового оркестра. Все эти инструменты имеют объем со второго по восьмой-девятый обертоны и нотируются в скрипичном ключе (кроме басов). Причем корнет ми-бемолъ транспонирует на малую терцию вверх, корнет си- бемоль - на большую секунду вниз, альт ми-бемоль - на большую сексту вниз, тенор и баритон си-бемоль - на большую нону вниз. Полный объем и аппликатура корнетов, альта, тенора и баритона (см. пример 99, в скобках указана дополнительная аппликатура).

Наличие у некоторых баритонов и басов квартвентиля расширяет их звукоряд на большую терцию вниз. С целью достижения более точной интонации квартвен- тиль используется для замены комбинаций с участием первого и третьего вентилей. Общий объем группы основных медных инструментов духового оркестра составляет свыше пяти октав - от до контроктавы до ми-бемолъ третьей октавы.

Наиболее полно и выразительно инструменты основной группы звучат в среднем регистре - от второго-третьего до пятого-шестого обертонов. Этот регистр характеризуется также и динамическим разнообразием (от рр до ff). В нижнем регистре инструменты этой группы звучат менее полно, причем снижение полноты и плотности звучания возрастает по мере удаления от звуков среднего регистра. В верхнем регистре ярче проявляются индивидуальные особенности инструментов. Корнеты звучат ярко, напряженно, на самых высоких звуках - сдавленно, альты - резко, напряженно. В сравнении с этими инструментами тенор и баритон в верхнем регистре звучат более полно и свободно от напряжения, а басы - приглушенно.

Инструменты основной медной группы духового оркестра по традиции часто называют саксгорнами, хотя альт, тенор, баритон и тубы по конструкции и характеру звучания более близки к флюгельгорнам. Корнеты отличаются от саксгорнов и флю- гельгорнов более узкой мензурой и более закругленной формой трубки. Все эти инструменты занимают особое положение в духовом оркестре, так как имеют единую систему конструкции, благодаря которой достигается слитность их звучания. Наиболее употребительный диапазон инструментов основной группы (пример 100).

Сигнальные инструменты

К сигнальным относятся инструменты с воронкообразным мундштуком и коническим каналом, не имеющие вентилей. На них можно извлекать лишь натуральные звуки. Сигнальные инструменты издавна находили применение как в армии, так в городском и сельском быту.

Разнообразны виды сигнальной музыки — это военные сигналы, барабанные бои и марши, охотничьи, пастушечьи, почтовые, железнодорожные сигналы, сигналы глашатаев, парламентеров, герольдов и т. д.

Наибольшее распространение сигнальная музыка получила в армии. Боевые сигналы используются в ходе военных действий (начало атаки, открытие огня, оповещение тревог и т. д.), строевые сигналы — для всевозможных перестроений, церемониальные сигналы — на парадах и других торжествах. В зависимости от рода войск сигналы подразделяются на пехотные, кавалерийские, артиллерийские, а также сигналы Военно-Морского Флота. Следует указать, что помимо чисто прикладного значения сигнальная музыка оказала существенное влияние на формирование строевого военного марша.

В наше время широкое распространение сигнальная музыка получила в пионерской жизни. Под сигналы горнов и барабанов проходят пионерские сборы, торжественные линейки, в пионерских лагерях сигналы оповещают также о распорядке дня.

Фанфара — инструмент строя ми-бемоль, звучит малой терцией выше нотации. Используется в военных оркестрах при исполнении торжественных и походных маршей. Но основное назначение фанфары — подача сигналов на открытии парадов и других торжеств. Обычно сигналы подаются группой фанфаристов. Наиболее удобной для этого инструмента является тональность ми-бемоль мажор, затем ля-бемолъ мажор и си-бемоль мажор. На фанфаре возможно исполнение двойного и тройного стаккато. Звукоряд фанфары (см. пример 97).

Артиллерийская труба — инструмент строя ре-бемоль, по устройству и объему сходен с фанфарой.

Кавалерийская труба — инструмент строя ми-бемоль длиной 450—470 мм. Звукоряд его составляют натуральные звуки от третьего до двенадцатого обертона.

Пехотный рожок — широкомензурный инструмент строя до или си-бемоль, сходный по тембру с корнетом, но обладающий более густым звуком. Звукоряд пехотного рожка (см. пример 98).

Флотский рожок — инструмент строя си-бемоль, имеющий полное сходство с пехотным рожком.

Горн пионерский — сигнальный инструмент строя си-бемоль или ми-бемоль. По внешнему виду сходен с трубой (без вентилей). Звукоряд горна аналогичен звукоряду пехотного рожка.

Офиклеид

(фр.— ophicleide, нем.— Ophikleid)

Мундштучный духовой инструмент с клапанами. Первоначально изготовлялся из дерева, затем из металла. Ствол офиклеида изогнут в виде латинской буквы U, в отогнутый узкий конец его вставляется чашеобразный мундштук.

Инструмент хроматический, снабжен 8—12 клапанами. В 1817 г. офиклеид был запатентован парижским музыкальным мастером Ж. И. Асте.

Из всех разновидностей инструмента наибольшее распространение получили баритоновый и басовый офиклеиды. Баритоновый офиклеид строя до или си-бемоль до конца XIX в. включался в состав духового оркестра. Басовый офиклеид строя фа или ми-бемоль включался в состав симфонического оркестра. (Йотируется в басовом ключе.) Инструмент отличается грубым, ревущим тембром и неустойчивой интонацией. Во второй половине XIX в. начал вытесняться тубой. До настоящего времени офиклеиды сохранились в Италии, Франции и Южной Америке.

Туба

(ит.— tuba, фр.— tuba, нем.— Basstuba, англ.— tuba)

Туба представляет собой широкомензурный медный духовой инструмент, длина которого вдвое превышает длину тенорового тромбона. Инструмент изобретен в 40-х годах XIX в.

До этого времени функции баса в оперно-симфоническом оркестре выполняли басовые и контрабасовые тромбоны, бомбарды, офиклеиды. Туба имеет удлиненную форму с прямым коническим раструбом. Благодаря особому устройству основной трубки, в которой последовательно чередуются цилиндрические и конические части, инструмент обладает густым, несколько суровым звучанием.

Туба имеет четыре вентиля, три из которых при их последовательном включении понижают натуральный звукоряд на три тона. Четвертый, квартвентиль, понижает весь звукоряд инструмента на чистую кварту, однако практически им пользуются лишь для извлечения нескольких самых низких звуков. На некоторых тубах имеется пятый, корректирующий вентиль, понижающий звукоряд на 3/4 тона. Туба — инструмент нетранспонирующий, но нередко по наименованию ее основного тона басовую тубу называют тубой ми-бемоль, а контрабасовую — тубой си-бемоль. До начала XX в. эти названия соответствовали истине, т. к. в то время тубы были инструментами транспонирующими. Диапазон и аппликатура тубы полностью совпадает с басом геликоном (см. примеры 101 —104). Нижний регистр инструмента обладает полным, несколько вибрирующим звуком. Самые низкие звуки трудны для исполнения и применяются в качестве выдержанных. Средний регистр характеризуется красивым, мягким и вместе с тем мощным звуком. В sforzando звучание инструмента сходно с ударами колокола. Верхний регистр труден для исполнения. Тембр сдавленный, несколько сходен с валторновым, но с неустойчивой интонацией.

В техническом отношении инструмент достаточно подвижен. Однако в быстрых пассажах интонация становится невнятной. Стаккато на тубе получается лучше в forte, чем в piano. Исполнимы вентильные трели на первом или втором вентиле. Хорошо звучат в среднем регистре короткие фразы кантиленного' характера. Сурдина на тубе применяется очень редко, при этом весь звукоряд инструмента повышается на полтона.

Из разновидностей инструмента наибольшее распространение получили басовые и контрабасовые трубы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: