Педагогические функции концертмейстера.




Примеры музыкального оформления урока классического танца.

1.Plie (приседание). Медленное непрерывное текучее движение. Упражнение развивает силу мышц ног и выворотность, проверяет правильность позиций и постановку корпуса. Отлично разогревает мышцы, подготавливает к следующим более сложным упражнениям. Музыкальные размеры: 3/4, 4/4.

2. Rond de jambe par terre (круговые движения ногой по полу). Развивает эластичность и подвижность тазобедренного сустава. Часто это движение заканчивают перегибанием корпуса (port de bras), поэтому можно использовать две мелодии, т.к. характер движений разный: первая часть – ровная, умеренно чёткая, вторая часть – плавная.

Музыкальные размеры: 3/4, 4/4

 

 

 

3.Battement fondu (тающий батман). Относится к плавным, достаточно сложным движениям, основанное на равномерном сгибании и выпрямлении опорной и работающей ноги. Воспитывает мягкость и плавность, развивает эластичность мышц, координацию, выворотность. Темп музыки медленный, тягучий. Музыкальные размеры: 3/4, 4/4

 

 

 

Adagio (адажио) – группа медленных движений. Развивает силу ног, артистизм, закрепляет знание поз классического танца. Очень хорошо использовать восходящие мелодии (они хорошо сочетаются с подъемом ноги), а также арпеджированную фактуру аккомпанемента.

 

3.Нотный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

Battements fondus

 

 

 

Developpes

 

 

 

 

 

 

4.Методическии рекомендации для концертмейстеров.

 

 

 

4.1.Достойное качество музыкального материала.

Музыкальное оформление непременно должно осуществляться на материале наивысшего качества - образцах классического русского и зарубежного музыкального наследия, что исключает звучание на уроке бессодержательной эстрадной музыки дурного вкуса. «Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание учащихся танцовщиков и концертмейстера – всё это помогает выполнять урок классического танца с максимальной отдачей.

 

.2.Максимальное музыкальное разнообразие.

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять, обновлять, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Концертмейстеру класса хореографии, решая задачу грамотного отбора музыкального материала для сопровождения на уроках и умения приспособить музыку к хореографическим комбинациям, необходимо владеть обширными знаниями в области музыкальной литературы, теории музыки, иметь представление о характерных особенностях музыкального языка того или иного композитора. Подбор разнообразного материала музыки благоприятствует созданию плодотворной атмосферы занятий, обогащению образных представлений учащихся, развитию эмоциональной отзывчивости. Трудно сделаться подлинным концертмейстером если не владеешь большим и разнообразным репертуаром.

Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.Соответствие возрасту учащихся:

 

Художественное содержание и образный мир музыкального материала, используемого на занятиях, должны соответствовать возрасту учащихся, уровню развития, их полноценному восприятию и способности к отображению содержания в двигательной форме. Важно учитывать и художественную сопоставимость хореографии и музыки. Например, не стоит пытаться объединить в одно целое тренажёрное занятие у станка и насыщенные глубоким содержанием произведение, как, например, Экспромт Ges-dur Ф.Шуберта или II часть «Патетической сонаты» Л.Бетховена.

Знание французской терминологии.

Концертмейстер обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения. «Французская терминология, принятая для классического танца…. неизбежна, будучи интернациональной. Для нас она то же, что латынь в медицине ею приходиться пользоваться. Она абсолютно международна и всеми принята.» (Ваганова А.Я. Основы классического танца,- Ленинград, 1980, с.10)

Использование преимущественно гомофонно - гармонического типа фактуры.

В балетном классе исполняется преимущественно танцевальная музыка: всевозможные вальсы, марши, гавоты, польки, а также музыкальные произведения, представляющие обобщённые танцевальные образы. Целесообразнее использовать гомофонно-гармонический тип фактуры, характерный в целом для танцевальной музыки. Музыкальное сопровождение должно отличаться несложным тональным планом, метрической однородностью, интонационно-ритмической ясностью и простотой. Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков, что особенно важно в работе с начинающими, музыка должна помогать ученикам, быть для них своеобразной подсказкой.

Композиционная стройность, квадратность.

Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса должны обладать композиционной стройностью, выражаемой квадратностью. На начальном этапе очень важно, чтобы произведение можно было разбить на квадраты. Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом–вперед, в сторону, назад, в сторону.

«Квадратность, или группировка тактов по четыре, важная для метрической организации периодов, имеет прямую связь с движением. Она органична потому, что отражает симметрию человеческого тела (две ноги), моторику движений танцующих (вправо-влево, вверх-вниз), обладает природной упорядоченностью и в силу этого лёгкой воспринимаемостью». (Безуглая Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа. - Издательство «Планета музыки»,2015,с.37).

Педагогические функции концертмейстера.

 

 

 

Естественно образование в классе хореографии невозможно без верного помощника педагога – концертмейстера, обязательно присутствующего на всех занятиях и репетициях. Кто, как не концертмейстер разовьет у воспитанников музыкально-ритмические навыки, не привьет им музыкально-эстетический вкус.

Какова же роль концертмейстера в музыкально-эстетическом развитии детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное. Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует.

I. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание.

Музыкально-ритмические движения – вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:

· обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;

· усвоение музыкальных знаний;

· формирование умений подчинять движения музыке.

Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную – концертмейстер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: