Исследователи современной семьи выделяют несколько факторов семейного благополучия [8, с. 39-40]:
- Психобиологическая совместимость - главный фактор, влияющий на благополучие в семье. Это включает в себя взаимное уважение, взаимное влечение, готовность супругов к семейной жизни, обязанности и ответственность, самоконтроль и гибкость и т. д.
В этой связи следует отметить, что частые разводы в современных семьях могут объясняться нежеланием супругов до брака - неспособность мужчины нести ответственность за семью, поскольку брачный возраст был намного моложе, и изменились причины брачных отношений;
- Образование. Многочисленные исследования показывают, что высшее образование не всегда повышает стабильность семейных отношений. Но большинство исследователей склонны считать, что уровень интеллекта партнеров не должен существенно различаться. Брак может существовать в патриархальной или близкой к нему форме, если образование мужа выше, чем у жены, но если интеллект и образование жены выше, чем у мужа - это проблемный брак;
- Трудовая стабильность. Существует мнение, что люди, часто меняющие место работы, характеризуются неспособностью наладить длительные отношения, что отражается не только на работе, но и в семейных отношениях;
- Возраст. Наиболее оптимальным периодом брака является возраст девушки - 20 лет, мужчин - 24 года. Ранний брак подразумевает отсутствие подготовки к браку, отсутствие жизненного опыта для создания семьи. Поздний брак влечет за собой более длительный процесс адаптации супругов друг к другу, потому что характер и образ жизни уже более сформированы и устойчивы;
- Продолжительность знакомства. Короткий период ухаживания не может показать будущих супругов в разных ситуациях. Поэтому при коротком знакомстве супруги рискуют познакомиться друг с другом, уже будучи в браке, где все проявляется, до этого момента не видно, личных качеств и слабостей характера партнеров.
|
Все эти факторы определяют психологическую совместимость или несовместимость в семье. Психологическая совместимость - «взаимное принятие партнеров в общении и совместной деятельности на основе оптимального сочетания - сходства или взаимодополняемости - ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей» [14].
С появлением товарного способа производства и рыночных буржуазных отношений традиционная патриархальная семья, характерная для аграрной цивилизации, начинает превращаться в современный тип эгалитарной семьи. Этот процесс очень длинный, сложный и неравномерный. Поэтому сейчас в разных регионах мира можно найти различные формы семейных и брачных организаций, от примитивных до современных. Например, если в Центральной России преобладающей формой семьи является моногамная эгалитарная семья, то на ее окраинах (Северный Кавказ, Сибирь, некоторые регионы Дальнего Востока и т. д.) Патриархальные отношения в семье продолжают культивироваться.
По мнению многих исследователей, современная эгалитарная семья переживает глубокий системный кризис.
Основные признаки кризиса современной семьи:
Поздний брак. Современная молодежь сначала стремится получить хорошее образование, а затем создать семью. Так, если в традиционном обществе мужчины вступают в брак в возрасте 18–20 лет, а женщины - в 16–18 лет, брачный возраст современных молодоженов колеблется от 22 до 28 лет.
|
Маленькие семьи и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов заниматься бизнесом, творчеством и другими несемейными делами не позволяют им уделять достаточно времени рождению и воспитанию детей. Личный эгоизм супругов преодолевает естественные чувства сохранения и воспроизводства вида. Например, в 1920 году общий коэффициент рождаемости в российских семьях составлял 7,5 ребенка, а в середине 90-х годов XX века - около 1,4, тогда как для простого воспроизводства общества необходимо, чтобы для каждой семьи это соотношение было в среднем 2.5. Поэтому в 1992-1999 гг. Население России сократилось на 3,2 млн человек, а естественная убыль (без учета мигрантов) превысила 5,8 млн человек [10].
Закат брака. Увеличение общего количества людей, которые никогда не были женаты. Традиционное общество решительно поощряет брак и формирование семьи, и осуждает безбрачие. Например, в царской России безбрачный крестьянин не имел права на землю, не состоящему в браке чиновнику не доверяли ответственную должность. В современном обществе отношение к безбрачию вполне терпимо.
Увеличение количества разводов. В традиционном обществе разводы редки, поскольку существующие законы и обычаи ограничивают индивидуальный выбор в супружеских отношениях. В демократическом обществе развод является атрибутом личной свободы. Поэтому человек может свободно определять свое семейное положение, что, естественно, увеличивает количество разбитых семей.
|
Рост числа неполных семей. Увеличение числа разводов и незаконных рождений приводит к увеличению числа семей с одним родителем. Как правило, это семья матери, в которой мать воспитывает своих детей одна. Так, в 1985 г. доля незаконнорожденных составляла 12%, а в 1998 г. увеличилась до 27% [15]. В настоящее время в России около 20% семей с несовершеннолетними детьми являются неполными.
Увеличение числа сирот, а также беспризорных и беспризорных детей. Семейный кризис, незаконные роды часто приводят к тому, что матери отказывают своим детям; другие родители лишены родительских прав из-за того, что они не могут (по тем или иным причинам) выполнять свои родительские обязанности; многие дети сами покидают свои семьи из-за того, что в семье они не находят должного ухода, тепла и привязанности. По разным данным, в России сейчас около 700 тысяч детей-сирот и около 2 миллионов бездомных и безнадзорных детей.
Сиротство, бездомность и безнадзорность, как следствие кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Взрослые дети, которые выросли вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и не в состоянии создать полноценную семью. По статистике, только один из десяти воспитанников детского дома создает нормальную семью.
Снижение воспитательной роли отца. Увеличение числа разводов и рождения детей вне брака привело к увеличению числа семей с одним родителем. В таких семьях отцовское образование практически отсутствует. Дети, выросшие в маминых семьях, изучают стереотипы образования матери и переводят их на обучение своих детей. Поэтому во многих семьях образование матери доминирует над отцом. Кроме того, многие отцы, которые занимаются вопросами семейного благополучия или карьерного роста, исключают себя из семейных дел и забот, перекладывая родительские обязанности на плечи женщин. Многие социологи считают, что в развитых странах наблюдается возрождение эпохи матриархата. Кризис современной семьи также подтверждается появлением и юридической регистрацией в некоторых демократических странах так называемых однополых квазисемей, которые из-за однополых «брачных» партнеров не могут иметь совместно приобретенных детей. На самом деле, это тупиковая ветвь в развитии семьи и общества.
Заключение
Обобщая все вышесказанное о равноправном участии партнеров в частной и общественной сферах в качестве показателя равноправных отношений, можно сделать вывод, что традиционные понятия «мужчина» и «женщина», по-прежнему имеют значительное влияние на современные семьи. Основываясь на исследовании, мы можем говорить о сознательных гендерных проектах построения мужественности и женственности.
Традиционными ролями считаются домохозяйка и кормилец. И если мужественность по-прежнему связана с ролью кормильца, женственность, в первую очередь, предполагает материнство как естественную цель женщин, традиционная роль домохозяек размывается. Такое размывание границ роли домохозяйки связано не с тем, что женщина занимается оплачиваемой работой вне дома, а с тем, что постепенно мужчины начинают включаться в неоплачиваемую работу по дому. В результате возникает ситуация, когда женщины, имеющие работу, отказываются брать на себя ответственность за благополучие семьи, оставляя эту роль мужчинам, а те, которые, в свою очередь, выполняют определенные обязанности по дому, не проявляют никакой инициативы в это, определяя эту область как женщина. И обе стороны, из-за традиционных представлений о «мужском» и «женском», поддерживают это распределение ролей.
Однако в целом домашние роли оказываются более гибкими, чем роль «кормильца». С учетом того, что в настоящее время основное внимание уделяется передаче значительной части обязанностей по дому партнеру, женщины с большей вероятностью откажутся брать на себя ответственность за поддержку семьи, что считается тяжелым бременем для кормильца мужского пола. Больше свободы от дома - меньше ответственности за семью.
Таким образом, сложно говорить о полной реализации модели эгалитарной (демократической, партнерской) семьи в семьях образованной молодежи в России на современном этапе. Если говорить о распределении власти в семье, то практически невозможно проследить какую-либо закономерность, было как равное распределение власти, так и ситуативная смена руководства, хотя явно был акцент на компромисс как основной способ решения проблемы. Что касается распределения семейных ролей и их гибкости, частная сфера остается преимущественно женской, а публичная сфера - мужской, хотя роль домохозяйки скорее отвергается и рассматривается как нежелательная. В то же время не только женщины вовлечены в деятельность вне дома, что стало результатом политики государственного освобождения советского времени, но и мужчины постепенно включаются в бытовые услуги, осваивая не только «традиционно мужские» домашние роли (ремонт и вывоз мусора), но рядом «женский» (уборка дома, приготовление пищи). Таким образом, происходит включение мужчин в личное пространство, постепенное выравнивание внутрисемейных ролей, то есть уход от советской системы государственного патриархата в лице государства-патриарха и практически полное исключение мужчин из частной сферы. То есть вы можете увидеть тенденцию формирования эгалитарных семей.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем выделить некоторые из построений равноправных отношений: во-первых, наличие оплачиваемой работы вне дома обоих партнеров, то есть определенная финансовая независимость; во-вторых, нацеленность на партнерство как тип взаимодействия, сознательное построение равных отношений; и, в-третьих, взаимный интерес супругов во всех вопросах, касающихся семьи и дома, и, следовательно, их обсуждение и поиск компромисса.