3.1. Требования настоящего раздела распространяются на проектирование фундаментов машин с кривошипно-шатунными механизмами, имеющих неуравновешенные силы и моменты, в том числе дизелей, поршневых компрессоров, мотор-компрессоров, лесопильных рам, локомобилей и т.п.
3.2. В состав исходных данных для проектирования фундаментов машин, указанных в п. 3.1, кроме материалов, перечисленных в п. 1.1, должны входить:
значения равнодействующих неуравновешенных (возмущающих) сил и моментов первой и второй гармоник от всех частей, места приложения сил и плоскости действия моментов;
расстояние от оси главного вала машины до верхней грани фундамента.
3.3. Фундаменты машин с кривошипно-шатунными механизмами следует проектировать массивными или стенчатыми, а в отдельных случаях для машин с вертикально расположенными кривошипно-шатунными механизмами допускается также предусматривать устройство рамных фундаментов.
3.4. Компрессоры, агрегируемые на заводе-изготовителе при помощи железобетонных опорных плит с электродвигателями или двигателями внутреннего сгорания мощностью до 400 кВт, допускается устанавливать без фундаментов на подстилающий слой пола. Расчет колебаний и крепление железобетонной опорной плиты к подстилающему слою пола должны осуществляться с учетом требований пп. 2.4 и 2.16.
3.5. На фундаменты машин допускается свободно опирать отдельные площадки и стойки, а также вкладные участки перекрытий между смежными фундаментами, не соединенные с конструкциями зданий.
Примечание. Опирание элементов конструкций здания на фундаменты машин допускается в виде исключения при наличии специального обоснования.
3.6. Расчет прочности элементов конструкций фундаментов следует производить с учетом требований пп. 1.22 и 1.23, причем в формуле (3) следует принимать Fn - нормативную динамическую нагрузку, соответствующую наибольшей амплитуде первой или второй гармоники возмущающих нагрузок машины, устанавливаемой в задании на проектирование.
|
3.7. При определении амплитуд колебаний фундаментов горизонтальных машин расчет допускается ограничивать только вычислением амплитуды колебаний в направлении, параллельном скольжению поршней, и не учитывать влияние вертикальной составляющей возмущающих сил.
При расчете амплитуд колебаний фундаментов вертикальных машин допускается:
расчет амплитуд горизонтальных колебаний ограничить только для направления, перпендикулярного главному валу машины;
расчет амплитуд вертикальных колебаний производить только с учетом влияния вертикальной составляющей возмущающих сил.
Для фундаментов машин с угловым расположением цилиндров расчет амплитуд вынужденных колебаний следует производить с учетом как вертикальной, так и горизонтальной составляющей возмущающих сил и моментов машины для плоскости фундамента, перпендикулярной главному валу машины.
3.8. Расчет колебаний фундаментов машин с кривошипно-шатунными механизмами следует производить в соответствии с указаниями обязательного приложения 1, причем значения нормативных возмущающих сил первой или второй гармоники следует принимать по заданию на проектирование.
3.9. В случае, если из двух гармоник возмущающих сил и моментов одна составляет менее 20% другой и ее частота отличается более чем на 25% от собственной частоты колебаний фундамента, то при расчете амплитуд вынужденных колебаний ее не учитывают; в остальных случаях расчет амплитуд следует производить для каждой из первых двух гармоник возмущающих сил и моментов. При этом расчетные значения амплитуд колебаний фундамента для каждой гармоники не должны превышать предельно допустимых значений, приведенных в табл. 2.
|
3.10. Для второй гармоники возмущающих сил и моментов значения амплитуд горизонтальных и вертикальных колебаний аh,j и av следует определять по тем же формулам, что и для первой гармоники, заменив в формулах значение угловой частоты вращения машины w на 2 w.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РАСЧЕТ КОЛЕБАНИЙ ФУНДАМЕНТОВ МАШИН С ПЕРИОДИЧЕСКИМИ НАГРУЗКАМИМ1
Рамные фундаменты
1. Амплитуды горизонтально-вращательных колебаний относительно вертикальной оси верхней плиты рамных фундаментов ah,y, м, следует определять по формуле
ah,y = aх + aylb, (1)
где aх - амплитуда горизонтальных колебаний центра тяжести верхней плиты, м, вычисляемая по формуле
(2)
ay - амплитуда (угол поворота), рад, вращательных колебаний верхней плиты относительно вертикальной оси, проходящей через ее центр тяжести, определяемая по формуле
; (3)
w - частота вращения машины, с-1, w=0,105 nr; nr - частота вращения машины, об/мин; ах,st - соответственно перемещение, м, и угол поворота, рад, центра; аy,st тяжести верхней плиты при статическом действии силы Fh и момента Mz, определяемые по формулам
(4)
(5)
здесь Fh - расчетное значение горизонтальной составляющей динамической нагрузки, кН(тс), определяемое по соответствующим разделам с учетом указаний п.1.23; Mz - расчетное значение возмущающего момента относительно вертикальной оси, проходящей через центр тяжести верхней плиты, кН×м(тс×м), для машин с вращающимися частями следует принимать Mz = Fh lb / 2; Sx,Sy - коэффициенты жесткости системы фундамент - основание соответственно в горизонтальном направлении, перпендикулярном оси вала машины, кН/м(тс/м),и при повороте в горизонтальной плоскости, кН×м(тс×м), определяемые по формулам (6) и (7) настоящего приложения; x /х, x /y - относительные демпфирования системы фундамент - основание, определяемые по формулам (12) и (13) настоящего приложения; l х, l y - угловые частоты горизонтальных и вращательных колебаний фундамента относительно вертикальной оси, проходящей через центр тяжести верхней плиты, с-1, определяемые по формулам (14) и (15) настоящего приложения; lb - расстояние от центра тяжести верхней плиты до оси наиболее удаленного подшипниками машины, м.
|
2. Коэффициенты жесткости конструкции фундамента с учетом упругости основания Sх, кН/м(тс/м), и Sy, кН×м(тс×м), следует вычислять по формулам:
(6)
(7)
где h - высота фундамента, м; Кх, Кy, Кj - коэффициенты жесткости основания соответственно при упругом равномерном Кх и неравномерном Кy сдвиге и неравномерном сжатии Кj, определяемые в соответствии с требованиями п.1.27 или п. 1.36; Sox - сумма коэффициентов жесткости всех поперечных рам фундамента в горизонтальном направлении, перпендикулярном оси вала машины, кН/м(тс/м) (N - число поперечных рам), определяемая по формуле
(8)
Soy - сумма коэффициентов жесткости всех поперечных рам при повороте верхней плиты в горизонтальной плоскости относительно ее центра тяжести, кН×м(тс×м),определяемая по формуле
(9)
где еi - расстояние от плоскости i -й поперечной рамы до центра тяжести верхней плиты, м.
Коэффициент жесткости одноэтажных поперечных рам с жесткими узлами Si, кН/м(тс/м), следует определять по формуле
(10)
где Eb - модуль упругости материала рам верхнего строения, кПа (тс/м2);
(11)
Ih,i,Il,i - моменты инерции поперечных сечений соответственно стойки и ригеля рамы, м4; hi,li - соответственно расчетная высота стойки и расчетный пролет ригеля i -й поперечной рамы, м.
Примечание. Допускается принимать расчетную высоту стойки hi равной расстоянию от верхней грани нижней плиты до оси ригеля (проходящей через центр тяжести площади его сечения), в расчетный пролет ригеля равным 0,9 расстояния между осями колонн.
3. Относительное демпфирование системы фундамент - основание x /х, и x /y следует определять по формулам:
(12)
(13)
где x х, x j, - относительное демпфирование для горизонтальных x х и вращательных x j и x y колебаний фундамента на грунте, определяемое в соответствии с требованиями п. 1.29 или п. 1.37; g - коэффициент поглощения энергии при колебаниях, принимаемый для железобетонных конструкций равным 0,06, для стальных конструкций - 0,02.
4. Угловые частоты колебаний фундамента lx и ly, с-1, следует определять по формулам:
(14)
(15)
где - масса системы, включающая массу всей машины, верхней плиты, продольных балок и поперечных ригелей рам, примыкающих к верхней плите, и 30% массы всех колонн фундамента, т(тс×с2/м); - момент инерции массы относительно вертикальной оси, проходящей через центр тяжести верхней плиты (горизонтальной рамы), т×м2(тс×м×с2); величину допускается определять по формуле
=0,1 l 2, (16)
где l - длина верхней плиты, м.