Ведущий телепрограммы как коммуникатор




 

Цель работы телеведущего. – Понятие идентификации. – Коммуникативные способности человека. – Компоненты социальной установки. – Оценка эффективности речевой коммуникации. – Особенности телевизионной коммуникации. – Средства коммуникации.

 

Основная работа ведущего программы состоит в осуществлении коммуникации между людьми. У телевизионной коммуникации есть специфические особенности, осознавая которые, ведущий способен повысить эффективность своей работы.

 

В процессе коммуникации его участники стремятся повлиять друг на друга, обеспечить свою представленность в сознании партнёра – идентификацию (от лат. identificāre – отождествлять) – в психологии развития: эмоционально-когнитивный процесс уподобления, отождествления себя с кем-либо, чем-либо. При идентификации зрителя с личностью телеведущего усиливается его доверие к информации, сообщаемой телеканалом.

 

Для возникновения у зрителя идентификации первостепенное значение имеют индивидуальные особенности телеведущего.

К ключевым компонентам коммуникативных способностей психологи относят:

- коммуникативно-информационный: контактность, владение вербальными и невербальными средствами общения; сенситивность (от лат. sensus – чувство, ощущение) к отдельным людям и группам, наблюдательность;

- когнитивный (от лат. соgnitіо – знание): социально- перцептивные (от лат. percipio – воспринимаю) способности, социальный интеллект, то есть умение понимать и оценивать, других людей, себя и группы, поступать мудро в отношении их;

- эмотивный (от гр. emovere – волновать): эмпатийность (от гр. empatheia – вчувствование, сочувствование), то есть способность к сопереживанию, гибкость, тактичность, чувствительность к обратной связи;

- конативный (от лат. conatus – попытка, усилие, стремление): организаторские способности, оптимальный стиль общения;

- креативный (от лат. creatio - созидание): способность к персонализации, то есть к обретению общественно значимых индивидуальных свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности.

Последний компонент, в частности, включает желание и умение «подавать себя», владение широким спектром вербальных и невербальных средств общения, умение понимать контекст и подтекст, а также чувство юмора.

Индивидуальный набор и разнообразие используемых средств общения, своеобразие коммуникативного поведения личности определяются взаимосвязью социально-психологических, психологических и психофизиологических факторов.

Избирательность форм реагирования и темп общения обеспечиваются преимущественно за счет природных, врождённых факторов – в частности, свойств нервной системы (темперамента). Их сознательное изменение, как правило, связано со значительными затратами психических и физических ресурсов и чаще всего безуспешно.

Приобретаемыми в процессе воспитания и социализации можно считать большинство навыков общения. Их можно выработать и совершенствовать с помощью тренинга или в процессе работы.

 

Социальные психологи выделяют четыре компонента социальной установки, которая формируется вследствие социального взаимодействия по четырём соответствующим каналам:

- когнитивный (от лат. cognition – знание) – связанный с сознанием, мышлением. Когнитивное воздействие – это передача информации, которая воспринимается сознанием и обрабатывается с применением его познавательных функций;

- аффективный (от лат.affectus – страсть, душевное волнение) – связанный с чувствами, настроениями, переживаниями. Участники коммуникации транслируют друг другу эмоции с целью вызвать эмпатию (гр. empatheia – сопереживание);

- суггестивный (от лат. suggestio – внушение) – основанный на внушении, влиянии на подсознание. Речь идёт о процессе воздействия на психику человека, связанном со снижением критичности при восприятии сообщения, когда не происходит ни анализа, ни оценки побуждений к определенным действиям. Его результат – формирование убеждённости без логических доказательств;

- конативный (от лат. conatus – попытка, усилие, стремление) – связанный с побуждением к определённому поведению.

Все четыре компонента присутствуют в коммуникации, которую осуществляет телевизионный ведущий. Правда, приоритеты меняются. В новостях важнее довести до зрителя информацию. В развлекательных программах и ток-шоу ведущий старается передать эмоции. В публицистических программах и документальных фильмах в ход идут и эмоции, и логика, и внушение. Главной целью остаётся формирование у зрителя определённых поведенческих установок.

Многие зрители интуитивно чувствуют меру каждого из компонентов в том или ином телевизионном продукте. Скажем, если ведущий теленовостей начинает слишком активно демонстрировать эмоции, навязывая их зрителю, у того возникает чувство неловкости, а то и раздражения. Новости – не место для демонстрации собственного отношения. Зато иное ток-шоу без эмоций, основанное на изложении одних только логических аргументов, кажется постным и скучным…

 

Профессионализм телеведущего оценивают по эффективности речевой коммуникации. Под этим следует понимать достижение адекватного смыслового восприятия и точной интерпретации сообщения адресатом. Если зритель усвоил, что именно хотел сказать автор с помощью всех использованных им средств, можно утверждать, что он трактует текст адекватно.

Эффективность телекоммуникации зависит от того, насколько точно ведущий телепрограммы представляет себе зрителей, свою целевую аудиторию, знает её интересы, ценности и особенности языка. В соответствии с ними должны быть «настроены» все четыре компонента коммуникации. Без этого могут возникнуть коммуникативные барьеры, преодолеть которые невозможно.

 

Ряд исследователей утверждает, что зрители оценивают телепередачи и работу телеведущих:

а) по ощущению эмоционального и психологического комфорта;

б) по способности телеведущего устанавливать контакт со зрителем.

Причём, результаты исследований говорят о том, что коммуникативная выразительность телевизионного продукта преобладает над содержательным аспектом [5]. То есть зрителю важнее процесс общения и совместное переживание эмоций, нежели информация. Телеведущие, способные обеспечить психологический комфорт, за счёт глубокой идентификации воспринимаются зрителями едва ли не как члены семьи.

 

Телевизионная коммуникация возникает в тот момент, когда продукт речевой деятельности коммуникатора становится предметом активного смыслового восприятия реципиента. Телеведущий и телезрители образуют коммуникативную систему в процессе порождения (воспроизведения) и смыслового восприятия текста [6].

Телевизионная коммуникация обладает особенностью, характерной для массовой коммуникации в целом: отсутствием непосредственного контакта и обратной связи в пределах единичного акта коммуникации. Это обусловлено необходимостью использовать технические каналы.

Таким образом, телевизионная коммуникация парадоксальна: она характеризуется диалогичностью, но при этом односторонностью общения, разомкнутостью контакта коммуникантов. Обращаясь к телезрителю перед камерой, ведущий произносит монолог. Однако установить контакт и добиться доверия зрителя он сможет, только если построение его высказываний будет диалогическим. Такой контакт и называют разомкнутым:

- обратная связь не непосредственна, а отсрочена;

- при этом телеведущий должен учитывать роль зрителя как партнера по общению, моделировать систему так называемых риторических ожиданий зрителя, проще говоря – предугадывать вопросы и замечания, которые мог бы произнести зритель.

 

Для понимания особенностей общения телеведущего со зрителем следует обратиться к понятиям субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Они определяют ключевую установку на стиль взаимодействия коммуникатора с коммуникантом. При субъект-объектных отношениях речь идёт об односторонней направленности коммуникации. Так, например, могут строиться отношения врача-хирурга и пациента при операции: второй для первого является прежде всего объектом профессиональной деятельности. В процессе коммуникации коммуникатор (субъект) «воздействует» на реципиента (объект), которому отводится роль пассивного слушателя.

Иная ситуация получается при выстраивании субъект-объектных отношений, при ориентации телеведущего на вовлечение зрителя в двухстороннее общение. В этом случае зритель ощущает себя равноправным и самоценным участником процесса коммуникации – субъектом. Для этого телеведущему порой требуются актёрские навыки и воображение, за объективом телекамеры он представляет себе собеседника и его возможную реакцию. Если ведущий убедителен, возникают эффекты диалогичности и доверительности.

 

Пониманию механизмов воздействия телеведущего на аудиторию помогает понятие пристройки – техники самопредъявления коммуникатора. Оно введено в оборот теоретиком театра Петром Михайловичем Ершовым. Теорию со сходными позициями развивал психолог и психиатр Эрик Берн). Пристройка отображает степень доминантности (от лат. dominans — господствующий) и подчинения партнёра по общению.

Возможны три типа пристройки:

- «сверху»;

- «на равных»;

- «снизу».

Характер пристройки устанавливается с помощью следующих элементов:

- поза;

- взгляд;

- темп речи;

- громкость речи;

- интонация;

- дистанция (пространство, разделяющее партнеров по взаимодействию) [11].

 

Вербальные средства коммуникации (речь) наряду с паралингвистическими (неречевые звуки, паузы) и фонационными (интонация, тембр голоса) в процессе общения являются важнейшими. Но телевидение предоставляет возможность использовать и невербальные кинетические средства коммуникации:

- мимику;

- пантомимику (жесты и позы);

а также

- проксемику (организацию пространства);

- визуальное общение (контакт глаз).

Опираясь на результаты исследований, специалисты отмечают, что в телевизионном взаимодействии контакт глаз – важнейшее средство обращения к собеседнику. Визуальный контакт со зрителем ведущему нужно поддерживать не только при работе в одиночку. Во время общения с участниками передачи, участвующими в съёмке, или при работе ведущих вдвоём и более не следует забывать, что виртуально присутствует ещё один собеседник – зритель. Время от времени направленный в объектив взгляд ведущего поддерживает у зрителя ощущения соучастия. Таким образом ведущий осуществляет коммуникативную связь между студией и зрителем. Соучастие зрителя в беседе подчёркивается и в плане проксемики: например, ведущий, его собеседник в студии и телекамера (а значит, и зритель), образуют треугольник, корпуса людей направлены к его центру.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите и объясните цель телевизионной коммуникации.

2. Что такое идентификация в контексте межличностной коммуникации? Приведите примеры идентификации из собственного опыта.

3. Перечислите ключевые компоненты коммуникативных способностей.

4. Назовите четыре уровня (аспекта, компонента) коммуникации. Какой из них, на ваш взгляд, следует считать ключевым?

5. Что следует понимать под эффективностью коммуникации?

6. Назовите и объясните ключевые особенности телевизионной коммуникации.

7. Перечислите характеристики, которые позволяют проанализировать качество ведения телевизионной передачи.

8. Какой тип пристройки кажется вам оптимальным для телеведущего?

 

Практические задания

1. Посмотрите телепрограммы по собственному выбору. Опираясь на предлагаемый набор характеристик, проанализируйте качество их ведения.

2. Опираясь на перечень ключевых компонентов коммуникативных способностей, оцените свои коммуникативные способности. Какие компоненты вам следовало бы развивать?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: