Цель и задачи дисциплины




Целью освоения дисциплины является формирование у студентов профессиональных компетенций в части, предусмотренной настоящей рабочей программой. Главная цель курса - дать общее представление о развитии литературы эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв., в единстве литературного, социокультурного, философского, исторического аспектов, сформировать ценностное отношение к изучению мировой литературы как важнейшей составляющей общеинтеллектуального и духовного развития личности. Данная цель определяет выработку у студентов целостного представления о феномене художественной литературы в синтезе внутренних закономерностей и свойств исторического развития, как явления национальной и общемировой культуры, что обязательно подразумевает овладение навыками лингво-литературоведческого мышления.

Задачами изучения дисциплины являются:

- формирование у будущих специалистов целостного представления о месте и значении литературы эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв. в мировом историко-культурологическом процессе и об основных этапах ее развития, о формах ее бытования;

- формирование у студентов целостного представления о специфике и закономерностях развития культуры и литературы эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв.;

- формирование у студентов целостного представления о своеобразии традиционалистского (риторического) художественного сознания эпохи эйдетической поэтики;

- формирование у студентов целостного представления о взаимодействии литературы эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв. с зарубежной и русской литературами последующих периодов;

- способствовать формированию у студента активной мировоззренческой позиции.

Знания и навыки, полученные в рамках данной дисциплины, имеют методологический характер и большую практическую ценность, поскольку позволяют студенту освоить как динамику истории и теории мировой литературы, так и современные практики анализа текста художественного произведения.

 

Объем дисциплины (модуля)

Количество академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем
Лекции 32 ч.
Лабораторные
Практические 32 ч.
Контролируемая самостоятельная работа 4 ч.
Часов аудиторных занятий, всего 68 ч.
Самостоятельная работа 40 ч.
Часов, всего 108 ч.
Зачетных единиц, всего 3 ЗЕ
Количество академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (раздел «Литература эпохи Возрождения»)
Лекции 16 ч.
Лабораторные
Практические 16 ч.
Контролируемая самостоятельная работа 4 ч.
Часов аудиторных занятий, всего 36 ч.
Самостоятельная работа 20 ч.
Часов, всего 56 ч.
Зачетных единиц, всего 1,5 ЗЕ

Планируемые результаты обучения по дисциплине (раздел «Литература эпохи Возрождения»)

 

В результате изучения дисциплины студент должен достичь следующих результатов:

Результаты обучения по дисциплине Компетенции
Код Содержание
Знать:связь курса с другими гуманитарными дисциплинами; круг проблем, в ряду которых находятся проблемы и вопросы данного курса; обязательные блоки и разделы курса; место и значение литературы эпохи Возрождения в мировом историко- культурологическом процессе; специфику и закономерности развития национальных литератур, культуры эпохи Возрождения; ОПК-3 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных.
ОПК-4 Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
ПК-1 Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.
ПК-2 Способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
ПК-3 Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем.
ПК-4 Владеть навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.
ПК-15 Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом
Знать: специфику эйдетической поэтики, своеобразие традиционалистского художественного сознания и риторического художественного мышления; процессы взаимодействия литературы эпохи Возрождения с литературой последующих периодов; основные этапы развития и эволюции национальных литератур эпохи Возрождения; своеобразие каждой из национальных литератур эпохи Возрождения; необходимый минимум текстов по курсу. ОПК-3 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных.
ОПК-4 Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
ПК-1 Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.
ПК-2 Способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
ПК-3 Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем.
ПК-4 Владеть навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.
ПК-15 Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом
Уметь:анализировать процесс становления, развития и дальнейшую судьбу литературных жанров; определять их роль и место на различных этапах истории общества; раскрывать наиболее важные особенности художественного мастерства в пределах основных жанров и их крупнейших представителей; раскрывать морально- эстетические тенденции литературы эпохи Возрождения и значение созданных ею ценностей. ОПК-3 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных.
ОПК-4 Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
ПК-1 Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.
ПК-2 Способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
ПК-3 Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем.
ПК-4 Владеть навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.
ПК-15 Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом
Владеть: рядом культурологических, философских и литературоведческих терминов (антропоцентризм, реконкиста, оммаж, miles, схоластика, мистика и др.); собственным комплексным представлением об истории мировой литературы. ОПК-3 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных.
ОПК-4 Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
ПК-1 Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.
ПК-2 Способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
ПК-3 Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем.
ПК-4 Владеть навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.
ПК-15 Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом

 

4. Объем дисциплины (Тематический план)

(раздел «Литература эпохи Возрождения»)

Темы (разделы) Количество часов
Аудиторные занятия Сам. работа
Всего ауд. в том числе
Лек. Лаб. Пр. КСР
III семестр (сентябрь-октябрь)
Блок 1. Литература эпохи Возрождения. Тема 1. Эпоха Возрождения.        
Тема 2. Итальянская литература          
Тема 3. Немецкая литература          
Тема 4. Французская литература          
Тема 5. Испанская литература        
Тема 6. Английская литература          
Итого часов          
Итоговый контроль (зачёт)    
Всего по дисциплине часов    
ЗЕ 1,5  

Содержание дисциплины (основные разделы и темы курса)

(раздел «Литература эпохи Возрождения»)

№ п/п Наименование раздела Содержание раздела
1. Блок 1. Литература эпохи Возрождения. Тема 1. Эпоха Возрождения. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. История зарубежной литературы - хронологические границы и стадиальное место эпохи Возрождения в европейском историческом процессе. Общая характеристика литературы Возрождения. Открытие мира и человека. Роль античного наследия в осуществлении поворота от религиозной культуры к светской, от теоцентрического миро­воззрения к антропоцентрическому. Соотношение теории и историилитературы эпохи Возрождениия. Античный гуманизм, античная культу­ра и итальянское Возрождение.
2. Тема 2. Итальянская литература Итальянская литература. Условия и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Периодизация итальянской литературы эпохи Возрождения. Данте - «последний поэт средневековья и первый поэт Нового време­ни». «Новая жизнь», поэзия и проза в этом произведении. «Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и первое произведение гуманистической культуры Возрождения. Роль Данте в формировании итальянского литературного языка. Франческо Петрарка - первый европейский гуманист. Итальянская ли­рика Петрарки, ее средневековые и римские истоки. Поэтическое новатор­ство в «Книге песен». «Петраркистский стиль» и его влияние на развитие европейской ренессансной поэзии. Жизнь и творчество Джованни Боккаччо. Контаминация средневековой, античной мифологической образности и риторических приемов как прин­цип литературного мышления Боккаччо. Автобиографизм и риторический психологизм в «Элегиях мадонны Фьяметты». «Декамерон» как вершина ренессансного реализма. Лудовико Аристо - наиболее значительный представитель демократи­ческого направления в зрелом итальянском Возрождении. Творчество Торквато Тассо - свидетельство глубокого кризиса итальян­ского гуманизма. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли в литературе Возрождения.
3. Тема 3. Немецкая литература Немецкая литература. Социально-историческая обстановка в Германии во второй половине XV - XVI вв. Специфика северного гуманизма. Реформация в Германии. Учение Лютера. Религиозно-этические взгляды и деятельность Рейхлина. «Письма тем­ных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. «Диалоги» У. фон Гуттена. Народная массовая литература в первой половине XVI в. Ее источники. «Тиль Эйленшпигель» как авантюрный народный роман. Отражение позд­него Средневековья в «народных книгах» о Докторе Фаусте. Сатира и мо­рализм в «Корабле дураков» Бранта. История литературы и фольклора эпохи Возрождения в контексте истории культуры. Северное Возрождение и деятельность Эразма Роттердамского. «Похвала Глупости» как философская сатира.
4. Тема 4. Французская литература Французская литература. Предпосылки для возникновения ренессансно-гуманистического дви­жения, его периодизация и национальная специфика. Развитие поэзии в первой половине XVI в. Творчество К. Маро, Марга­риты Наваррской. Жизнь и творчество Рабле. История замысла и создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», многобразие его идейного содержания и ху­дожественное своеобразие. М.М. Бахтин о романе. Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. «Плеяда». Теоретическая программа в манифесте «Зашита и прославле­ние французского языка». Творчество поэтов «Плеяды» (Ронсар, Дю Белле, Белло и др.). Поздний Ренессанс и «Опыты» Монтеня.
5. Тема 5. Испанская литература Испанская литература. Особенности социально-политического развития Испании в конце XV -XVI вв. Зарождение гуманистического движения, его национальные осо­бенности и место в духовной жизни страны. Периодизация литературного процесса в Испании. Роман и его жанровые разновидности: рыцарский с авантюрно-фантастическими элементами. «Амадис Галльский». «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как образец плутовского романа. Жизнь и творчество Сервантеса. Жанровое и идейно- художественное новаторство его романа «Дон Кихот». Судьба «Дон Кихота» в европейской культуре Нового времени.
6. Тема 6. Английская литература Английская литература. Социально-историческое развитие Англии в XVI в. Возникновение гу­манистического движения и его специфика. Периодизация литературного процесса в Англии. Жизнь и деятельность Т. Мора. «Утопия» - один из первых утопических романов. Влияние Италии и Франции на развитие английской гуманистической поэзии XVI в: Уайет, Серрей, Сидней, Спенсер. Кристофер Марло - создатель английской трагедии. «Трагическая исто­рия доктора Фауста». Особенности драматургической манеры Марло. Творчество Шекспира. Периодизация творчества Шекспира. Первый период. Мифопоэтическая картина мира в «Сонетах». Исторические хро­ники - национальная эпопея. Комедии первого периода, оптимизм миро­ощущения Шекспира в них. Драматургия второго периода: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Особенности трагического у Шекспи­ра. Драматургия третьего периода. Ее особенности. Место Шекспира в ми­ровой драматургии и судьба его наследия в культуре Нового времени.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: