Отличительные черты настоящего учителя




 

Он действует, ничего не предпринимая.

Действует, ничего не ожидая взамен.

Учит, не произнося ни слова.

Не встает на чью-либо сторону.

Он владеет всем, хотя у него нет ничего.

Не говорит, но действует.

Принимает себя таким, каков он есть.

Умеет правильно использовать время одиночества.

Он ведет за собой учеников, освободив свой ум от суждений, представлений и желаний, наполняет их ум ощущением собственного изначального «я».

Он наблюдает за миром, но доверяет при этом лишь своему внутреннему взору.

Не ждет, не ищет и не рассчитывает на что-либо, он просто здесь и принимает мир таким, каков он есть.

Он всегда в пути, при этом не покидая своего дома (не теряя контакта с самим собой – с тем, кто он есть на самом деле).

Он открыт для всех людей и никого но отвергает.

Готов использовать любые сложившиеся обстоятельства и ничего не растрачивает зря.

Видит мир таким, каков он есть на самом деле, не пытаясь управлять им и предоставляя событиям идти своим чередом, а сам при этом оставаясь в центре.

Он делает свое дело, и не более того, понимая, что нельзя управлять Вселенной и что нам (в силу малости нашего собственного «я») не дано повелевать ходом событий, а поэтому пытаться управлять кем-либо или чем-либо значит идти против Дао.

Он не пытается убедить в чем-либо других, потому что полностью доверяет самому себе

Не нуждается в признании других, потому что самодостаточен.

Не пытается быть могущественным воином, потому что является могущественным воином.

Он ничего не делает, но при этом ничего не оставляет несделанным (ничего не ждет, ни о чем не жалеет, ничего не отвергает).

Живет в реальном мире и свободен от иллюзий.

Он считает, что все должно идти так, как идет, действует, когда наступает подходящее время, и отходит в сторону.

Он приходит, не уходя, видит, не глядя, достигает всего, не делая ничего.

Он добр ко всем и доверяет всем людям.

Никогда не рассчитывает на результат своих действий и потому никогда не бывает разочарован.

Никогда не разочаровывается, и потому его душа вечно молода.

Вещи легко приходят к нему и легко уходят, у него нет желания обладать ими.

Он никогда не стремится к величию и таким образом достигает величия.

Когда на его пути возникают трудности, он останавливается и посвящает себя им.

Он действует уже тем, что предоставляет вещам идти своим чередом.

В самом конце чего-либо он так же спокоен, как и в начале.

Он действует, не рассчитывая на что-либо, достигает всего, не одалживаясь ни у кого, не думает, что он лучше других.

Сохраняет невозмутимость даже в горе.

Выполняет данные обещания и исправляет собственные ошибки.

Он делает то, что считает нужным, и ничего не требует от других.

У него нет собственности, и чем больше он делает для других, тем он счастливее.

Он живет, ничем не ограничивая свою искренность, искореняет в себе ложь и двойственность и прославляет как равенство людей, так и равноценность всех вещей.

 

Вы обрели новый жизненный опыт, ознакомившись с моим скромным пониманием Дао, выраженным к тому же с помощью такого скромного средства, как слова. Это знание о Дао вовсе не обязательно сделает вашу жизнь легче. Вам все так же придется вставать по утрам. Все так же выполнять все, что положено делать человеку. Все так же по вечерам ложиться спать, с тем чтобы утром начать все с начала. Однако если вы решите вступить на свой путь, у вас будет дополнительный инструмент для того, чтобы ощутить каждый момент настоящего и прожить его наиболее полно. Кроме того, в вашем распоряжении теперь будет и кое-что еще.

 

Дао – это путь… а единственное, что может быть логично по отношению к любому пути, – это путешествие.

 

СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!

Библиография

 

1. Митчелл Стивен (переводчик). Дао-Дэ цзин. Нью-Йорк: ХарперКоллинз Паблишере, 1988.

2. Бузеро Лоран. Звездные войны / Аннотированные сценарии. Нью-Йорк: Баллантаин Букс, 1977.

3. Лукас Джордж. Звездные войны. Эпизод 1. Призрачная угроза / Иллюстрированный сценарий. Нью-Йорк: Баллантаин Паблишинг Груп, 1999.

4. Минь Дао День. Дао каждого дня. Сан-Франциско: Харпер Сан-Франциско, 1996.

5. Фрике Тимоти. Ежедневные уроки даосизма, полученные от даосских мудрецов. Нью-Йорк: Стерлинг Паблишинг Компани, Инк., 1999.

6. Уэй Генри. Немеркнущий свет Лао-цзы. Уитон, штат Иллинойс: изд-во Теософикал Паблишингс Хауз, 1982.

7. Палмер Уэнди. Интуитивное айкидо-тело как очищающая практика. Беркли, Калифорния: Норт Атлантик Букс, 1994.

8. Хофф Бенджамен. Дао Винни-Пуха. Торонто, Онтарио: Пингвин Букс, 1982.

 

Об авторе

 

Джон М. Портер, доктор медицины, изучает Дао и познает свой Путь уже на протяжении десяти лет. Он совмещает практику даосизма с занятиями айкидо. Он профессор клинической хирургии и заведующий отделением травматологической хирургии в университете Аризона. Живет в Таксоне, Аризона, со своей женой Ли и двумя сыновьями – Джейсоном и Джорданом.

 


[1]«Дао-Дэ цзин», или «Канон Пути и его Благой Силы».

 

[2]Согласно современным научным данным, исторический Лао-цзы (собственное имя – Ли Эр) жил в VI в. до н. э. Лао-цзы родился в царстве Чу на юге Китая, служил хранителем царской библиотеки и архивов в государстве Чжоу, где встречался с Конфуцием. Текст «Дао-Дэ цзин» был написан не ранее 300 г. до н. э. (300–250 гг. до н. э., т. е. в IV–III вв. до н. э.). Поэтому либо Лао-цзы жил не в VI в., а в IV–III вв. до н. э. и никогда не встречался с Конфуцием, который умер в 479 г., либо текст «Дао-Дэ цзина» был лишь приписан традицией Лао-цзы.

 

[3]Начальник пограничной заставы Инь Си, который стал первым учеником Лао-цзы, получив известность под именем Гуань Инь-цзы – Мудрец Инь-с-Заставы.

 

[4]Пятидесятничество – одно из течений христианства, возникшее в начале XX в. в США. Особое внимание в пятидесятничестве уделяется «дару пророчествования» – «говорению на иных языках». – Прим. ред.

 

[5]Если не указано отдельным примечанием, используемые фрагменты «Дао-Дэ цзин» цитируются в переводе Е. А. Торчинова. – Прим. ред.

 

[6]Быт. 1:2.

 

[7]Мужественность («петушиность», сюнь), женственность («куриность», цы) – указание на единство противоречий в Дао (типа инь-ян). Совершенный мудрец, уподобившись Дао, также должен достичь полной внутренней гармонии.

 

[8] Увэй – недеяние, непротивление природе окружающих вещей и существ, а в конечном итоге – и всего сущего. Но, следуя природе вещей, мудрец может легко достигать своих целей.

Цзы жань – «самоестественность, спонтанность, буквально своетаковостъ (цзы – сам, жань – так). Образец самоестественности – Дао. Самоестественность есть другая сторона недеяния: если недеяние есть следование природе вещей, то самоестественность есть следование своей собственной природе, а не чему-то иному, будь это навязанные извне нормы поведения или просто внешнее принуждение. Мудрец подобен Дао в своей естественности, и, следуя своей собственной природе, он пребывает в состоянии «беззаботного скитания в сфере утонченно загадочного», «бродит по радуге-арке, парит и кружит в тончайшем». Принципы недеяния и самоестественности предполагали единение с природой и опрощение, важным аспектом которого был отказ от ухищрений цивилизации.

 

[9]Согласно даосским воззрениям сокровенное Дао производит из себя единое энергетическое начало мира, первозданный хаос – пневму ци. Дэ – благая мощь пневмы.

 

[10]Это объясняется учением даосизма о «двух Дао»: одно («безымянное», умин) рождает Небо и Землю, т. е. порождает космос, другое («именуемое», юмин) создает, взращивает конкретные вещи. Последнее и есть Дэ – Благая Сила, Благодать Великого Пути (Дао).

 

[11]Соломенное чучело собаки – имеется в виду ритуальное чучело, которое выбрасывали после окончания церемонии. Другой вариант перевода этого фрагмента: «Небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью». (Перевод Ян Хин-шуна.)

 

[12]Ср. с переводом гл. 15 Ян Хин-шуна: «Они были необъятными, подобно долине; они были непроницаемыми, подобно мутной воде. Это были те, которые, соблюдая спокойствие, умели грязное сделать чистым. Это были те, которые своим умением сделать долговечное движение спокойным содействовали жизни. Они соблюдали Дао и не желали многого. Не желая многого, они ограничивались тем, что существует, и не создавали нового».

 

[13]Согласно традиционным китайским представлениям левая сторона предпочтительнее правой, ибо соответствует положительной силе ян, которая все взращивает и пестует, тогда как правая сторона – отрицательной силе инь, связанной с идеей смерти, а потому – оружия и войны. Здесь текст подчеркивает, что войны противны истинному миропорядку.

 

[14]Ср. с переводом гл. 79 Ян Хин-шуна: «После успокоения большого возмущения непременно останутся его последствия. Как можно назвать это добром? Поэтому совершенномудрый дает клятву, что не будет никого порицать. Добрые стремятся к соглашению, а недобрые – к вымогательству. Небесное Дао относится ко всем одинаково, оно всегда на стороне добрых».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: