Для победы в войне со Швецией необходим был новый государственный аппарат. В 1704 г. был создан Кабинет −− личная канцелярия Петра. В 1711 г. высший орган государственной власти −− Сенат −− заменил Боярскую думу. Сенаторы назначались царем, во главе Сената с 1722 г. стоял генерал-прокурор («око государево»). Ему подчинялись прокуроры и фискалы. В 1711 г. был учрежден институт фискалов для тайного надзора за делами, включавший обер-фискала, провинциал- и коллежских фискалов. В 1714 г. сфера действий фискалов была уточнена: они должны были изобличать преступления указов, взятки, кражи казны и другие преступления, вредящие «государственному интересу». В 1718–1721 гг. была ликвидирована приказная система, учреждены коллегии. Основная особенность системы управления через коллегии состояла в четком разделении между ними функций. Порядок работы коллегий определялся специальными регламентами, а общие принципы работы органов центральной власти излагались в Генеральном регламенте (1719–1724 гг.). В основу принятия решений был положен принцип коллегиальности. Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии, во главе которых были президент, советники, асессоры.
Название коллегии | Компетенция |
Военная | Армия |
Адмиралтейская | Флот |
Чужестранных (иностранных) дел | Внешняя политика |
Берг-коллегия | Тяжелая промышленность |
Мануфактур-коллегия | Легкая промышленность |
Коммерц-коллегия | Торговля |
Камер-коллегия | Государственные доходы |
Штатс-контор-коллегия | Государственные расходы |
Ревизион-коллегия | Контроль за финансами |
Юстиц-коллегия | Контроль за судопроизводством |
Вотчинная коллегия | Землевладение |
Главный магистрат | Городское управление |
В 1708–1710 гг. в России создано новое административное деление. Вся страна была поделена на восемь губерний, во главе которых стояли губернаторы, обладающие полнотой исполнительной и судебной власти на местах. Губернии делились на провинции, а те −− на уезды. Во главе провинций стоял воевода, уезд возглавлял земский комиссар.
Содержание регулярной армии и нового государственного аппарата требовало огромных средств, для привлечения которых была проведена налоговая реформа. В 1718 г. государство приступило к переписи населения, по результатом которой составлялись «Ревизские сказки». Петр заменил подворный налог подушным, теперь он взимался с каждой души мужского пола и составил: с помещичьего крестьянина 74 коп. в год, с посадского человека −− 1 руб. 14 коп.
Важное значение для духовной жизни россиян имела реформа церковного управления. После смерти в 1700 г. патриарха Андриана выборы нового патриарха не проводились. Для управления церковными делами в соответствии с «Духовным регламентом» в 1721 г. была создана новая коллегия −− Святейший Синод. Синодальный период деятельности церкви продолжался до августа 1917 г. Синод управлял церковными делами: занимался имуществом церкви, назначением высших должностных лиц, следил за религиозным и нравственным образованием и воспитанием.
Создание Синода означало подчинение духовной власти светской. Церковь при Петре превратилась в одно из государственных учреждений и должна была напрямую обслуживать государственные интересы. В результате православная церковь была административно ограничена. В отличие от католической церкви, игравшей самостоятельную политическую роль, русская церковь оказалась в положении служителя режиму.
Неограниченность царской власти позволяла Петру вмешиваться в деятельность Сената, коллегий и других государственных учреждений. В 1721 г. Петр I принял титул императора, т. е. главы светской и духовной власти.
Петр Iпринимает титул Отца Отечества, Всероссийского императора и Великого, 1721 г.
Петр не воспринимал европейское общественное устройство, где была предусмотрена автономия общества от власти. «Английская вольность здесь неуместна, как в стене горох. Надлежит знать народ, как оным управлять», −− утверждал Петр. Систему власти, созданную им в России, принято называть абсолютизмом. Силовые структуры применялись для достижения государственных целей. В 1722 г. была изменена система престолонаследия, отныне император мог назначать себе преемника.