МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ




«ТРИ МЕДВЕДЯ»

Цель: развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: плоские фигурки медведей,

раскрашенные в русском стиле.

Раздаточный материал: карточки с изображением трех медведей и

кружочки.

 

Ход игры:

«Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Ответ детей).

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время вернулись медведи домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку?» (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел). Музыкальный руководитель выводит фигуру медведя. «Как идет мишка? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку». (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение).

 

 

«ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ»

Цель: развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода на бархатной бумаге.

Раздаточный материал: карточки (30х9 см) и три полоски из картона:

широкие (3х6 см) – долгий звук, узкие (1,5х 6 см) – короткий.

 

Ход игры:

«Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю.

Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет

пароход на фланелеграф). Вот так!» (Изображает на фортепиано

ритмический рисунок). Дети отхлопывают ритм и выкладывают его

полосками у себя на карточках.

Также игра проводится и с паровозом.

«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»

 

Цель: научить детей различать танцевальные жанры, совершенствовать музыкально-ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления.

Музыкально-дидактический материал: «Вальс» А.Аренского; «Полька»

Ц.Кюи; «Травушка-муравушка» р.н. мелодия; «Заинька» р.н.п. в обр.

Н.Римского-Корсакова; «Чебурашка» В.Шаинского.

Раздаточный материал: пять картонных карточек (10х30 см) и 15 кружочков из картона. На каждой карточке изображено по три картинки, условно обозначающие жанры танцевальной музыки (вальс, польку, народную пляску, современный танец, характерный танец).

 

Ход игры:

дети сидят за столами. Перед ними лежат по 1-й карточке с изображениями танцующих пар или персонажей сказок и по три фишки.

1 вариант. «Сейчас вы услышите танцевальную музыку и должны будете угадать, какая из картинок в вашей карточке ей соответствует. Если это вальс – закройте картинку с изображением крутящейся девочки, если это- полька – картинку с изображением танцующей пары, если народная пляска – картинку с изображением хоровода, если это характерный танец – фишку с изображением сказочного персонажа.

Далее музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение (или включает грамзапись). По окончании игры хвалит детей и по желанию они танцуют любой из услышанных танцев.

 

2 вариант. Дети разделяются на пять команд: «Мальвина», «Буратино», «Чебурашка», «Зайчик», «Матрешка» и размещаются в разных местах комнаты.

Первая команда танцует под звуки вальса («Вальс» А.Аренского), вторая – польки («Полька» Ц.Кюи). Третья – сюжетного танца («Чебурашка» В.Шаинского). Четвертая – характерного танца («Заинька» р.н.м. в обработке Н.Римского-Корсакова), а пятая – народной пляски («Травушка-муравушка» р.н.п.). Музыкальный руководитель неоднократно исполняет произведения в разной последовательности. По окончании звучания их игра завершается соревнованием в ловкости: какая команда быстрее займет исходное положение.

 

«ПРОГУЛКА»

Цель: формировать умение детей определять длительности, выкладывать их в ритмические рисунки.

Демонстрационный материал: листы бумаги, карандаши, карточки с

нотами разных длительностей и нарисованными в разных

вариантах.

 

Ход игры:

Детям даются разнообразные задания. А именно:

1. Нарисуйте одну дорожку с четвертными длительностями, другую – с

восьмыми.

2. Ребенок делает равномерные шаги и произносит слоги: «та», «та».

Один – на каждый шаг. Можно одновременно хлопать в ладоши.

3. Произнести по карточке длительности на слоги: «ТА» - длинные,

«ТИ» - короткие.

 

«СОСУЛЬКИ»

Цель: развивать чувство ритма.

 

Ход игры:

Дети делятся на три группы по пять человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап, кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап, кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми. Движения пальчиками вверх-вниз, произносятся слова «кап – кап – кап - кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы объединяются. Можно использовать музыкальное сопровождение.

 

 

«БАРАБАНЩИКИ»

Цель: совершенствовать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры:

Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на нем.

 

 

«ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»

Цель: совершенствовать ритмический слух.

Демонстрационный материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая. Картинки, иллюстрирующие содержание песни. Детские музыкальные инструменты - группа ударных (ложки, треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.).

Раздаточный материал: каждому ребенку по 2-3 карточки.

 

Ход игры:

Ребенок – ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки.

Игра может иметь более усложненный вариант:

Играющим выдается несколько больших карточек, каждая из которых разделена на 4 части. На каждую из частей нанесен в графике ритмический рисунок знакомой песни («Елочка», «Петушок» и др.). У ведущего находятся цветные рисунки с изображением содержания песен. Ведущий выбирает любой рисунок и проигрывает ритм кубиками, палочками, ложками. Дети должны найти у себя на большой карте графическое изображение ритма и закрыть его карточкой с рисунком. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свои карты.

 

 

«ТЕНЬ – ТЕНЬ»

Цель: развитие ритмического чувства.

 

Ход игры:

Музыкальный руководитель поет детям попевку «Тень – тень, по – те-тень». Даются такие задания, как:

1. Попросить ребенка спеть и одновременно тихонько прохлопать в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок песни.

2. Спеть песню по ролям (взрослый за автора, а дети – за лису, зайку, ежей, блошек, медведя и козу). Одновременно хлопать в ладоши.

3. Поменяться ролями с ребенком.

4. Прохлопать, переходя на шепот (хлопки по-прежнему остаются), затем полностью спрятать голос и оставить одни ладошки.

5. Если ритм хорошо усвоен можно выложить его короткими и длинными полосками.

Слушай, слушай, различай,

Звук короткий и протяжный.

Чувство ритма развивай –

Это очень, очень важно!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: