Музыке 6 класс 17.02
Тема «Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. М.П. Мусоргский.. »
Ребята, вы уже знакомы с именем Мусоргского. Что вы можете о нём рассказать? (Композитор XIX века, входил в содружество «Могучая кучка»
Давайте узнаем интересные факты биографии этого композитора.
Биография Модеста Петровича Мусоргского
Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: "Искусство есть средство беседы с людьми".
Композитор беседует со слушателями при помощи средств музыкальной выразительности, среди которых центральное место занимает интонация. Интонация роднит музыку с разговорной речью. Из интонаций складывается мелодия - "душа" музыкального произведения. От того, как развиваются и взаимодействуют между собой мелодии, зависит рождение музыкального образа.
Музыкальный образ - это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
М.П. Мусоргский создал произведение, поистине уникальное в мировой музыке фортепианная сюита «Картинки с выставки».
Узнаем историю создания этого произведения.
У Мусоргского был друг – архитектор и художник Виктор Александрович Гартман. В Петербурге, в залах Академии Художеств была организована посмертная выставка его работ, на которой было представлено почти всё, что создал Гартман.
Мусоргский посетил выставку, и 10 картин ему особенно понравились. Они вдохновили его на создание сюиты. В июне 1874 года 35-летний Модест Петрович Мусоргский в исключительно короткий срок – около 3-х недель – создаёт «Картинки с выставки».
«Звуки и мысль в воздухе повисли…едва успеваю царапать на бумаге»,- писал композитор Стасову. «Хочу скорее и надёжнее сделать… До сих пор считаю удачным».
|
Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.
Музыкальные образы «Картинок…» ярки и живописны:
«Гном»,
«Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»),
«Балет невылупившихся птенцов» - сказочные картинки;
«Ссора детей во время игры», «Быдло»,
«Два еврея»,
«Лиможский рынок» - бытовые;
«Старый замок»,
«Катакомбы» - романтические.
В финале сюиты, названном «Богатырские ворота», воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краёв в стольный град Киев. Постепенно нарастает ощущение праздничности.
Все пьесы объединены общей темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите 4 раза, изменяется и развивается.
Тему «Прогулки» композитор назвал «интермедами» (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный).
По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана.
Вывод: что же такое сюита?
СЮИТА (с фр. Suite — «ряд», «последовательность») - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла
Сейчас мы не только прослушаем некоторые части сюиты («картинки»), но и постараемся их проанализировать и определить образный язык.
Перед вами рисунок Гартмана «Избушка на курьих ножках». Это эскиз дизайна бронзовых часов в русском стиле. Прослушайте музыку и сопоставьте образное содержание рисунка и музыки.
|
Избушка на курьих ножках
https://youtu.be/66fQ66jprio
Выберите из предложенных характеристики, соответствующие эскизу и пьесе и выпишите их в колонки:
(тяжелый, изящный, страшный, легкий, мощный, резкий, тонкий, суровый, мрачный, живописный, сердитый, напряженный, массивный, элегантный, унылый, утонченный, поэтичный.
Вывод: В девятой «картинке» образ полон жизни и движения — «Избушка на курьих ножках» или «Баба-Яга». У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги. В начале пьесы слышны какие-то стуки, сердитые выкрики, ворчание. Помните, как в сказках: «Баба-Яга вышла из избушки, сердито крикнула, костылем постучала — и подъехала к ней ступа с пестом и метлой; села Яга в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает; свист поднялся в лесу от полета страшной Яги, деревья до земли гнутся, птицы и звери от страха разбегаются». Все это замечательно передано в музыке Мусоргского. Здесь уже нет песенных мелодий, они неуклюжи и резки, как и сам страшный образ злой Яги. Вот уже начался ее полет, музыка становится быстрой, порывистой — мчится свирепая Яга и все сокрушает на своем пути. Затем наступает совершенно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков — то ли полёт, то ли ночной лес. Затем — третья часть — резко врывается повтор первой темы, и завершается пьеса фортепианной каденцией (кода-финал) из быстрых попеременных звуков через октаву во «взлетающем» направлении, которые в конце концов без перерыва «врезаются» в первый аккорд финальной пьесы — «Богатырских ворот».
|
«Картинка» «Богатырские ворота»
Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве Финальная часть цикла основана на эскизе Гартмана к его макету декорации к спектаклю, архитектурному проекту киевских городских ворот. Проект Гартмана, поданный на конкурс, был сделан в древнерусском стиле — глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы.
М.П.Мусоргский, "Картинки с выставки"
10.Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве, Рихтер
https://youtu.be/XoD1DMMirQg
Выберите из предложенных характеристики, соответствующие эскизу и пьесе и выпишите их в колонки:
(богатырский, торжественный, подвижный, грандиозный, могучий, изящный, легкий, грациозный, мощный, мужественный, величественный, древнерусский, сильный, колокольный, праздничный, воздушный)
Вывод: Финальную пьесу сюиты Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. В ней снова слышны интонации темы «Прогулки», но здесь она становится величественной и торжественной. Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение.
Открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов.
Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!
Мусоргский сюиту написал для фортепиано. Как вы думаете, м ожет ли музыка обогащаться?
Произведение Мусоргского «Картинки с выставки» не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок. Одно из оркестровых переложений цикла блестяще осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель в 1922 году.
Сегодня мы познакомились со стилевыми особенностями и раскрывали образный мир произведений какого композитора?
Как называется произведение, над которым мы работали?
Сделаем вывод, какие образы были раскрыты в сюите «Картинки с выставки»?
Теперь вы готовы дать ответ на вопрос: может ли музыка «рисовать» картины?
Домашнее задание: нарисовать рисунок к любому из прозвучавших произведений Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки».