Тема равенства, а также тема соотношения карьеры и семьи, пожалуй, наиболее популярная среди обсуждений. Обращение к ним кажется чем-то даже неуместным и ненужным, как может показаться, что еще можно сказать по этому поводу. Все было сказано, написано, реконструировано и изучено детально. Именно эти вопросы были в центре внимания советской политики освобождения женщин, именно в работе было видно истинное равенство.
Вовлечение мужчин в «домашнее пространство» является относительно новым явлением для России, возникающим в рамках трансформации частного пространства в целом, которое начинает строиться на договорной основе и поисках компромиссов совместной жизни. Крупнейшие западные исследователи в частной сфере, такие как Энтони Гидденс, десятилетиями говорили о тенденции демократизации отношений в западных странах и сосредоточении внимания на построении совместной жизни как своего рода осознанного рефлексивного проекта, в котором участвуют оба партнера [19, c. 133]. В целом, этот проект может быть представлен моделью эгалитарной (демократической, равноправной или партнерской) семьи, которая представляет собой отношения между партнерами (супругами), которые имеют следующие характеристики:
Первое - это равное распределение власти в важных решениях, касающихся семьи. В то же время критерием равенства является наличие совместной дискуссии по этим вопросам и с учетом мнений обеих сторон, хотя последнее слово может остаться за кем-то одним. Также важным показателем является тип используемой власти, партнерство, равные отношения строятся на договорной основе без манипуляций и давления власти.
И, во-вторых, равноправное участие партнеров в частной и государственной сфере (бытовые услуги и оплачиваемая работа вне дома). Это, с одной стороны, одинаковое участие партнеров в обязанностях, связанных с ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми, и, с другой стороны, одинаковая оценка деятельности в общественном пространстве, то есть признание важности работа, как мужчин, так и женщин.
|
Дело в том, что работа женщины не считается хобби или развлечением, а зарабатывает деньги как дополнительный доход к зарплате мужчины, который в основном тратится на саму женщину, тогда как мужские деньги считаются «семьей». Важна не только равномерность распределения обязанностей по дому, но и гибкость их распределения. Равенство всегда подразумевает взаимозаменяемость исполнителя определенных функций в зависимости от ситуации.
Если обратить внимание на распределение власти, то есть способность навязывать свою точку зрения или волю другой, трудно выделить какую-либо устойчивую схему разделения власти и лидерства: это может быть поиск компромисса, основанный на обсуждение или единоличное принятие решения по конкретному вопросу. В целом, существуют два условия или факторы, способствующие равному распределению власти [6, c. 45]:
Наличие финансовой независимости каждого из супругов является основанием для учета его мнения, то есть основой для реализации равноправных отношений.
Основное внимание уделяется партнерству как типу взаимодействия, то есть обсуждению важных решений и отсутствию давления, чтобы убедить партнера перейти на его сторону. И этот фактор является наиболее важным и значимым. Косвенно в интервью прослеживаются представления женщин о том, что у них больше власти в семье, и от них зависит окончательное решение, как и в советских семьях, где муж фактически был исключен из этой сферы. Но женщины сознательно готовы отказаться от своего лидерства, чтобы сохранить баланс, который они воспринимают как ценность и фундамент семейного благополучия. Важным показателем равноправного участия партнеров и отказа женщин от единоличной власти в частном пространстве является попытка вырваться в конфликтных ситуациях, как из-за давления Директивы, так и из «чисто женских» манипулятивных стратегий «слабой власти». Хотя попытка не всегда удачна и сознательно заканчивается.
|
Вторым признаком эгалитаризма является равноправное участие партнеров в частной и общественной сферах. Согласно концепции романтической любви Э. Гидденса, частная сфера представлена как специфически женское отдельное пространство и связана с восприятием женщин через роль жены и матери, в то время как публичное пространство деятельности вне дома дается для мужчин частное по сравнению с общественным воспринимается как второстепенное и менее значимое [20, c.101]. Гендерная система, которая поддерживает это распределение, называется патриархальной, и в этом случае главная роль женщин - это роль домохозяйки и главная роль кормильца мужского пола. Поэтому вторым показателем гендерного порядка наряду с одинаковым распределением полномочий является равное участие супругов в частной и общественной сфере (домашние услуги и оплачиваемая работа вне дома).
|
Семейные проблемы воспринимаются как преимущественно женские, но важным признаком эгалитаризма является не только их взаимозаменяемость, но и гибкость ролей внутри пары. Прежде всего, речь идет о гибкости ролей в ведении домашнего хозяйства. И второе - гибкость семейных ролей в целом (кормилец-домохозяйка).
Традиционно все служебные роли в домашнем хозяйстве можно условно разделить на традиционно или преимущественно «мужские» и «женские». К женским обязанностям относятся: уборка, готовка, стирка, глажка, то есть все, что связано с поддержанием чистоты и обеспечением питания. К «мужскому» относятся: различные виды ремонта, техническое оснащение дома, все, что является более сложным и требует специальных технических навыков и знаний (оборудование, электропроводка, сантехника) или, наоборот, самое основное, не требует особых усилий (вывоз мусора). Традиционно «мужские» обязанности также включают в себя задачу обеспечения благополучия семьи, но, поскольку она является внешней по отношению к частному пространству, хотя и тесно связана с ней, мы рассмотрим ее отдельно в будущем.
Если говорить о взаимозаменяемости, гибкости «женских» ролей, то в целом их легко (хотя и не так качественно) могут выполнять мужчины и, как правило, к этому стремятся девушки. Часто единственное, что мужчины отказываются делать, это мыть унитаз или полы. Это самая неприятная, по их мнению, работа. И это еще не все. И не важно, что мужчины могут и выполнять такие функции для поддержания дома, важно, чтобы они делали это после напоминания или прямого указания на необходимость. То есть вовлеченность в дела «дома» остается поверхностной и даже не является «вовлеченностью» вообще.
Отсутствие инициативы среди мужчин часто относится не только к «женским» обязанностям, но и к «мужским» обязанностям и требует определенных усилий (переговоров и гибкости) со стороны женщин. В целом такое положение дел подтверждает предположение о том, что сфера дома остается кругом интересов женщин, в то время как мужчины при необходимости выполняют только инструментальную функцию, а решения остаются в компетенции женщин. Более того, занимаясь своими домашними делами, мужчины рассматривают это как особый вид ухода, требующий поощрения, и поэтому весьма болезненно воспринимают прямое указание на необходимость выполнения определенных домашних обязанностей.
Тем не менее, можно отметить наметившуюся тенденцию к равному исполнению «женских» ролей. Хотя пока мужчины выполняют только самые простые или технологические функции (пылесосить, мыть посуду в посудомоечной машине), отказываться от самых «грязных» или рутинных действий (мытье полов, сантехника, глажка), в целом такие изменения говорят в пользу реализация модели эгалитарной семьи.
Несколько иная ситуация с «мужскими» ролями. В общем, мужчины могут выполнять определенный ограниченный круг домашних обязанностей, чаще всего это мелкие ремонтные работы (техника, дом), переезд или тяжелый переезд. Но если выполнение «женских» обязанностей является неотъемлемой частью повседневной жизни, а без их выполнения существование дома было бы невозможным, то «мужские» обязанности, которые в дополнение к самым основным, требуют только физической силы (для приносить покупки, перемещать мебель), требовать специальных знаний. Это может усложнить их реализацию, поскольку мужчина может не обладать необходимыми компетенциями, к которым девушки в целом относятся с сочувствием.
Но если мужчины готовы взять на себя и часто, если необходимо, взять на себя часть «женских» домашних обязанностей, женщины, в свою очередь, в большинстве случаев не готовы взять на себя «мужские». То есть «мужские» роли являются более гибкими, чем «женские» роли, в то время как традиционная мужская домашняя роль расширяется и включает новые обязанности, «женская» роль предполагает тот же диапазон действий, что и раньше [16]. Одним из возможных объяснений является тот факт, что последние требуют специальных знаний и навыков, на развитие которых необходимо затратить определенные усилия, в то время как первое достаточно легко освоить, что, конечно, играет свою роль. Но есть и другое объяснение, условно его можно обозначить как дизайн гендерной идентичности, который включает в себя два взаимосвязанных проекта: «проект мужественности» и «проект женственности», то есть сознательное построение мужественности или женственности, актуализация важности либо собственной женственности, либо мужественности партнера.
В дополнение к служебным функциям домашнего хозяйства, существует внешняя роль, связанная с материальной безопасностью семьи. Согласно традиционным представлениям, кормильцем семьи является мужчина, и, несмотря на то, что женщины работают и вообще не готовы полностью отказаться от деятельности в публичном пространстве, все же эта обязанность воспринимается как более мужская, чем женская.
Работа мужа имеет огромное значение или столь же ценна, как и их собственная, в глазах женщин. Это связано со стоимостью рабочего места и вкладом в совместный бюджет. Даже когда девочки фактически были единственными кормильцами и поддерживали семью, было отмечено, что это была вынужденная ситуация. Это связано с обоснованием нынешнего порядка вещей, который противоречит идеальным представлениям о «мужчине-кормилеце», который должен быть важным инструментом в работе, поскольку возможность реализации в семье мужчин отсутствует. Это связано с тем, что эта роль была фактически единственной мужской ролью в семье на протяжении всего советского периода.
Установка на мужа-кормильца показана и в распределении бюджета. Если доход мужа позволяет ему содержать семью, он дает понять жене, что ее деньги - это ее деньги, и она может тратить их на себя по своему усмотрению. Если он не может, то хотя бы пытается взять на себя ответственность за некоторые общие расходы или покупки.
Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи, придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с традиционной семьей.
Выделяются следующие особенности современной семьи:
- семья стала меньше по численности;
- современная семья менее стабильна;
- уменьшилось количество семей, где живет глава мужа;
- семья стала менее дружной, потому что родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;
- гораздо большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения или даже живут одни.
В соответствии с отмеченным современным семейством выделяются следующие категории [12, с. 98 - 99]:
- По количеству детей: бездетных, одиноких, многодетных;
- состав и структура семьи: полная, неполная, много поколений, повторный брак и т. д.;
- по типу семьи: авторитарный и эгалитарный;
- Особенности семейной жизни, образ жизни семьи, «розетка», геоцентричность семьи и др.;
- однородность социального состава: однородные и гетерогенные семьи;
- качество отношений, атмосфера в семье и состояние психического здоровья: благополучное, неблагополучное и т. д.;
- степень сотрудничества совместной деятельности: коллективистская, индивидуалистическая и др.
- история семьи; география и др.
На сегодняшний день существуют различные формы существования современной семьи.
1. Брак, основанный на честном контракте. В таких семьях супруги четко понимают цель брака. Такие семьи характеризуются свободой отношений.
2. Брак, основанный на нечестном контракте. Для таких браков характерна односторонняя выгода, то есть у кого-то из партнеров лучший брак.
3. Принудительные отношения. Форма брака, которая исключает свободные отношения и основана на том факте, что один из супругов «осаждает» другого, и что чаще всего из-за жизненных обстоятельств соглашается на компромисс.
4. Отношения ритуальные. Эти отношения основаны на реализации социальных и нормативных принципов. Это брак без любви и без расчета, но только по определенным социальным стереотипам.
5. Отношения - это любовь. Такой брак основан на взаимном согласии и взаимном доверии.
Но к какой бы форме и категории, ни принадлежала семья, она обязательно характеризуется определенными процессами, включая аспекты психологической активности, круг общения, особенно эмоциональные контакты, социальные и психологические цели и индивидуальные психологические потребности ее членов. Психологи изучают все эти аспекты вместе, и каждый из них отдельно.