По статистике до 70% прибыли приносят клубу постоянные посетители. Поэтому на первом этапе разработки концепции необходимо определить целевую аудиторию заведения. От того, на какую аудиторию ориентирован клуб: на «золотую» молодежь или подростков с окраины, солидных бизнесменов или рокеров, представителей сексуальных меньшинств или натуралов, зависят интерьер, музыка, напитки, цены и даже уровень обслуживания.
Условно все клубы можно разделить на три основные категории: дорогие, демократичные молодежные (больше похожие на дискотеки) и узкотематические. Последние обычно различаются по музыкальным направлениям: джаз, рок, поп и пр. Существуют также клубы для женщин, геев и т.п.
Золотая молодежь или элитный сегмент – самый привлекательные посетители для клубов. Создание подобных заведений имеет свою специфику. Для таких посетителей важен комфорт, новизна, стремление к ненавязчивой роскоши и декадансу, а также динамично меняющаяся атмосфера, когда один вечер не похож на другой. Основное внимание стоит сосредоточить на создании вокруг заведения обстановки таинственности, богемности, избранности и элитарности.
В подобных клубах брать деньги за вход не принято, а прибыль идет только за счет бара. Цены соответствующие: чашечка кофе — 10 долл., коктейли — от 50 долл. Средний посетитель в подобных местах тратит за ночь 100–200 долл., т.е. только при сотне клиентов (среднее число посетителей) заведение выручает 10–20 тыс. долл.
Интересная особенность дорогих клубов — недолгий срок существования (не более двух лет). Когда место «приедается», владелец просто закрывает клуб, чтобы открыть его в новом месте и под новым названием. Но у скроенных по принципу элитарности заведений есть один существенный недостаток — небольшое число потенциальных клиентов, особенно в регионах, собственно и в Москве элитная публика не превышает 5 тыс. человек.
|
Клубный бизнес: Демократичный формат
Наиболее широкая целевая аудитория у демократичных молодежных клубов. По подсчетам специалистов, только в Москве это около 100 тыс. человек, в основном от 15 до 25 лет, т.е. школьники и студенты. В таких клубах основной источник дохода – плата за входной билет, потому что молодежная публика не покупает выпивку в баре, а предпочитает это делать в соседних ларьках.
Успех «широкоформатного» заведения зависит от светового и музыкального оборудования, размера и вместимости помещения, а главное — от объема рекламы. Если музыка звучит громко, и ставит ее модный диджей, световое оборудование сверкает ярко, входная плата в районе 50–60 руб., а на улицах раздаются флаерсы-пригласительные с рекламой, то приток посетителей обеспечен. Для таких клубов личность промоутера, равно как и дизайн интерьера, не имеет большого значения.
В управлении такими заведениями главное — придерживаться гибкой ценовой политики. В выходные гораздо больше желающих отдохнуть и развлечься, поэтому максимальную плату за вход следует назначать в пятницу, субботу и воскресенье. В понедельник же, после бурного уик-энда, наплыв спадает, и большинство клубов либо устраивают выходной, либо делают вход бесплатным. По оценке экспертов, рентабельность подобного заведения держится на уровне 20–50%.
Клубный бизнес: Нетрадиционная ориентация
|
В крупнейших городах мира активно открываются и раскручиваются специализированные гей-клубы. Первое подобное заведение в Москве начало свою работу в 1995 г., и сегодня их уже пять. По подсчетам специалистов, ежегодно клиенты оставляют в столичных гей-клубах до 1 млн. долл. наличными.
Открытие клуба с такой спецификой имеет свои тонкости. Главная – надо быть вхожим в «эту тусовку». Поэтому для управления клубом нужно искать администратора, вхожего в круг потенциальных клиентов и знающего «специфику жанра». К расходам на оплату ди-джеев добавляются траты на выступление стриптизеров, травести-шоу и оборудование так называемых dark room — мест, где посетители могут уединиться. Организация стриптиза – дорогое удовольствие. Размер оплаты танцевальных коллективов зависит от уровня их звездности. Средняя цена составляет от 400–800 долл. за выступление труппы, и от 50 до 150 долл. за выход одиночного артиста.
Клубный бизнес: Доходы
Прибыль клубы получают из нескольких источников. Основную часть приносят бары, ведь наценка на спиртное в клубах доходит до 300%. Средний чек в баре ночного клуба равен 10–50 долл. с человека, т.е. за ночь это от 1 до 5 тыс. долл. дохода, все зависит от аудитории. К слову сказать, сегодня многие фирмы–производители пива предоставляют барное оборудование в бессрочную бесплатную аренду в обмен на эксклюзивное приобретение пива. Поэтому, на покупке части барного оборудования можно неплохо сэкономить. Второй источник - плата за входной билет, хотя не во всех заведениях он присутствует.
Получить дополнительную прибыль можно, сотрудничая со спонсорами: многие производители сигарет и алкоголя направляют свои рекламные бюджеты на рекламу в местах продаж — туда, где она все еще разрешена. Спонсорская помощь может составлять от нескольких десятков до 100 тыс. долл. за вечеринку.
Для клубов, играющих «живую» музыку, актуальным направлением считается приглашение музыкантов. Выступление начинающих групп стоит дешево: 150 долл. за вечеринку, а вот звездам придется платить до 10 тыс. долл. за выступление, но все расходы обязательно окупятся: например, входной билет «на звезду» в популярный московский клуб «16 тонн» стоит 15–20 долл., а клуб вмещает 600–670 человек. А вот в провинции выступление раскрученной группы обойдется в 1,5–2 раза дороже.