в) технический уровень-управление низового звена.




личности

 

конфликт разрешение столкновение противоречие

 

Конфликт (лат. столкновение) означает столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мыслей или взглядов участником взаимодействия. Причинами конфликта могут быть:

 

· информация неполная, искаженная, обнародование и распространение нежелательной информации, слухи, разночтения одной и той же информации;

 

· представления и ценности - культурные, религиозные, убеждения, недостаток общей культуры;

 

· структура отношений: нарушение порядка соподчинения, нечеткое распределение прав и обязанностей, нерациональность структуры управления, несовершенная система учета труда;

 

· эмоциональность отношений: неудовлетворенность сторон отношениями друг с другом, негативные приемы контактов, манипуляции в общении;

 

· поведение - психологические характеристики, вызывающие эмоциональный протест у партнера, различия в тактике поведения, психологическая несовместимость партнеров.

 

Склонность и предрасположенность к конфликтным ситуациям с другими людьми могут создавать индивидуальные особенности личности (черты характера) человека. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:

 

1. неадекватная, завышенная или заниженная, самооценка своих возможностей и способностей;

 

2. стремление доминировать там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;

 

3. консерватизм мышления, взглядов, убеждений;

 

4. излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях;

 

5. критический настрой, особенно необоснованный и неаргументированный;

 

6. определенные эмоциональные качества (акцентуации характера, тревожность, агрессивность, раздражительность, подозрительность и другие подобные черты).

 

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, то, по поводу чего возникает конфликт. Объект чаще всего связан либо с какой-то объективной невозможностью удовлетворить интересы, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

 

Следующий элемент конфликта - цели, которые ставят перед собой конфликтующие стороны и достижение которых они считают для себя привлекательными; субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

 

Конфликт предполагает наличие оппонентов (лат. противополагающий), конкретных лиц или групп людей, являющихся его участниками. И, наконец, в любом конфликте важно отличать непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

 

Пространственные границы конфликта определяются местонахождением его участников (квартира, дом, работа, регион и т.д. и т.п.). Временные параметры конфликта связаны с его продолжительностью, включая начало и конец.

 

Важно помнить, что попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

 

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликтов в зависимости от критериев, берущихся в качестве основы.

 

1. Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: потребностями, интересами, желаниями, чувствами, мотивами (к примеру, необходимость соблюсти данное слово и невозможность сделать это из-за препятствий, преодолеть которые человек не в состоянии).

 

Внутриличностный конфликт наиболее полно исследован в общей психологии, патопсихологии и психоанализе. Существенный вклад в разработку этого типа конфликта внес советский психолог А.Р. Лурия, разработавший сопряженную моторную методику, и немецко-американский психолог К. Левин. Последний разработал классификацию внутриличностных конфликтов, включающую три основных типа:

 

· конфликт типа «приближение - приближение», когда человеку приходится выбирать между двумя в равной степени привлекательными, но требующими противоположных действий альтернативами;

 

· конфликт «приближение - удаление», когда одна и та же цель оказывается обладающей в равной степени привлекательностью и непривлекательностью;

 

· конфликт «удаление - удаление», здесь человек вынужден выбирать между двумя в равной степени непривлекательными альтернативами.

 

Особый случай внутриличностного конфликта представляет «конфликт ролей», когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивы» требования: как хороший семьянин (отец, муж) человек должен проводить вечера дома, а положение руководителя может обязать его задерживаться на работе.

 

Межличностный конфликт - наиболее распространённая форма конфликта в организациях. Это, как правило, борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, вакантное место, рабочую силу, при этом каждый считает, что в ресурсах нуждается больше всего именно он. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента, порождающих напряженность в человеческих отношениях вплоть до «взрыва».

 

Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого типа - между группой и руководителем при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за некомпетентности специалистов, особенно при авторитарном стиле руководства.

 

Межгрупповые конфликты возникают между различными (формальными и неформальными) группами в организации, между высшим и более низкими уровнями руководства. Конфликтующие группировки преследуют несовместимые цели и препятствуют друг другу на пути их осуществления. Членам другой группы приписывается в этом случае негативное поведение, дается им и группа отрицательная оценка по сравнению с более высокой и положительной оценкой своей группы, возлагается на чужую группу вся ответственность за негативны события.

 

Социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных институтов, преследующих свои различные, противоположные цели, интересы, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга. Это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое противоборство.

 

2. Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные: они в среднем составляют 70-80% от всех конфликтов. Признаком классификации здесь выступает направленность коммуникаций, осуществляемых в момент конфликта.

 

3. Конфликты различают и по их значению для организации, и по способу разрешения. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых способствует дальнейшему развитию организации, выводя ее на более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие подобные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации. Кроме того, реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата, они вызваны неудовлетворением определенных требований членов группы, нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Это конфликт ради конфликта.

 

Несмотря на специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания:

 

· подпочвой конфликта всегда есть предконфликтная ситуация, которая характеризуется накоплением и обострением противоречий, расхождением целей, интересов сторон. Конфликтная ситуация может существовать объективно, может создаваться субъективными действиями одной из сторон на основе выделения своего особого интереса. Это латентная (скрытая) фаза конфликта. Для того чтобы конфликт получил развитие, необходим:

 

· инцидент, действия одной из сторон по достижению своей цели во вред интересам другой стороны. Конфликт переходит из латентной стадии в

 

· основную фазу - конфликтное поведение: прямые или косвенные действия по блокированию достижения другой стороной ее целей. Начинается с осознания своих верно или ложно понятых интересов, понимания необходимости борьбы и психологической готовности к ней. На этой стадии проявляются и используются все ресурсы каждой из сторон, что приводит или к усилению конфликта или переоценке ценностей каждым из участников (свои силы и ресурсы, то же другой стороны, сложившейся ситуации в конфликтных действиях). В результате происходит выбор стратегии дальнейшего поведения: продолжение конфликта, его ужесточение и достижение цели любой ценой или частичные уступки и поиск путей разрешения. Конфликт переходит в:

 

· стадию разрешения. Разрешение конфликта возможно при выполнении пяти необходимых условий:

 

1) определить проблему как достижение цели, а не процесс решения;

 

2) выбор решения, приемлемого для обеих сторон;

 

3) сосредоточение внимания на говорящем, его сообщении, а не на личностных качествах его;

 

4) создание и сохранение атмосферы доверия, взаимного уважения обмена информацией и усиления взаимного влияния;

 

5) формирование позитивного отношения к другой стороне (снятие угроз, агрессивности, демонстрация симпатии и эмпатии, изменение в лучшую сторону своего мнения о другом);

 

· послеконфликтная стадия характеризуется окончательным устранением противоречивых целей и интересов, снимается полностью социально-психологическое напряжение и эмоции, прекращается любая борьба.

 

Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причин» конфликта и найти адекватный способ его разрешения, целесообразно ознакомиться с разработанной К.У. Томасом и Р.X. Килменном стратегией поведения в конфликтной ситуации, определяющей соответствующие способы решения конфликта. Стиль поведения в конкретном конфликте, замечают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. В графической форме эти стратегии отри жены в так называемой сетке Томаса-Килменна.

 

Исследователи указывают на пять основных стилей поведения при конфликте:

 

· стиль конкуренции или соперничества наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70% всех случаев в конфликте - это стремление к одностороннему выигрышу, победе, удовлетворению в первую очередь своих интересов. Этот стиль эффективен в том случал, когда одна сторона обладает определенной властью, авторитетом, уверена в правильности своих аргументов, имеет возможность использовать власть. Этот стиль не может быть использован в близких, личных отношениях, поскольку кроме чувства отчуждения, он больше ничего вызвать не может;

 

· сотрудничество - наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем достаточно эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппонентов партнеров. Выигрывают обе стороны, поэтому они более склонны выполнять принятые решения. Стиль сотрудничества наблюдается в тех случаях, когда у сторон тесные длительные взаимоотношения, есть время работать над проблемой, обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать другую сторону, они обладают равной властью и авторитетом. Такой подход ведет к успеху в делах и личной жизни;

 

· стиль компромисса находится в центре сетки Томаса-Килменна. Суть его в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. Он несколько похож на стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне. Такой стиль эффективен тогда, когда стороны хотят придти к решению быстро, их может устроить временное решение, и они могут воспользоваться кратковременной выгодой, обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы и хотят сохранить взаимоотношения;

 

· стиль уклонения обычно реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон, проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права, либо сторона просто не желает тратить время на решение проблемы. Стиль применим, когда приходится иметь дело с конфликтной личностью;

 

· стиль приспособления, означающий совместные действия с другой стороной, но при этом одна сторона не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания ситуации, не отказываясь от своих интересов, а как бы отставляет их в сторону на некоторое время. Этот стиль используется в том случае, когда исход дела чрезвычайно важен для одной из сторон и она желает охранить хорошие отношения со своим партнером.

 

Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликтов не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или другой выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

 

Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, в реальности оказываются неодинаковыми. В повседневной жизни эти различия могут приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам. В психологии выделяют следующие типы конфликтных личностей:

 

· «демонстративный» - чаще всего холерик с завышенной самооценкой, кропотливой систематической работы не любит, любит быть на виду, не ходит от конфликтов и в конфликтной ситуации чувствует себя неплохо;

 

· «ригидный» (косный) - люди этого типа не умеют перестраиваться в изменившейся ситуации, честолюбивы, подозрительны, проявляют болезненную обидчивость, повышенно чувствительны к мнимым или действительным несправедливостям;

 

· «педант» скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, придирчив, свои неудачи и просчеты переживает вплоть до болезни, зануда, отталкивает от себя людей;

 

· «неуправляемый» - импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение непредсказуемо, агрессивен, из прошлого опыта извлекает мало уроков;

 

· «бесконфликтный» - неустойчив в оценках и мнениях, обладает повышенной внушаемостью, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, излишне стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли. В конфликтной ситуации или в общении с таким человеком уже нельзя изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности. Если нельзя «подобрать ключик» к нему, остается одно - единственное средство - считать такого человека стихийным бедствием.

 

2. Управление конфликтами. Способы разрешения конфликтов

 

 

Конфликт - прогнозируемое явление, он может быть регулируемым. Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем людей служит для них одновременно и связующим звеном: раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объединяет. Управление конфликтом - это конструктивизация конфликта. Избежать конфликтов невозможно, но возможно выбрать эффективную стратегию разрешения.

 

Стратегия предотвращения конфликта предполагает воздействие на конфликт до возникновения конфликтного поведения (открытой фазы конфликта). В этом случае устраняется реальный предмет конфликта.

 

Стратегия подавления применяется по отношению к деструктивным конфликтам путем воздействия на конфликтное поведение:

 

- сократить конфликтующих;

 

- разработать правила, упорядочивающие взаимоотношения конфликтующих и требовать их неукоснительного выполнения;

 

- препятствовать непосредственному взаимодействию конфликтующих.

 

Стратегия отсрочки помогает только ослабить накал конфликта в данное время, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения.

 

Стратегия разрешения конфликта предполагает:

 

1) устранение объективных причин, приведших к конфликту;

 

2) улаживание испортившихся отношений между конфликтующими сторонами.

 

Реализация первой стратегии приводит к частичному разрешению конфликта и сдерживанию противостоянии сторон либо разумными аргументами самих участников конфликта, либо контролем и санкциями третьей стороны. Полное решение предполагает реализацию второй стратегии на удовлетворение основных интересов каждой стороны, уступки в некоторых вопросах и формирование установки на сотрудничество.

 

Уже в силу своей противоречивой природы конфликт может быть носителем созидательных и разрушительных тенденций, быть добром и злом одно» временно: выполнять позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные) функции. Согласно Л. Козеру, конструктивная роль конфликта связана с тем, что он предотвращает застой индивидуальной и групповой жизнедеятельности. К позитивным функциям конфликта относят:

 

· коммуникативно-информационную: получение информации о состоянии, проблемах и недостатках в развитии группы; вскрытие противоположных интересов позволяет дать научный анализ их; выявляются факторы неудовлетворенности существующим положением вещей;

 

· функция эмоционального отреагирования («выхлопной клапан», «отводной канал» общественных страстей) через открытое выражение своих мыслей и чувств позволяет людям получить эмоциональное облегчение, и как следствие:

 

· стабилизирующая - возобновление уравновешенных взаимоотношений сторон, более ясное осознание норм и ценности совместной жизни и деятельности;

 

· функция инновации - создание новых норм поведения, социального контроля и социальных институтов для разрешения конфликта и регулирования отношений после него.

 

И хотя общество постоянно «сшивается воедино» своими внутренними конфликтами, Л. Козер отмечает и негативные функции конфликта:

 

· тенденцию к эскалации - распространению и расширению в пространстве и во времени;

 

· блокирование работы группы и нарушение отношений между членами внутри нее;

 

· угроза интеграции и целостности общества и стабильности властных структур.

 

Заключение

 

 

Таким образом, в ходе управления и регулирования конфликта важно сопоставлять психологические и организационные усилия, необходимые для разрешения проблемной ситуации через конфликт или без него. Иными словами, всегда должен быть тщательный анализ стратегии поведения и тех способов разрешения конфликта, которые лучше всего соответствуют поставленной цепи.

 

32.Понятие и виды малых групп

 

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

 

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета.

 

Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

 

Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.

 

Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы- ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

 

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

 

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя.

 

Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени приложимы знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

 

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,

 

Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

 

Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

 

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы)

 

В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

 

Основными критериями психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею — чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность — тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов.

 

Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что только группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

 

Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциям» референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

 

С практической точки прения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы — временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера (Рудестам К., 1997).

 

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений (А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова, 1988).

 

Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Композиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны сточки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам.

 

Формирование малой группы.

 

Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в условиях социалистического общества. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии.

 

Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

 

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

 

Учет социально-психологических факторов при формировании первичных коллективов является важной практической задачей. Результаты исследования В.П.Познякова (1991) показали, что в условиях изменения формы собственности на предприятиях взаимоотношения в малых группах, выступающих структурными подразделениями производственных организаций, могут складываться принципиально по-разному в зависимости оттого, формировались ли эти группы добровольно, с учетом желания работников вместе работать и хозяйствовать, или по формальному признаку. Если в первом случае совместная хозяйственная деятельность сопровождалась усилением групповой сплоченности и приверженности к своей группе, то во втором — наблюдалось усиление дезинтегративных тенденций вплоть до распада группы.

Этапы развития малой группы

 

Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С. Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

 

В концепции Л.И. Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость.

 

Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, Референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

 

Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив -- реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры.

 

В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач.

 

Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: