Реферат - краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, который требует умения составлять и анализировать различные точки зрения.




Тема № 12. Конспектирование

Вид учебного занятия: лекция (2 ч)

Цель учебного занятия: изучить порядок конспектирования, реферирования, аннотирования, тезирования, рецензирования и ответить на вопросы для самоконтроля

Одним из наиболее часто практикуемых видов записей является конспект, т. е. краткое изложение прочитанного. В буквальном смысле слово «конспект» означает «обзор». По существу, его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли произведения, без подробностей и второстепенных деталей. Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними. Сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу. Составляется с целью сохранения в памяти. Помимо обычного текстового конспекта, в ряде случаев целесообразно использовать такой конспект, где все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы (формализованный конспект). Это удобно при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен.Табличная форма конспекта может быть применена также при подготовке единого конспекта по нескольким источникам, особенно если есть необходимость сравнения отдельных данных. Еще одна форма конспекта - графическая. Суть ее в том, что элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними. На первой горизонтали находится формулировка темы, на второй показано, какие основные положения в нее входят. Эти положения имеют свои подразделения и т. д.По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение графического конспекта - наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.

 

Реферирование, или составление реферата (лат. Reffere - докладывать, сообщать) - это краткое изложение содержания оригинала - первоисточника.

Реферат - краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, который требует умения составлять и анализировать различные точки зрения.

Реферат отличается точным изложением основной, существенной новой информации.

Реферирование научных текстов в вузе студентами используется для переработки в основном научной и технической литературы, содержащей новую для учащегося информацию. Реферат обращает внимание на новые сведения и определяет целесообразность обращения к изначальному тексту.

Согласно действующему ГОСТу 7.9-95 «СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования», «реферат - краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата». В этом же стандарте описываются основные требования к реферированию.

К реферату предъявляются следующие основные требования:

новизна информации;

научная адекватность реферата источнику;

выявление концепции автора и оптимальное сочетание теоретического и фактического материала;

достижение максимальной информативности при повышении степени свертываемости информации.

Сложившаяся практика реферирования научной литературы, а также соотнесение объема автореферата и диссертации свидетельствуют о том, что оптимальный объем реферата должен составлять в среднем 10-15 % реферируемого документа (хотя возможна и большая степень сжатия информации).

В данном случае в реферате в полной мере можно отразить все элементы структуры, основной фактографический материал, методические и концептуальные особенности реферируемого источника, статистические и справочные данные. Такой реферат может заменить исследователям и преподавателям первоисточник, который возможно им недоступен по тем или иным причинам.

 

Аннотирование. Аннотация - краткая характеристика печатно­го издания (или его части) с точки зрения содержания, назначе­ния, формы и других особенностей.

Аннотация включает сведе­ния о содержании произведений печати, его авторе и достоин­ствах работы, носит пояснительный или рекомендательный ха­рактер, используется работниками информационных органов и библиотек для рекламы и пропаганды произведений печати.

Аннотация помещается на обороте титульного листа книги, включает характеристику издания, его основной темы и пробле­матики, дает представление об объекте, цели работы и ее резуль­тате. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведе­ние печати в сравнении с другими, родственными ему по темати­ке и целевому назначению. При переиздании указывают на то, что отличает новое издание от предыдущего. Средний объем ан­нотации 500 печатных знаков. Итак, аннотация пред­ставляет собой самое краткое изложение содержания книги, дает общее представление о ее теме Виды аннотаций. По содержанию и целевому назначению ан­нотации подразделяются на справочные и рекомендательные

Справочные аннотации, которые также называют описательны­ми или информационными, характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критичес­кой оценки.

Рекомендательные аннотации характеризуют книгу и дают оцен­ку ее пригодности для определенной категории читателей, с уче­том уровня подготовки, возраста и других особенностей.

По полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначению аннотации подразделяются на общие и специа­лизированные.

Общие аннотации характеризуют книгу в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Это дает возможность в первом приближении представить себе содержание книги, понять, окажется ли она полезной для расширения представлений об ис­следуемой области.

Специализированные аннотации представляют лишь определен­ную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.

Разновидностью специализированной аннотации является ана­литическая аннотация, касающаяся некоторой части содержания книги. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справоч­ный характер.

Аннотации могут быть обзорными, или групповыми. Обзорная аннотация содержит обобщенную характеристику двух и более документов, близких по тематике.

Справочная обзорная аннотация объединяет сведения о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотиро­ванных произведений.

В рекомендательных обзорных аннотациях отмечают различия в трактовке темы, в степени доступности и др.

Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые фрагменты ори­гинала. Основное содержание первоисточника передается лако­нично и емко. Особенностью аннотации является использование в ней стандартизированных оборотов речи (речевых клише).

Тезис - греческое слово, означающее «положение». Таким образом, тезисы - это основные положения книги, всегда имеют доказательства, позволяют обобщить материал, используются для критического анализа текста. Для того чтобы их составить, требуется достаточно полное усвоение содержания произведения, четкое представление о его основной идее и главных положениях, утверждаемых автором. Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержание, а тезис дает ответ на этот вопрос, т.е. раскрывает его содержание. Рецензии

В литературе сложился типовой план для написания рецензии.

1. Объект анализа.

2. Актуальность темы.

3. Краткое содержание.

4. Формулировка основного тезиса.

5. Общая оценка.

6. Недостатки, недочеты.

7. Выводы. Объектом оценки могут быть:

- полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;

- новизна и актуальность поставленных проблем;

- позиция, с которой автор рассматривает проблемы;

- корректность аргументации и системы доказательств;

- характер и достоверность примеров, иллюстративного мате­риала;

- убедительность выводов.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1.Расскажите про общие правила конспектирования.

2.Охарактеризуйте правила реферирования.

3.Опишите требования аннотирования.

4.Расскажите про правила составления тезисов.

5.Опишите про порядок рецензирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: