Самостоятельная работа №1.
Тема: «Инерционные характеристики судна»
Цели работы:
знать:
– инерционные характеристики судов;
– влияние внешних факторов на маневренные качества судов;.
уметь:
– определять инерционные характеристики судна;
– учитывать факторы, влияющие на основные инерционные характеристики судна;
План работы:
I. Изучить тему: «Инерционные характеристики судна».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Понятие о маневренности судов и составов;
2. Основные маневренные качества судов:
- ходкость;
- инерционность;
- управляемость.
III. Зарисовать в конспекты рис. 19 стр.14; рис.20 стр.16.
Литература:
1. В.С. Удачин, В.Б.Соловьев «Судовождение на ВВП»
§ 3 стр. 13 – 20.
Самостоятельная работа №2.
Тема: «Маневрирование при расхождении и пропуске судов».
Цели работы:
знать:
– общие принципы расхождения и обгона судов;
– особенности расхождения и обгона на малых траверзных расстояниях;.
уметь:
– выбирать место расхождения или обгона;
– вести переговоры по УКВ-радиосвязи для согласования взаимных действий;
– учитывать особенности расхождения и обгона с учетом внешних факторов.
План работы:
I. Изучить тему: «Маневрирование при расхождении и пропуске судов».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Общие принципы и элементы расхождения и пропуска судов;
2. Особенности расхождения и пропуска с учетом внешних факторов;
3. Общие принципы и элементы обгона судов;
4. Особенности обгона с учетом внешних факторов.
III. Зарисовать в конспекты рис. 99 стр.110; рис.100 стр. 111, рис. 101 стр. 113.
Литература:
1. В.С. Удачин, В.Б.Соловьев «Судовождение на ВВП»
§ 17 стр. 109 – 114.
Самостоятельная работа №3.
|
Тема: «Визуальная и звуковая сигнализация судов на ВВП».
Цели работы:
знать:
– назначение, взаимное расположение и правила несение огней и знаков;
– назначение сигналов, их роль в обеспечении безопасности плавания.
уметь:
– определять огни и знаки судов;
– распознавать звуковые сигналы;
– подавать и принимать звуковые и зрительные сигналы.
План работы:
I. Изучить тему: «Визуальная и звуковая сигнализация судов на ВВП».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Понятия об огнях и знаках на судах и плотах;
2. Определение и назначение огней;
3. Дальность видимости и взаимное расположение огней на судах;
4. Назначение звуковых сигналов.
III. Зарисовать в конспекты рис стр.65 - 81.
Литература:
1. Правила плавания на ВВП РФ. П.п.47-124 стр.17- 33, стр. 62-64стр. 80-81
Самостоятельная работа № 4.
Тема: «Схемы выполнения оборотов».
Цели работы:
знать:
– общие принципы выполнения оборотов;
– способы выполнения оборотов;
– элементы маневрирования при выполнении оборотов.
уметь:
– определять безопасное место для выполнения оборота судна с учетом внешних факторов;
– учитывать при выполнении оборота технико-эксплуатационные данные судна;
– выполнять обороты судна в различных условиях плавания.
План работы:
I. Изучить тему: «Схемы выполнения оборотов».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Общие принципы и элементы маневрирования при выполнении оборота;
2. Выполнение оборота судна на свободной акватории при благоприятных условиях;
3. Выполнение оборота судна с учетом ветра и течения;
|
1. Выполнение оборота в стесненных условиях.
III. Зарисовать в конспекты рис. 102 - 108 стр.114 - 118.
Литература:
1. В.С. Удачин, В.Б.Соловьев «Судовождение на ВВП»
§18 стр.114 – 118.
2. Правила плавания по ВВП РФ
Пп.156 - 159
Самостоятельная работа № 5.
Тема: «Способы привалов судов».
Цели работы:
знать:
– общие принципы привалов и отвалов судов;
– элементы маневрирования при привалах с учетом внешних факторов;.
уметь:
– выбрать способ привала судна с учетом внешних факторов;
– учитывать особенности судна и его технико-эксплуатационные данные;
План работы:
I. Изучить тему: «Способы привалов судов».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Общие принципы и элементы маневрирования при выполнении привала судна;
2. Факторы, влияющие на выбор способа привала судна;
3. Привал судна к причалу при отсутствии ветра и течения;
4. Привал судна с учетом ветра;
5. Привал судна с учетом течения;
6. Привал судна с учетом ветра и течения;
7. Привал судна в стесненных условиях;
3. Привал судна к другому судну на ходу и на стоянке.
III. Зарисовать в конспекты рис. 114 - 123 стр.125 – 135.
Литература:
1. В.С. Удачин, В.Б.Соловьев «Судовождение на ВВП»
§ 20 стр. 125 – 135.
Самостоятельная работа № 6.
Тема: «Способы отвалов судов».
Цели работы:
– общие принципы привалов и отвалов судов;
– элементы маневрирования при привалах с учетом внешних факторов;.
уметь:
– выбрать способ привала судна с учетом внешних факторов;
– учитывать особенности судна и его технико-эксплуатационные данные;
План работы:
I. Изучить тему: «Способы отвалов судов».
|
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Общие принципы и элементы маневрирования при выполнении отвала судна;
2. Факторы, влияющие на выбор способа отвала судна;
3. Отвал судна к причалу при отсутствии ветра и течения;
4. Отвал судна с учетом ветра;
5. Отвал судна с учетом течения;
6. Отвал судна с учетом ветра и течения;
7. Отвал судна в стесненных условиях;
8. Отвал судна к другому судну на ходу и на стоянке.
III. Зарисовать в конспекты рис. 125 - 126 стр.137 – 138.
Литература:
1. В.С. Удачин, В.Б.Соловьев «Судовождение на ВВП»
§ 20 стр. 135 – 138.
Самостоятельная работа № 7.
Тема: «Схема прохождения судном шлюза с верхнего бьефа».
Цели работы:
знать:
– общие принципы шлюзования судов;
– элементы маневрирования при проводке судов и составов через шлюзы.
уметь:
– маневрировать судами и составами при проводке с верхнего бьефа;
– учитывать технико-эксплуатационные характеристики при проводке судна с верхнего бьефа;
– учитывать внешние факторы при заходе в камеру шлюза, при движении в верхнем бьефе.
План работы:
I. Изучить тему: «Схема прохождения судном шлюза с верхнего бьефа».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Общие принципы и элементы маневрирования при проводке судов и составов через шлюзы;
2. Подготовка к шлюзованию судна;
3. Маневрирование судов при подходе к шлюзу с верхнего бьефа;
4. Влияние «поршневого эффекта»
5. Учет ветра и течения при шлюзовании судов и составов.
III. Зарисовать в конспекты рис. 130, 131, 133 - 136 стр. 141 - 150.
Литература:
1. В.С. Удачин, В.Б.Соловьев «Судовождение на ВВП»
§ 22 стр. 141 – 152.
2. Правила плавания на ВВП РФ
Пп. 187 – 204 стр. 44 – 48.
Самостоятельная работа № 8.
Тема: «Схема прохождения судном шлюза с нижнего бьефа».
Цели работы:
знать:
– общие принципы шлюзования судов;
– элементы маневрирования при проводке судов и составов через шлюзы.
уметь:
– маневрировать судами и составами при проводке с нижнего бьефа;
– учитывать технико-эксплуатационные характеристики при проводке судна с нижнего бьефа;
– учитывать внешние факторы при заходе в камеру шлюза, при движении в нижнем бьефе.
План работы:
I. Изучить тему: «Схема прохождения судном шлюза с нижнего бьефа».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Общие принципы и элементы маневрирования при проводке судов и составов через шлюзы;
2. Подготовка к шлюзованию судна;
3. Маневрирование судов при подходе к шлюзу с нижнего бьефа;
4. Влияние «поршневого эффекта»
5. Учет ветра и течения при шлюзовании судов и составов.
III. Зарисовать в конспекты рис. 134 - 136 стр. 147 - 150.
Литература:
1. В.С. Удачин, В.Б.Соловьев «Судовождение на ВВП»
§ 22 стр. 141 – 152.
2. Правила плавания на ВВП РФ
Пп. 187 – 204 стр. 44 – 48.
Самостоятельная работа № 9.
Тема: «Схема проводки судов и составов под мостами».
Цели работы:
знать:
– общие условия движения судов и составов на подходах и при движении под стационарными мостами;
– влияние внешних факторов.
уметь:
– определять судоходный пролет стационарного моста;
– выбирать скорость судна или состава при подходе мостам;
– учитывать соотношение габаритов судна или состава и судоходного пролета моста;
– учитывать действия внешних факторов.
План работы:
I. Изучить тему: «Схема проводки судов и составов под мостами».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Управление судами и составами на подходах к мосту;
2. Проводка одиночных судов под мостом;
3. Проводка толкаемых составов под мостом;
4. Проводка буксируемых составов под мостом;
5. Особенности проводки судов и составов через разводные (подъемные) мосты;
6. Учет течения и ветра при проводке судов и составов под мостом;
III. Зарисовать в конспекты рис. 93 - 96 стр. 98 - 103.
Литература:
1. В.С. Удачин, В.Б.Соловьев «Судовождение на ВВП»
§16 стр. 98 – 103.
2. Правила плавания по ВВП РФ.
Пп. 180 - 181, 183, 185 – 186 стр. 44.
Самостоятельная работа № 10.
Тема: «Схема проводки судов и составов в районе расположения наплавных мостов и канатных паромных переправ».
Цели работы:
знать:
– общие условия движения судов и составов в районе расположения наплавных мостов и канатных паромных переправ;
– влияние внешних факторов.
уметь:
– выбирать скорость судна или состава при подходе к наплавным мостам или канатным переправам;
– учитывать соотношение габаритов судна или состава и разводной части наплавного моста;
– учитывать действия внешних факторов.
План работы:
I. Изучить тему: «Схема проводки судов и составов в районе расположения наплавных мостов и канатных паромных переправ».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Управление судами и составами на подходах к наплавному мосту;
2. Проводка одиночных судов через наплавные мосты;
3. Проводка толкаемых составов через наплавные мосты;
4. Проводка буксируемых составов через наплавные мосты;
5. Учет течения и ветра при проводке судов и составов;
6. Общие условия движения судов и составов в местах расположения
канатных паромных переправ.
III. Зарисовать в конспекты рис. 97 стр. 104.
Литература:
1. В.С. Удачин, В.Б.Соловьев «Судовождение на ВВП»
§16 стр. 103 – 106.
2. Правила плавания по ВВП РФ.
Пп. 178, 179; 182 - 186 стр. 43 – 44.
Самостоятельная работа № 11.
Тема: «Схема проводка судов и составов в районе работающих на судовом ходу судов технического флота».
Цели работы:
знать:
– общую характеристику условий движения судов и составов в местах работы дноуглубительных
и дноочистительных снарядов;
– правила плавания судов и составов в местах работы дноуглубительных
и дноочистительных снарядов.
уметь:
– определять тип земснаряда;
– выбрать способ маневрирования при прохождении участков в местах работы дноуглубительных и дноочистительных снарядов;
– найти вариант маневрирования при невозможности прохода мимо земснаряда.
План работы:
I. Изучить тему: «Схема проводка судов и составов в районе работающих на судовом ходу судов технического флота».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Общая характеристика условий движения судов и составов в местах работы дноуглубительных и дноочистительных снарядов;
2. Управление судами и составами при подходе к месту работы
дноуглубительного (дноочистительного) снаряда с учетом габаритов судового хода;
3. Влияния различных гидрометеорологических факторов;
4. Особенности проводки судов и составов мимо судов, занятых водолазными и подводнотехническими работами.
III. Зарисовать в конспекты рис. 98 стр.107.
Литература:
1. В.С. Удачин, В.Б.Соловьев «Судовождение на ВВП»
§ 16 стр. 106 – 108.
2. Правила плавания по ВВП РФ.
Пп. 169 - 176 стр. 42 – 43.
Самостоятельная работа № 12.
Тема: «Ночная ходовая сигнализация».
Цели работы:
знать:
– огни ночной ходовой сигнализации;
– правила несения огней;
– сектора обзора и дальность видимости огней.
уметь:
– включать сигнальные огни своего судна;
– различать по сигнальным огням типы судов.
План работы:
I. Изучить тему: «Ночная ходовая сигнализация».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Огни одиночного самоходного судна;
2. Огни толкающего судна, толкаемых судов;
3. Огни буксирующего судна, буксируемых судов;
4. Несение ходовых огней несколькими самоходными судами при буксировке;
5. Огни судов при буксировки под бортом;
6. Огни самоходных маломерных и парусных судов;
7. Ходовые огни судов перевозящих опасные грузы;
8. Огни канатных паромных переправ, плотов.
III. Зарисовать в конспекты:
Правила плавания по ВВП РФ, рис. стр.66 – 71, 73, 75, 77.
Литература:
1. Правила плавания по ВВП РФ.
Пп. 47 - 77 стр. 17 – 24.
Самостоятельная работа № 13.
Тема: «Ночная стояночная сигнализация».
Цели работы:
знать:
– огни ночной стояночной сигнализации;
– правила несения огней;
– сектора обзора и дальность видимости огней.
уметь:
– включать сигнальные огни своего судна;
– различать по сигнальным огням типы судов.
План работы:
I. Изучить тему: «Ночная стояночная сигнализация».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Огни одиночного самоходного судна на стоянке;
2. Огни толкающего судна, толкаемых судов на стоянке;
3. Огни буксирующего судна, буксируемых судов на стоянке;
4. Несение ходовых огней несколькими самоходными судами при буксировке на стоянке;
5. Огни судов при буксировки под бортом на стоянке;
6. Огни самоходных маломерных и парусных судов на стоянке;
7. Ходовые огни судов, перевозящих опасные грузы на стоянке;
8. Огни канатных паромных переправ, плотов на стоянке.
III. Зарисовать в конспекты:
Правила плавания по ВВП РФ, рис. стр.66 – 77.
Литература:
1. Правила плавания по ВВП РФ.
Пп. 78 - 89 стр. 25 – 26.
Самостоятельная работа № 14.
Тема: «Дневная и особая сигнализация».
Цели работы:
знать:
– знаки дневной и особой сигнализации;
– огни ночной особой сигнализации;
– правила несения огней;
– сектора обзора и дальность видимости огней.
уметь:
– выставлять знаки
– включать особую сигнализацию;
– различать по дневной и особой сигнализации типы судов.
План работы:
I. Изучить тему: «Дневная и особая сигнализация».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Назначение дневной сигнализации;
2. Особая сигнализация;
3. Сигналы дноуглубительных снарядов, рефулерных и дноочистительных снарядов;
4. Сигналы судов занятых водолазными работами, тралением судового хода;
III. Зарисовать в конспекты:
Правила плавания по ВВП РФ, рис. стр.75 – 78.
Литература:
1. Правила плавания по ВВП РФ.
Пп. 90 - 107 стр. 27 – 30.
Самостоятельная работа №15.
Тема: «Наблюдение и контроль за техническим состоянием судна судовой администрацией».
Цели работы:
знать:
– требования к характеристикам, техническому состоянию судна и всех его элементов;
– порядок осмотра судна, его механизмов, оборудования и устройств.
уметь:
– осуществлять наблюдение и контроль за техническим состоянием судна.
План работы:
I. Изучить тему: «Наблюдение и контроль за техническим состоянием судна судовой администрацией».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Техническая эксплуатация судов;
2. Требования к судам при приеме в эксплуатацию;
3. Осмотр судов, его механизмов, оборудования и устройств.
Литература:
1. Правила технической эксплуатации речного транспорта:
Стр. 18 – 24
Самостоятельная работа №16.
Тема: «Нормативные документы по безопасности плавания».
Цели работы:
знать:
– нормативные документы по безопасности плавания;
– содержание нормативных документов по безопасности плавания.
уметь:
– использовать нормативные документы по безопасности плавания.
План работы:
I. Изучить тему: «Нормативные документы по безопасности плавания».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Перечень документов, находящихся на судне;
2. Документы, выдаваемые Бассейновыми управлениями Государственного надзора на ВВТ;
3. Документы, выдаваемые Российским Речным Регистром;
4. Документы, выдаваемые «Роспотребнадзором»;
5. Документы, выдаваемые ФГУ «Радиочастотный центр»;
6. Документы судовладельца.
Литература:
1. В.С. Удачин, В.Б.Соловьев «Судовождение на ВВП»
§ 30 стр. 220 – 225.
Самостоятельная работа №17.
Тема: «Органы контроля в портах».
Цели работы:
знать:
– органы контроля за работой флота;
– основные задачи органов контроля за работой флота.
уметь:
– выполнять требования и предписания органов контроля за работой флота.
План работы:
I. Изучить тему: «Органы контроля в портах».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте;
2. Органы надзора за безопасностью судоходства;
3. Технический надзор за судами;
4. Надзор за безопасностью эксплуатации судов;
5. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности.
6. Надзор и контроль за обеспечением экологической безопасности.
Литература:
1. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ.
Ст. 34 – 40 стр.
Самостоятельная работа №18.
Тема: «Требования нормативных документов по обеспечению безопасности плавания судна в условиях ограниченной видимости».
Цели работы:
знать:
– положения Правил при движении, стоянки судов в условиях ограниченной видимости;
– порядок использования РЛС, УКВ радиосвязь, УСП, компаса в условиях ограниченной видимости;
- правила расхождения, обгона судов.
уметь:
– применять на практике положения Правил при движении судна в условиях ограниченной видимости.
План работы:
I. Изучить тему: «Требования нормативных документов по обеспечению безопасности плавания судна в условиях ограниченной видимости».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Ограниченная видимость;
2. Условия, допускающие движение судов в ограниченной видимости и запрещающие движение;
3. Движение судов в зависимости от габаритов судового хода;
4. Действие судна, которое обнаружило другое судно с помощью РЛС;
5. Соблюдение дистанции при движении.
6. Расхождение судов.
7. Обгон судов.
8. Стоянка судов.
Литература:
1. В.С. Удачин, В.Б.Соловьев «Судовождение на ВВП»
§ 23 стр. 153 – 172.
2. Правила плавания по ВВП РФ.
Пп.2, 205 – 221 стр. 7, 48 – 51.
3. Наставления по организации штурманской службы на судах.
Приложение №3 стр. 20 -23.
Самостоятельная работа №19.
Тема: «Транспортные происшествия. Разбор и анализ аварийного происшествия».
Цели работы:
знать:
– классификацию транспортных аварийных случаев;
– порядок расследования и оформления транспортных аварийных случаев на ВВП РФ;
– меры, принимаемые капитаном по ликвидации транспортных происшествий;
– порядок извещения о транспортных происшествиях;
– порядок передвижения негабаритных составов.
уметь:
– передавать извещения о транспортных происшествиях;
– выставлять сигналы в случае посадки или затопления судна;
– использовать радиосвязь для передачи информации о посадке на мель.
План работы:
I. Изучить тему: «».
II. Ответить на вопросы в конспектах:
1. Классификация, порядок расследования и оформления транспортных аварийных случаев на ВВП РФ;
2. Действия капитана при транспортном происшествии на судне или на находящемся поблизости другом аварийном судне.
3. Порядок доклада о транспортном происшествии.
4. Оформление случая транспортного происшествия.
Литература:
1. В.С. Удачин, В.Б.Соловьев «Судовождение на ВВП»
§ 30 стр. 223 – 225.
2. Правила плавания по ВВП РФ
Пп.37 – 41, стр 14 – 15.