К ВОПРОСУ О СОВЕТСКО-КИТАЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 1960 - 1966 ГОДАХ




Автор: Ю. В. ВЛАДИМИРОВ →Вопросы истории, № 6, Июнь 1969, C. 46-62 →

 

События, происходящие в Китае в последние годы, самым красноречивым образом говорят о том, что маоистская группировка, которая с помощью вооруженной силы узурпировала власть в стране, открыто встала на позиции, находящиеся в прямом противоречии с марксизмом-ленинизмом и пролетарским интернационализмом. Откровенно пренебрегая интересами всех революционных сил современности, маоисты ввергли Китай в пучину экономических, политических, идеологических и военных авантюр, компрометирующих дело социализма в этой стране, поставили под угрозу социалистические завоевания китайского народа, привели к ослаблению социалистического лагеря, к серьезным разногласиям в международном коммунистическом движении и нанесли тем самым значительный ущерб делу победы социализма во всем мире.

Понимая, что главным препятствием к достижению их авантюристических, великодержавных и гегемонистских целей являются КПСС и Советский Союз, маоисты объявили партию Ленина и первое в мире государство трудящихся своим главным врагом. Разжигая среди китайского народа чувство ненависти к Советскому Союзу, маоисты всячески клевещут на СССР, который в глазах народов мира был и остается символом верности марксизму-ленинизму и пролетарскому интернационализму. При этом они, в частности, стараются опорочить советско-китайские экономические отношения, преуменьшить значение советской экономической помощи Китаю, обвинить СССР в своекорыстии и намерении подчинить Китай своим экономическим и политическим интересам. Направив свои усилия на то, чтобы изолировать мировое национально- освободительное движение от Советского Союза, социалистического лагеря и международного коммунистического движения с целью превращения его в орудие своей великодержавной политики, маоисты клеветнически искажают характер советской экономической помощи КНР, пытаясь представить Китай "жертвой" советской внешнеэкономической политики и "предостеречь" страны Азии, Африки и Латинской Америки от экономических и иных контактов с СССР.

Антисоветские выступления маоистов широко используются империалистической пропагандой с целью очернить социалистический лагерь и опорочить дело коммунизма в целом. Однако никакая клевета и измышления врагов Советского Союза и дела коммунизма не могут скрыть тот бесспорный факт, что, пока Китай шел вместе с Советским Союзом и другими странами социалистического содружества, он добивался крупных успехов в ликвидации экономических, социальных, идеологических и политических последствий длительного господства иностранных империалистов и внутренних феодально-бюрократических сил, в деле строитель-

стр. 46

ства основ социализма; и, наоборот, как только Китай под давлением маоистов встал на путь самоизоляции и враждебности по отношению к Советскому Союзу и другим государствам социалистического лагеря, страна зашла в тупик и оказалась отброшенной назад в своем развитии более чем на десятилетие. Маоисты не в силах вытравить из сознания народов мира и прежде всего из сознания китайского народа память о беспримерной по масштабам и результативности интернационалистической помощи, которую Советский Союз оказал Китаю в его экономическом развитии.

Экономические связи между СССР и КНР, рассмотрению которых посвящена данная статья, представляют собой одну из важных сторон советско-китайских отношений в целом. Поэтому исследование основных аспектов этих связей позволяет получить довольно широкое представление о сущности советско-китайских отношений в 1950 - 1966 годах1.

К началу 50-х годов Китай представлял собой крайне отсталую в экономическом и научно-техническом отношении страну. Война в Корее, в которой КНР принимала участие, экономическая блокада, организованная империалистическими державами, сильно затрудняли ликвидацию этой отсталости и строительство основ социализма в Китае. В таких условиях КНР было бы чрезвычайно трудно самостоятельно восстанавливать народное хозяйство, осуществлять глубокие социально-экономические преобразования, начать строительство основ социализма. Китайская Народная Республика остро нуждалась в широкой и всесторонней помощи. Единственной страной, помощь которой в то время по своим размерам и научно-техническому уровню отвечала потребностям КНР, страной, которая могла и, руководствуясь принципами пролетарского интернационализма, была готова оказать такую помощь, являлся Советский Союз.

Восстановление народного хозяйства, преодоление экономической отсталости и зависимости от империалистических держав, строительство материально-технической базы социализма в Китае требовали больших материальных вложений, огромного количества современного промышленного оборудования, опытных инженерно- технических кадров и квалифицированных рабочих. В первые годы после образования КНР страна практически не обладала ни одним из этих компонентов. Масштабы трудностей, стоявших перед КНР, определяли и масштабы необходимой ей помощи. Экономическая и научно-техническая помощь, оказанная Советским Союзом Китаю, была беспрецедентной по своему размаху и эффективности. СССР предоставил эту помощь в наиболее трудный для КНР период, когда вопросы восстановления и развития народного хозяйства тесно переплетались с вопросами существования нового Китая. В сложной внутренней и международной обстановке советская экономическая и научно-техническая помощь стала одним из определяющих факторов решения чрезвычайно трудных политических, социальных, экономических и других проблем. Она позволила КНР за короткий исторический период восстановить и реконструировать народное хозяйство и заложить основы современной промышленности, которая давала возможность быстрыми темпами ликвидировать экономическую отсталость и строить материально-техническую базу социализма в Китае.

1 Эти хронологические рамки включают в себя, с одной стороны, заключение 14 февраля 1950 г. Советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимопомощи который положил начало широким и многообразным межгосударственным отношениям между СССР и КНР, и, с другой стороны, XI пленум ЦК КПК (август 1966 г.), на котором маоистская группировка вопреки интересам народов социалистического лагеря и прежде всего самого китайского народа окончательно оформила свою антисоветскую линию в качестве официальной политики КНР, что привело советско-китайские отношения в целом на грань полного разрыва.

стр. 47

Советская помощь Китаю не означала, что СССР располагал какими-то не находившими внутреннего применения излишками. Советский Союз по-братски делился с КНР тем, в чем подчас сам остро нуждался. При этом СССР исходил из стремления помочь КПК и китайскому народу как можно скорее превратить Китай в индустриальную социалистическую державу, в соратника в общей борьбе за торжество коммунизма. Советский Союз также руководствовался стремлением максимально способствовать усилению всей социалистической системы - этого могучего фактора мирового революционного процесса.

С помощью СССР в КНР за короткий срок, с 1950 по 1959 г., было восстановлено разрушенное многолетней войной народное хозяйство и построено более 250 крупных промышленных предприятий, цехов и объектов, оснащенных новейшим оборудованием2. При этом следует иметь в виду, что наряду с введением в действие крупных мощностей в черной и цветной металлургии, энергетической и других отраслях промышленности, строительство этих предприятий означало создание совершенно новых для Китая отраслей промышленности, в том числе авиационной, автомобильной, тракторной, энергетического и тяжелого машиностроения, приборостроения, электротехнической, радиотехнической, важных отраслей химического производства. Построенные при техническом содействии СССР предприятия позволяли КНР ежегодно производить: чугуна - 8,7 млн. т, стали - 8,4 млн. т, проката - 6,5 млн. т, угля - 17,2 млн. т, алюминия - 38 тыс. т, аммиака - 150 тыс. т, серной кислоты - 250 тыс. т, продукции тяжелого машиностроения - 60 тыс. т, горного и шахтного оборудования - 20 тыс. т, нефтеперерабатывающего и химического оборудования - 40 тыс. т, паровых и гидравлических турбин мощностью 1,7 млн. квт, электрогенераторов мощностью 0,6 млн. квт, тракторов (в условных единицах) - 42 тыс. шт., грузовых автомашин - 30 тыс. шт., металлорежущих станков - 3,7 тыс. шт., паровых котлов для теплоэлектростанций общей мощностью 7 тыс. т пара в час. На построенных и реконструированных с помощью СССР электростанциях были введены в эксплуатацию турбоагрегаты общей мощностью около 4 млн. квт3. В 1960 г. производство продукции на предприятиях, построенных с советской помощью, составляло в общем объеме промышленного производства КНР: по чугуну - 30%, стали - около 40%, прокату - более 50%, грузовым автомобилям - 80%, тракторам - более 90%, синтетическому аммиаку - 30%, производству электроэнергии - 25%, паровым и гидравлическим турбинам - 55%, электрогенераторам - около 20%, алюминию - 25%, продукции тяжелого машиностроения - свыше 10% и т. д.4.

250 с лишним крупных промышленных предприятий, построенных при техническом содействии Советского Союза, представляли собой лишь часть обширной программы советской технической помощи КНР, рассчитанной на три пятилетки и предусматривавшей строительство, реконструкцию и расширение более 400 крупных промышленных предприятий, цехов и отдельных объектов. О масштабах этой программы свидетельствует тот факт, что СССР взял на себя обязательство оказать КНР помощь в строительстве 12 металлургических комбинатов и заводов с проектной мощностью: по чугуну - 28 млн. т в год, стали - 30 млн. т, прокату - 25 млн. т; 3 заводов по производству алюминия общей мощностью 738 тыс. т в год; комплекса предприятий по производству олова мощностью 25 тыс. т в год; 7 заводов тяжелого машиностроения по производству металлургическо-

2 О. Борисов, Б. Колосков. Политика Советского Союза в отношении КНР - социалистический интернационализм в действии. "Ленинская политика СССР в отношении Китая". Сборник статей. М. 1968, стр. 201.

3 Там же, стр. 202 - 203.

4 Там же, стр. 203.

стр. 48

го, горнорудного, нефтяного и химического оборудования мощностью 240 тыс. т металлоизделий в год; 17 заводов по производству паровых, газовых и гидротурбин и электрогенераторов к ним общей годовой мощностью 11,2 млн. квт; 100 предприятий оборонной промышленности5. Претворению в жизнь этой программы помешало начавшееся с 1961 г. резкое сокращение маоистской группировкой экономических, научно-технических и других связей с Советским Союзом.

Приступая к восстановлению народного хозяйства и осуществлению широкой программы экономического развития, Китай практически не располагал инженерно-техническими и научными кадрами, которые обладали бы достаточными техническими знаниями и опытом. Поэтому КНР было бы чрезвычайно трудно самостоятельно осуществлять строительство социалистической экономики, особенно индустриализацию страны. Учитывая это обстоятельство, Советский Союз в 1950 - 1960 гг. направил в Китай свыше 10 тыс. высококвалифицированных советских специалистов, организовал подготовку высококвалифицированных китайских научно-технических и рабочих кадров на советских предприятиях, в вузах, проектных и научно-исследовательских организациях. В 1951 - 1962 гг. в СССР прошли производственно-техническое обучение более 8 тыс. китайских граждан. В учебных заведениях Советского Союза за этот же период обучалось более 11 тыс. китайских студентов и аспирантов. Около 1 тыс. научных работников Академии наук Китая прошли стажировку в научно-исследовательских институтах АН СССР. Кроме того, для ознакомления с научно-техническими достижениями и производственным опытом в Советский Союз приезжало свыше 1,5 тыс. китайских инженеров, техников и ученых.

Чрезвычайно важное значение для социалистического строительства в КНР имела помощь Советского Союза в области советско-китайского научно-технического сотрудничества. Только за период с 1954 по 1959 г. СССР передал Китаю более 24 тыс. комплектов научно-технической документации. О размахе и эффективности советской помощи в этой области говорит тот факт, что в настоящее время в КНР нет ни одной отрасли промышленности, где не выпускалась бы продукция, изготавливаемая по разработанным в СССР и переданным Китаю чертежам, техническим условиям и технологической документации. По существу, вся эта документация была передана КНР безвозмездно, хотя ее стоимость, по подсчетам зарубежных экспертов, оценивается в миллиарды долларов. Да дело и не столько в стоимости, сколько в том, что КНР нигде не могла бы получить в нужном для широкого экономического строительства объеме научно-техническую документацию, которая к тому же соответствовала бы последним достижениям науки и техники. Ни одна из высокоразвитых капиталистических стран не хотела помогать Китаю в ликвидации его экономической отсталости. Но даже если бы капиталистические страны и пошли на это, КНР пришлось бы расплачиваться за такую научно-техническую помощь либо большими суммами в иностранной валюте (которой Китай тогда не располагал), либо пожертвовать своей политической и экономической самостоятельностью. Кроме того, Советский Союз в 1950 - 1961 гг. предоставил Китаю на льготных условиях долгосрочные кредиты, общая сумма которых составила 1 млрд. 816 млн. инвалютных рублей6.

Наряду с оказанием Китаю экономической и научно-технической помощи в становлении и развитии мирных отраслей народного хозяйства Советский Союз сыграл важную роль в создании в КНР совре-

5 Там же, стр. 201.

6 М. А. Суслов. О борьбе КПСС за сплоченность международного коммунистического движения. М. 1964, стр. 53.

стр. 49

менной оборонной промышленности. Помимо технического содействия в строительстве предприятий оборонного профиля и оснащения их современным оборудованием, СССР передал Китаю техническую и технологическую документацию на производство современных видов военной техники. Кроме того, Китаю было предоставлено значительное количество современной военной техники, вооружения, снаряжения и материалов для оснащения Народно-освободительной армии Китая.

Важное место в системе советско-китайских экономических отношений в исследуемый период занимала внешняя торговля. КНР получала из Советского Союза все необходимое для восстановления и развития народного хозяйства и осуществляла поставки своих товаров в счет оплаты средств, предоставленных ей Советским Союзом на эти цели. О значении для КНР торговли с СССР говорит быстрый рост удельного веса СССР во внешнеторговом обороте Китая: от менее чем 5% до создания КНР7 до 23% - в 1950 г. и 50% - в 1958 году8. За годы первой китайской пятилетки (1953 - 1957 гг.) доля СССР во внешнеторговом обороте КНР составила 57,1%.

Принимая во внимание экономическое положение КНР в первые годы после ее образования (экономическую отсталость, разруху, сравнительно слабые экспортные возможности), необходимость быстрейшего восстановления и развития народного хозяйства, а также укрепления обороноспособности КНР, Советский Союз в первые, наиболее трудные для становления КНР годы предоставил значительные экономические и военные кредиты, которые дали Китаю возможность получить из Советского Союза большое количество товаров, жизненно необходимых для восстановления и развития экономики, укрепления обороноспособности страны и обеспечения насущных потребностей китайского народа. В 1949 - 1955 гг. экспорт из СССР постоянно превышал импорт из КНР. За 6 с лишним лет это превышение выразилось в сумме 947,3 млн. рублей.

Активный баланс в советско-китайской торговле, таким образом, означал, что Советский Союз выделил из своего национального дохода и предоставил Китаю в долг на продолжительный срок значительные средства для решения неотложных экономических и других задач, стоявших перед КНР. По мере использования КНР советских кредитов, по мере восстановления и развития народного хозяйства ресурсы КНР возрастали, и соответственно росли ее экспортные возможности. С 1956 г., когда народное хозяйство КНР было полностью восстановлено и получило значительное развитие, когда многие отрасли экономики досрочно завершили выполнение заданий первой пятилетки, КНР начала погашать свою задолженность Советскому Союзу. Именно с 1956 г. китайский экспорт стал превышать китайский импорт из Советского Союза. В течение 9 лет (1956 - 1964 гг.) путем поставок в СССР товаров, а иногда и иностранной валюты, КНР постепенно ликвидировала пассивный баланс своей торговли с Советским Союзом, образовавшийся в трудные для становления ее экономики годы.

Структура и характер советского экспорта в Китай определялись прежде всего стремлением оказать максимальную помощь братской стране в восстановлении ее народного хозяйства, в удовлетворении неотложных нужд китайского народа и создании прочных основ для социалистической индустриализации и развития КНР по пути к социализму. В восстановительный период КНР главными статьями советского

7 "An Economic Profile of Mainland China". Studies prepared for the Joint Economic Committee. Congress of the United States. U. S. Government Printing Office. Washington. 1967, p. 592.

8 "Наш друг Китай". М. 1959, стр. 371.

стр. 50

экспорта в Китай были машины и оборудование, черные металлы, нефтепродукты и т. д. В 1950 - 1952 гг. поставки из СССР машин и оборудования оценивались в 276,93 млн. руб., что составляло 21,6% общей стоимости советского экспорта в Китай в этот период. При этом если в первые годы восстановительного периода Советский Союз осуществлял поставки в КНР главным образом отдельных видов оборудования и машин, необходимых для восстановления и реконструкции промышленных предприятий, построенных еще до образования КНР, то уже с 1951 г. все больший удельный вес в советском экспорте в Китай стали занимать поставки комплектного оборудования. Это объяснялось тем, что СССР начал обеспечивать оборудованием строившиеся и реконструируемые с его помощью в КНР 50 промышленных предприятий, таких, как Аньшаньский металлургический комбинат, гидроэлектростанция "Фынмань", теплоэлектростанции в городах Бэньсиху, Тайюани, Чунцине, Сиани и т. д. В годы первой пятилетки, когда в КНР в широких масштабах развернулось промышленное строительство и страна остро нуждалась в машинах и оборудовании, Советский Союз поставил КНР комплектного оборудования почти на 639 млн. руб.10. Машины и оборудование составляли почти 50% советского экспорта в КНР, в том числе удельный вес комплектного оборудования в общем экспорте оборудования составил в 1957 г. 77%. В условиях, когда металлургия КНР только начала восстанавливаться и в стране выплавлялось всего около 1,3 млн. т стали, Советский Союз поставил в Китай в 1950 - 1952 гг. 943 тыс. т черных металлов, то есть 40% от общего объема производства черных металлов в КНР за этот период. В годы первой пятилетки, когда собственного металла, производимого в КНР, не хватало для удовлетворения потребностей строительства и развития промышленности, Советский Союз поставил в Китай почти 2 млн. т дефицитного в КНР проката черных металлов и труб на 300,825 млн. рублей11.

В старом Китае наивысший уровень производства нефтепродуктов (главным образом за счет перегонки горючих сланцев) составлял в год 320 тыс. тонн. Нефтеперерабатывающая промышленность старого Китая работала исключительно на импортной нефти. Именно поэтому для КНР имели очень важное значение советские поставки нефтепродуктов. За годы восстановительного периода в КНР было произведено 943 тыс. т нефтепродуктов (в том числе 216 тыс. т бензина и 71,5 тыс. т керосина). За этот же период СССР поставил в КНР 1,5 млн. т нефтепродуктов (в том числе 506 тыс. т бензина, 477 тыс. т керосина, 160 тыс. т дизельного топлива, 154 тыс. т масел). Благодаря помощи СССР производство нефтепродуктов в КНР возросло с 436 тыс. т в 1952 г. до 1460 тыс. т в 1957 году. Тем не менее Советский Союз оставался главным источником, за счет которого КНР покрывала свои потребности в нефтепродуктах. За годы первой пятилетки СССР поставил КНР около 7 млн. т нефтепродуктов. В одном только 1957 г. в КНР из СССР было экспортировано 1803 тыс. т нефтепродуктов12.

В первые годы после образования КНР Советский Союз экспортировал в Китай довольно значительное количество хлопчатобумажных тканей, а также других товаров народного потребления: сахара, обуви, одежды, табачных изделий. Однако по мере восстановления народного хозяйства и повышения способности самообеспечения КНР

10 М. И. Сладковский. Развитие торговли Советского Союза с Китайской Народной Республикой. "Внешняя торговля", 1959, N 10, стр. 7.

11 М. И. Сладковский. Советско-китайское экономическое сотрудничество. "10 лет КНР". М. 1959, стр. 186; его же. Развитие торговли Советского Союза с Китайской Народной Республикой, стр. 4, 7, 8.

12 М. И. Сладковский. Развитие торговли Советского Союза с Китайской Народной Республикой, стр. 4, 7.

стр. 51

в товарах народного потребления их экспорт из СССР в Китай резко сократился, а к концу первой пятилетки полностью прекратился.

Импорт из Советского Союза был очень важен для Китайской Народной Республики. Экономическая блокада, эмбарго на торговлю с КНР со стороны США и других империалистических стран сделали социалистические государства, и в первую очередь Советский Союз, практически единственным для КНР источником получения современных средств производства. "На протяжении ряда лет, - писал министр внешней торговли КНР Е. Цзи-чжуан, - преобладающее место в нашем импорте занимали средства производства. Импорт этих товаров оказал действенную помощь в восстановлении и развитии промышленного и сельскохозяйственного производства... ускорил успешное осуществление социалистической индустриализации страны. Здесь следует особо подчеркнуть то, что братские социалистические страны, особенно Советский Союз, оказали нам огромную бескорыстную помощь, которая сыграла важнейшую роль в ускорении социалистического строительства в нашей стране и в создании первичной базы социалистической индустриализации"13.

Значительное место в китайском импорте из Советского Союза занимали товары, предназначенные для укрепления обороноспособности КНР. Большой удельный вес военных поставок в Китай объяснялся в период 1950 - 1953 гг. потребностями КНР, которая вместе с КНДР отражала агрессию американского империализма в Корее и защищала свои границы. Удельный вес советских военных поставок в КНР был довольно высоким и в первые годы после окончания войны в Корее, когда КНР усиленно модернизировала свои вооруженные силы. По мере завершения модернизации Народно- освободительной армии Китая, а также ввода в эксплуатацию предприятий оборонной промышленности, строившихся с помощью Советского Союза, удельный вес военных поставок в советском экспорте в КНР резко снизился. Крупные военные поставки из СССР в 1950 - 1957 гг. имели чрезвычайно важное значение для КНР. С одной стороны, они способствовали быстрейшему оснащению Народно-освободительной армии Китая вооружением, отвечавшим последнему слову науки и техники в те годы и превращению ее в современную армию. С другой стороны, советские поставки военной техники, вооружения, боеприпасов, снаряжения позволили использовать значительные материальные и людские ресурсы КНР в области мирного экономического строительства, что в большой мере содействовало ускорению восстановления и развития народного хозяйства Китайской Народной Республики.

Осуществляя в широких масштабах поставки в КНР своих товаров, Советский Союз не только обеспечивал в значительной степени потребности ее экономического развития, укрепление обороноспособности, а также удовлетворение насущных нужд китайского народа, но и помогал создавать фундамент для развития экспортных возможностей Китая. Решая задачи восстановления и реконструкции своего народного хозяйства, а позднее задачи широкого планового экономического строительства, КНР нуждалась в максимальном увеличении своего экспорта для обеспечения платежей за растущий индустриальный импорт. Вместе с тем КНР была заинтересована в том, чтобы на экспорт шли главным образом товары, в которых меньше всего ощущался недостаток на ее внутреннем рынке. Учитывая экономическое положение и экспортные возможности КНР, Советский Союз с пониманием отнесся к ее экономическим интересам. Главными товарами, экспортируемыми Китаем в

13 Е. Цзи-чжуан. Внешняя торговля нашей страны за десять лет. "Внешняя торговля", 1959, N 10, стр. 14.

стр. 52

Советский Союз в период 1950 - 1960 гг., были: сырье для производства продовольственных товаров, продовольственные товары, цветные, легирующие и редкие металлы (олово, ртуть, вольфрамовый и молибденовый концентраты, сподумен, берилл и т. д.), текстильное сырье (шелк-сырец, овечья шерсть, джут, пенька и т. д.), изделия текстильной промышленности (шелковые и шерстяные ткани, скатерти, белье и другие изделия), сырье растительного и животного происхождения (тунговое масло, эфирные масла, щетина, кожсырье и т. д.), некоторые химические продукты, кустарно- художественные изделия, галантерея, ковры и т. д.

Вместе с тем после завершения восстановления разрушенного фашистскими захватчиками народного хозяйства в СССР темпы социалистического строительства в нашей стране год от года нарастали. Начиная с 1953 г. в Советском Союзе был осуществлен широкий круг мероприятий, направленных на быстрый рост всех отраслей народного хозяйства СССР, на подъем сельского хозяйства. Подъем экономики СССР сопровождался значительным повышением благосостояния советского народа. Решая проблему максимального удовлетворения потребностей советского народа и дальнейшего быстрого подъема экономики, КПСС исходила прежде всего из развития внутренних источников и ресурсов нашей страны. Дополнительным средством решения этой проблемы стал импорт из-за рубежа, что создавало благоприятные возможности для развития экспорта китайских товаров в Советский Союз.

С первых лет существования Китайской Народной Республики Советский Союз стал основным покупателем китайских товаров. В условиях экономической блокады и эмбарго на торговлю с КНР со стороны США и многих других капиталистических стран значение для КНР такого емкого и стабильного рынка сбыта товаров, каким был Советский Союз, трудно переоценить. Даже в 1957 г., когда проводимая империалистическими державами политика экономической блокады и эмбарго окончательно обанкротилась14 и более 70 стран и районов мира поддерживали торговые отношения с КНР15, на долю Советского Союза в китайском экспорте приходилось: 100% джутовых мешков, 96% кокосового масла, 87,1% яблок, 75,6% овечьей шерсти, 69,5% консервов, 66,8% табака, 64,8% мороженой свинины, 59,1% арахиса неочищенного, 58,1% цитрусовых, 50,8% мороженой говядины и баранины, 50,1% соевых бобов, 41,3% канифоли, 37,6% арахиса очищенного, 36,9% щетины, 31,6% риса, 28,7%) чая, а также 91% вольфрамового концентрата, 85,2% олова, 82,9% молибденового концентрата, 80% цемента, 53,4% чугуна, 28,4% каустической соды, 95,3% шерстяных тканей, 62,5% шелка фабричного производства.

Следует также иметь в виду, что Китайской Народной Республике, как молодой развивающейся стране, из-за номенклатуры и качества ее товаров было весьма трудно пробиться на мировые рынки, выдержать конкуренцию со стороны других развивающихся стран, а также со стороны высокоразвитых в экономическом отношении капиталистических государств. Только тесные экономические связи КНР с социалистическими странами, в первую очередь с СССР, позволили Китаю в значитель-

14 В 1957 г. капиталистические страны Запада в обстановке нараставших экономических трудностей и ухудшения условий сбыта на мировом капиталистическом рынке, а также видя, что благодаря торговле с Советским Союзом и странами народной демократии КНР практически получает все необходимое для быстрого развития своего народного хозяйства, были вынуждены пойти на значительное ослабление ограничений в торговле с КНР. 30 мая 1957 г. Англия заявила, что она будет продавать КНР товары, разрешенные к экспорту в СССР и страны народной демократии. Вслед за ней аналогичные заявления сделали Голландия, Дания, Норвегия, Бельгия, Португалия, Франция, Западная Германия, Япония, Италия. В результате этого удельный вес капиталистических стран во внешнеторговом обороте КНР увеличился в 1957 г. до 33,9%.

15 "Дуйвай маои", 1958, N 1.

стр. 53

ных количествах экспортировать сельскохозяйственное17 и промышленное сырье, а также другие товары по твердым ценам.

Торговые отношения между Советским Союзом и КНР в 1950 - 1967 гг. осуществлялись на основе межправительственного торгового соглашения от 19 апреля 1950 года. Поставки товаров из СССР в КНР и из КНР в СССР производились в соответствии со списками, которые ежегодно согласовывались между двумя странами в специальных протоколах. Срок действия торгового соглашения от 19 апреля 1950 г. был установлен с 1 января по 31 декабря 1950 г., то есть на один год. Однако правительства СССР и КНР регулярно договаривались о продлении срока действия этого соглашения на каждый следующий год. Таким образом, советско-китайская торговля в рассматриваемый период формально велась при отсутствии долгосрочного торгового соглашения18. Тем не менее нельзя утверждать, как это делают некоторые буржуазные авторы19, что советско-китайская торговля не имела под собой долгосрочной юридической основы и что именно Советский Союз не желал связывать себе руки каким-нибудь долгосрочным торговым договором или соглашением с КНР. Дело в том, что, во-первых, советско- китайская торговля в 1950 - 1964 гг. включала в себя не только чисто коммерческие операции. Советский экспорт в КНР включал в себя, помимо обычных торговых поставок товаров, поставки по программе экономической помощи и поставки по программе военной помощи Китаю. Китайский экспорт в СССР включал в себя обычные торговые поставки товаров, а также погашения советских экономических и военных кредитов КНР и процентов по ним. А экономическая помощь, военная помощь и кредиты предоставлялись КНР на основе долгосрочных соглашений. Во-вторых, следует иметь в виду, что Советский Союз в целях создания устойчивых торговых связей неоднократно предлагал КНР обсудить вопрос о заключении между СССР и Китаем долгосрочного торгового соглашения. Однако китайская сторона постоянно уклонялась от обсуждения этого вопроса.

Все практические вопросы советско-китайских торговых отношений регулировались сначала "Общими условиями поставок товаров советскими и китайскими внешнеторговыми организациями", подписанными 29 марта 1952 г., затем "Общими условиями поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную "Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР", которые обсуждались и подписывались обеими сторонами дважды - 12 февраля 1955 г. и 10 апреля 1957 года. "Общие условия" включали в себя широкий круг вопросов советско-китайской торговли, в том числе такие, как "условия поставок, сроки и даты поставок, количество и качество товаров, тара, упаковка и маркировка, извещение о поставках, порядок платежей, санкции, претензии, арбитраж, общие положения".

17 Необработанное и обработанное сельскохозяйственное сырье и продукция подсобных промыслов крестьян составляла 90,7% в 1950 г. и 71,6% в 1957 г. от общего объема экспорта КНР. См. "Ten Great Years". Statistics of the Economic and Cultural Achievements of the Peoples Republic of China. Foreign Languages Press. Peking. 1960, p. 176.

18 23 апреля 1958 г. правительства СССР и КНР заключили договор о торговле и мореплавании. В этом договоре обе стороны выразили желание принимать все необходимые меры для развития и укрепления торговых отношений в духе дружеского сотрудничества и взаимопомощи, на основе равноправия и взаимной выгоды. Договор предусматривал, что правительства СССР и КНР будут заключать соглашения, в том числе и долгосрочные, обеспечивающие развитие товарооборота в соответствии с потребностями экономики каждой из стран. СССР и КНР договорились о том, что они предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации во всех вопросах, касающихся торговли и других видов экономических связей.

19 Chy-yuan Sheng. Economic Relations Between Peking and Moscow. 1949 - 1963. N. Y. 1964.

стр. 54

Чрезвычайно важными вопросами советско-китайских торговых отношений являются вопросы цен. Группа Мао Цзэ-дуна в письме ЦК КПСС от 29 февраля 1964 г. утверждала, что цены на многие товары и оборудование, импортированные из Советского Союза, были намного выше цен, существовавших на мировом рынке21. Как же обстояло дело с ценами в советско-китайской торговле на самом деле? Советско-китайским торговым соглашением от 19 апреля 1950 г. было установлено, что цены на товары в советско- китайской торговле "будут определяться на основе цен мировых рынков в рублях". Для определения цен на товары в торговле с КНР при переговорах о товарообороте между СССР и КНР в 1950 г. за основу были приняты цены по продаже и закупке аналогичных товаров на мировых капиталистических рынках за предшествующий год. Эти цены в большинстве своем применялись до 1958 года. Такой принцип стабильности цен на взаимно поставляемые товары, применявшийся в торговле между СССР и КНР, как и в торговле СССР с другими социалистическими странами, преследовал цель оградить цены в торговле между социалистическими странами от вредного влияния конъюнктуры капиталистического рынка. Это, естественно, иногда приводило к тому, что СССР и КНР продавали друг другу товары по ценам более низким или более высоким, чем цены на мировом капиталистическом рынке. Так, китайские источники свидетельствуют о том, что в период войны в Корее и сразу после нее цены на различные машины, импортируемые из СССР и КНР, были на 20 - 30% ниже, на некоторые виды важного оборудования для тяжелой промышленности - на 30 - 60% ниже, чем цены на аналогичное оборудование на английском и американском рынках22. Вместе с тем несколько позднее в результате изменения цен на мировом капиталистическом рынке уже Советский Союз некоторое время мог покупать по ценам, которые были ниже мировых, такие товары, как шерсть, рис, джут, тунговое масло, черный чай, шелк-сырец, олово, вольфрамовый концентрат и т. д.23.

В связи с изменениями цен на мировом рынке, которые оказывали значительное влияние на уровень цен на отдельные товары в советско-китайской торговле, в течение 1950 - 1958 гг. по согласованию сторон производились отдельные коррективы цен. В 1958 г. цены в советско-китайской торговле по согласованию сторон были пересмотрены. Новые цены были установлены сторонами на базе среднегодовых цен за 1957 г. на основных мировых товарных рынках, и они с тех пор оставались с согласия обеих сторон неизменными.

Принцип установления цен был определен обменными письмами сторон от 23 апреля 1958 г. и 26 февраля 1959 г., а затем ежегодно по предложению китайской стороны и с согласия советской стороны подтверждался при заключении ежегодных протоколов о товарообороте между СССР и КНР. Таким образом, китайские заявления, сделанные уже после 1960 г., о том, что цены на многие советские товары и оборудование были якобы намного выше цен, существовавших на мировом рынке, и что поэтому торговые отношения с СССР были невыгодными для Китая, не соответствуют действительности. В советско-китайской торговле по согласованию сторон до сих пор действуют цены, принятые в 1958 году.

Важным моментом для выяснения условий советско-китайской торговли был вопрос о качестве товаров, которыми обменивались стороны.

21 "Переписка между ЦК КПК и ЦК КПСС". Изд-во литературы на иностранных языках. Пекин. 1964, стр. 33.

22 Пэн Мин. Чжунсу жэньминь юи цзянь ши: "Чжунго циньнянь чубаншэ". Бэйцзин. 1955, стр. 138.

23 Е. Цзи-чжуан. Выступление на IV сессии ВСНП 11 июля 1957 года, "Жэньминь жибао", 12.VII.1957.

стр. 55

Некоторые буржуазные авторы, которых волнуют не экономические интересы КНР, а скорее быстрый рост советской торговли со многими странами мира и которые



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: