«ТРИ МЕДВЕДЯ»
Цель: развитие чувства ритма.
Демонстрационный материал: плоские фигурки медведей,
раскрашенные в русском стиле.
Раздаточный материал: карточки с изображением трех медведей и
кружочки.
Ход игры:
«Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Ответ детей).
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время вернулись медведи домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку?» (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел). Музыкальный руководитель выводит фигуру медведя. «Как идет мишка? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку». (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение).
«ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ»
Цель: развитие чувства ритма.
Демонстрационный материал: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода на бархатной бумаге.
Раздаточный материал: карточки (30х9 см) и три полоски из картона:
широкие (3х6 см) – долгий звук, узкие (1,5х 6 см) – короткий.
Ход игры:
«Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю.
Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет
пароход на фланелеграф). Вот так!» (Изображает на фортепиано
ритмический рисунок). Дети отхлопывают ритм и выкладывают его
полосками у себя на карточках.
Также игра проводится и с паровозом.
«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»
Цель: научить детей различать танцевальные жанры, совершенствовать музыкально-ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления.
Музыкально-дидактический материал: «Вальс» А.Аренского; «Полька»
Ц.Кюи; «Травушка-муравушка» р.н. мелодия; «Заинька» р.н.п. в обр.
Н.Римского-Корсакова; «Чебурашка» В.Шаинского.
Раздаточный материал: пять картонных карточек (10х30 см) и 15 кружочков из картона. На каждой карточке изображено по три картинки, условно обозначающие жанры танцевальной музыки (вальс, польку, народную пляску, современный танец, характерный танец).
Ход игры:
дети сидят за столами. Перед ними лежат по 1-й карточке с изображениями танцующих пар или персонажей сказок и по три фишки.
1 вариант. «Сейчас вы услышите танцевальную музыку и должны будете угадать, какая из картинок в вашей карточке ей соответствует. Если это вальс – закройте картинку с изображением крутящейся девочки, если это- полька – картинку с изображением танцующей пары, если народная пляска – картинку с изображением хоровода, если это характерный танец – фишку с изображением сказочного персонажа.
Далее музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение (или включает грамзапись). По окончании игры хвалит детей и по желанию они танцуют любой из услышанных танцев.
2 вариант. Дети разделяются на пять команд: «Мальвина», «Буратино», «Чебурашка», «Зайчик», «Матрешка» и размещаются в разных местах комнаты.
Первая команда танцует под звуки вальса («Вальс» А.Аренского), вторая – польки («Полька» Ц.Кюи). Третья – сюжетного танца («Чебурашка» В.Шаинского). Четвертая – характерного танца («Заинька» р.н.м. в обработке Н.Римского-Корсакова), а пятая – народной пляски («Травушка-муравушка» р.н.п.). Музыкальный руководитель неоднократно исполняет произведения в разной последовательности. По окончании звучания их игра завершается соревнованием в ловкости: какая команда быстрее займет исходное положение.
«ПРОГУЛКА»
Цель: формировать умение детей определять длительности, выкладывать их в ритмические рисунки.
Демонстрационный материал: листы бумаги, карандаши, карточки с
нотами разных длительностей и нарисованными в разных
вариантах.
Ход игры:
Детям даются разнообразные задания. А именно:
1. Нарисуйте одну дорожку с четвертными длительностями, другую – с
восьмыми.
2. Ребенок делает равномерные шаги и произносит слоги: «та», «та».
Один – на каждый шаг. Можно одновременно хлопать в ладоши.
3. Произнести по карточке длительности на слоги: «ТА» - длинные,
«ТИ» - короткие.
«СОСУЛЬКИ»
Цель: развивать чувство ритма.
Ход игры:
Дети делятся на три группы по пять человек в каждой.
Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап, кап».
Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап, кап-кап».
Третья группа – на счет шестнадцатыми. Движения пальчиками вверх-вниз, произносятся слова «кап – кап – кап - кап».
Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы объединяются. Можно использовать музыкальное сопровождение.
«БАРАБАНЩИКИ»
Цель: совершенствовать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры:
Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на нем.
«ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»
Цель: совершенствовать ритмический слух.
Демонстрационный материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая. Картинки, иллюстрирующие содержание песни. Детские музыкальные инструменты - группа ударных (ложки, треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.).
Раздаточный материал: каждому ребенку по 2-3 карточки.
Ход игры:
Ребенок – ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки.
Игра может иметь более усложненный вариант:
Играющим выдается несколько больших карточек, каждая из которых разделена на 4 части. На каждую из частей нанесен в графике ритмический рисунок знакомой песни («Елочка», «Петушок» и др.). У ведущего находятся цветные рисунки с изображением содержания песен. Ведущий выбирает любой рисунок и проигрывает ритм кубиками, палочками, ложками. Дети должны найти у себя на большой карте графическое изображение ритма и закрыть его карточкой с рисунком. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свои карты.
«ТЕНЬ – ТЕНЬ»
Цель: развитие ритмического чувства.
Ход игры:
Музыкальный руководитель поет детям попевку «Тень – тень, по – те-тень». Даются такие задания, как:
1. Попросить ребенка спеть и одновременно тихонько прохлопать в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок песни.
2. Спеть песню по ролям (взрослый за автора, а дети – за лису, зайку, ежей, блошек, медведя и козу). Одновременно хлопать в ладоши.
3. Поменяться ролями с ребенком.
4. Прохлопать, переходя на шепот (хлопки по-прежнему остаются), затем полностью спрятать голос и оставить одни ладошки.
5. Если ритм хорошо усвоен можно выложить его короткими и длинными полосками.
Слушай, слушай, различай,
Звук короткий и протяжный.
Чувство ритма развивай –
Это очень, очень важно!