Целью освоения дисциплины является формирование у студентов профессиональных компетенций в части, предусмотренной настоящей рабочей программой. Главная цель курса - дать общее представление о развитии литературы эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв., в единстве литературного, социокультурного, философского, исторического аспектов, сформировать ценностное отношение к изучению мировой литературы как важнейшей составляющей общеинтеллектуального и духовного развития личности. Данная цель определяет выработку у студентов целостного представления о феномене художественной литературы в синтезе внутренних закономерностей и свойств исторического развития, как явления национальной и общемировой культуры, что обязательно подразумевает овладение навыками лингво-литературоведческого мышления.
Задачами изучения дисциплины являются:
- формирование у будущих специалистов целостного представления о месте и значении литературы эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв. в мировом историко-культурологическом процессе и об основных этапах ее развития, о формах ее бытования;
- формирование у студентов целостного представления о специфике и закономерностях развития культуры и литературы эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв.;
- формирование у студентов целостного представления о своеобразии традиционалистского (риторического) художественного сознания эпохи эйдетической поэтики;
- формирование у студентов целостного представления о взаимодействии литературы эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв. с зарубежной и русской литературами последующих периодов;
- способствовать формированию у студента активной мировоззренческой позиции.
Знания и навыки, полученные в рамках данной дисциплины, имеют методологический характер и большую практическую ценность, поскольку позволяют студенту освоить как динамику истории и теории мировой литературы, так и современные практики анализа текста художественного произведения.
Объем дисциплины (модуля)
Количество академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем | |
Лекции | 32 ч. |
Лабораторные | ‒ |
Практические | 32 ч. |
Контролируемая самостоятельная работа | 4 ч. |
Часов аудиторных занятий, всего | 68 ч. |
Самостоятельная работа | 40 ч. |
Часов, всего | 108 ч. |
Зачетных единиц, всего | 3 ЗЕ |
Количество академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (раздел «Литература эпохи Возрождения») | |
Лекции | 16 ч. |
Лабораторные | ‒ |
Практические | 16 ч. |
Контролируемая самостоятельная работа | 4 ч. |
Часов аудиторных занятий, всего | 36 ч. |
Самостоятельная работа | 20 ч. |
Часов, всего | 56 ч. |
Зачетных единиц, всего | 1,5 ЗЕ |
Планируемые результаты обучения по дисциплине (раздел «Литература эпохи Возрождения»)
В результате изучения дисциплины студент должен достичь следующих результатов:
Результаты обучения по дисциплине | Компетенции | |
Код | Содержание | |
Знать:связь курса с другими гуманитарными дисциплинами; круг проблем, в ряду которых находятся проблемы и вопросы данного курса; обязательные блоки и разделы курса; место и значение литературы эпохи Возрождения в мировом историко- культурологическом процессе; специфику и закономерности развития национальных литератур, культуры эпохи Возрождения; | ОПК-3 | Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных. |
ОПК-4 | Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста. | |
ПК-1 | Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности. | |
ПК-2 | Способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов. | |
ПК-3 | Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем. | |
ПК-4 | Владеть навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований. | |
ПК-15 | Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом | |
Знать: специфику эйдетической поэтики, своеобразие традиционалистского художественного сознания и риторического художественного мышления; процессы взаимодействия литературы эпохи Возрождения с литературой последующих периодов; основные этапы развития и эволюции национальных литератур эпохи Возрождения; своеобразие каждой из национальных литератур эпохи Возрождения; необходимый минимум текстов по курсу. | ОПК-3 | Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных. |
ОПК-4 | Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста. | |
ПК-1 | Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности. | |
ПК-2 | Способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов. | |
ПК-3 | Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем. | |
ПК-4 | Владеть навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований. | |
ПК-15 | Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом | |
Уметь:анализировать процесс становления, развития и дальнейшую судьбу литературных жанров; определять их роль и место на различных этапах истории общества; раскрывать наиболее важные особенности художественного мастерства в пределах основных жанров и их крупнейших представителей; раскрывать морально- эстетические тенденции литературы эпохи Возрождения и значение созданных ею ценностей. | ОПК-3 | Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных. |
ОПК-4 | Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста. | |
ПК-1 | Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности. | |
ПК-2 | Способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов. | |
ПК-3 | Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем. | |
ПК-4 | Владеть навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований. | |
ПК-15 | Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом | |
Владеть: рядом культурологических, философских и литературоведческих терминов (антропоцентризм, реконкиста, оммаж, miles, схоластика, мистика и др.); собственным комплексным представлением об истории мировой литературы. | ОПК-3 | Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных. |
ОПК-4 | Владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста. | |
ПК-1 | Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности. | |
ПК-2 | Способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов. | |
ПК-3 | Владеть навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем. | |
ПК-4 | Владеть навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований. | |
ПК-15 | Понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом |
4. Объем дисциплины (Тематический план)
(раздел «Литература эпохи Возрождения»)
Темы (разделы) | Количество часов | |||||
Аудиторные занятия | Сам. работа | |||||
Всего ауд. | в том числе | |||||
Лек. | Лаб. | Пр. | КСР | |||
III семестр (сентябрь-октябрь) | ||||||
Блок 1. Литература эпохи Возрождения. Тема 1. Эпоха Возрождения. | — | — | ||||
Тема 2. Итальянская литература | — | |||||
Тема 3. Немецкая литература | — | |||||
Тема 4. Французская литература | — | |||||
Тема 5. Испанская литература | — | — | ||||
Тема 6. Английская литература | — | |||||
Итого часов | — | |||||
Итоговый контроль (зачёт) | ||||||
Всего по дисциплине | часов | |||||
ЗЕ | 1,5 |
Содержание дисциплины (основные разделы и темы курса)
(раздел «Литература эпохи Возрождения»)
№ п/п | Наименование раздела | Содержание раздела |
1. | Блок 1. Литература эпохи Возрождения. Тема 1. Эпоха Возрождения. | ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. История зарубежной литературы - хронологические границы и стадиальное место эпохи Возрождения в европейском историческом процессе. Общая характеристика литературы Возрождения. Открытие мира и человека. Роль античного наследия в осуществлении поворота от религиозной культуры к светской, от теоцентрического мировоззрения к антропоцентрическому. Соотношение теории и историилитературы эпохи Возрождениия. Античный гуманизм, античная культура и итальянское Возрождение. |
2. | Тема 2. Итальянская литература | Итальянская литература. Условия и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Периодизация итальянской литературы эпохи Возрождения. Данте - «последний поэт средневековья и первый поэт Нового времени». «Новая жизнь», поэзия и проза в этом произведении. «Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и первое произведение гуманистической культуры Возрождения. Роль Данте в формировании итальянского литературного языка. Франческо Петрарка - первый европейский гуманист. Итальянская лирика Петрарки, ее средневековые и римские истоки. Поэтическое новаторство в «Книге песен». «Петраркистский стиль» и его влияние на развитие европейской ренессансной поэзии. Жизнь и творчество Джованни Боккаччо. Контаминация средневековой, античной мифологической образности и риторических приемов как принцип литературного мышления Боккаччо. Автобиографизм и риторический психологизм в «Элегиях мадонны Фьяметты». «Декамерон» как вершина ренессансного реализма. Лудовико Аристо - наиболее значительный представитель демократического направления в зрелом итальянском Возрождении. Творчество Торквато Тассо - свидетельство глубокого кризиса итальянского гуманизма. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли в литературе Возрождения. |
3. | Тема 3. Немецкая литература | Немецкая литература. Социально-историческая обстановка в Германии во второй половине XV - XVI вв. Специфика северного гуманизма. Реформация в Германии. Учение Лютера. Религиозно-этические взгляды и деятельность Рейхлина. «Письма темных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. «Диалоги» У. фон Гуттена. Народная массовая литература в первой половине XVI в. Ее источники. «Тиль Эйленшпигель» как авантюрный народный роман. Отражение позднего Средневековья в «народных книгах» о Докторе Фаусте. Сатира и морализм в «Корабле дураков» Бранта. История литературы и фольклора эпохи Возрождения в контексте истории культуры. Северное Возрождение и деятельность Эразма Роттердамского. «Похвала Глупости» как философская сатира. |
4. | Тема 4. Французская литература | Французская литература. Предпосылки для возникновения ренессансно-гуманистического движения, его периодизация и национальная специфика. Развитие поэзии в первой половине XVI в. Творчество К. Маро, Маргариты Наваррской. Жизнь и творчество Рабле. История замысла и создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», многобразие его идейного содержания и художественное своеобразие. М.М. Бахтин о романе. Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. «Плеяда». Теоретическая программа в манифесте «Зашита и прославление французского языка». Творчество поэтов «Плеяды» (Ронсар, Дю Белле, Белло и др.). Поздний Ренессанс и «Опыты» Монтеня. |
5. | Тема 5. Испанская литература | Испанская литература. Особенности социально-политического развития Испании в конце XV -XVI вв. Зарождение гуманистического движения, его национальные особенности и место в духовной жизни страны. Периодизация литературного процесса в Испании. Роман и его жанровые разновидности: рыцарский с авантюрно-фантастическими элементами. «Амадис Галльский». «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как образец плутовского романа. Жизнь и творчество Сервантеса. Жанровое и идейно- художественное новаторство его романа «Дон Кихот». Судьба «Дон Кихота» в европейской культуре Нового времени. |
6. | Тема 6. Английская литература | Английская литература. Социально-историческое развитие Англии в XVI в. Возникновение гуманистического движения и его специфика. Периодизация литературного процесса в Англии. Жизнь и деятельность Т. Мора. «Утопия» - один из первых утопических романов. Влияние Италии и Франции на развитие английской гуманистической поэзии XVI в: Уайет, Серрей, Сидней, Спенсер. Кристофер Марло - создатель английской трагедии. «Трагическая история доктора Фауста». Особенности драматургической манеры Марло. Творчество Шекспира. Периодизация творчества Шекспира. Первый период. Мифопоэтическая картина мира в «Сонетах». Исторические хроники - национальная эпопея. Комедии первого периода, оптимизм мироощущения Шекспира в них. Драматургия второго периода: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Особенности трагического у Шекспира. Драматургия третьего периода. Ее особенности. Место Шекспира в мировой драматургии и судьба его наследия в культуре Нового времени. |