Современная дидактика пытается ответить на вопросы: «как обучать результативно?», «при каких условиях образовательный процесс приобретает черты педагогической технологии?». Возникла научная отрасль педагогики «Педагогическая технология», которая занимается исследованием наиболее рациональных путей обучения и воспитания, конструированием и проектированием педагогических процессов.
Обратимся к происхождению рассматриваемого термина. Технология (от греческих слов techne — «искусство», «мастерство», «умение» и logos — «учение», «наука») — учение об умении, мастерстве что-то делать. Понятие технологии широко используется в производстве,строительстве, различных видах научно-производственной деятельности. Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова, технология — это совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Наиболее общая трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно или практически обоснованную систему деятельности,применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. Стремление людей достичь запланированных результатов с наименьшими затратами интеллектуальных, сырьевых, энергетических, временных ресурсов приводит к технологизации производственных процессов. Важнейшей чертой технологии выступает четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение.
Указанные преимущества технологий привели к тому, что они стали активно проникать в гуманитарные сферы деятельности людей: в политику, культуру, медицину, образование. Впервые понятие «технология» появляется в педагогике в середине XX века в связи с попытками «технологизировать» педагогический процесс с помощью технических средств, а затем реализовать идеи программированного обучения. В 70-е годы XX века педагогика испытала влияние кибернетики как науки об управлении. Затем широкому применению термина «технология» в педагогике способствовало развитие информационных технологий обработки и хранения данных (информации), которые начали широко использоваться в сфере образования.
|
Помимо научного аспекта понятие «педагогическая технология» представлено процессуально-описательным (алгоритм процесса, совокупность целей, принципов, содержания, методов, средств) и процессуально-действенным (непосредственное осуществление педагогического процесса) аспектами.
В педагогической литературе встречаются понятия «педагогическая технология», «обра-
зовательная технология», «технология обучения», «технология воспитания». Первые два термина употребляют обычно как синонимы. Третий и четвертый из них подчеркивают специфику процессов обучения и воспитания. Используется также понятие «технологический подход к обучению и воспитанию», обозначающее процесс конструирования педагогического процесса в самом общем виде, представление его в форме алгоритма, без учета специфики отдельных шагов. В другом контексте технологический подход к обучению есть точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей. Поэтому, характеризуя содержание понятия «технология» в педагогике, необходимо осознавать неоднозначность его трактовки.
|
Для иллюстрации разнообразия подходов к определению понятия «технология» в педагогике приведем его трактовки некоторыми исследователями данной проблемы (рисунок 1).
Рис. 1. Разнообразие подходов к определению понятия «педагогическая технология»
Общепринятым является следующее определение. Педагогическая технология– научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение запланированного результата или создающей условия для его достижения. В соответствии с этим определяются (И.И. Прокопьев и др.) характерные черты или признаки педагогических технологий(рис. 2).
Рисунок 2. Характерные черты (признаки) педагогических технологий
Один полный цикл педагогической технологии (педагогического взаимодействия) включает: педагогическое диагностирование;
постановку диагностируемых целей и задач;
проектирование, конструирование педагогического взаимодействия субъектов между собой и со средствами обучения и воспитания;
реализацию спроектированного педагогического взаимодействия;
управление (анализ, оценка, сравнение результата с целью, корригирование).
Все процессы, составляющие технологию, сами могут рассматриваться как технологии.
Ученые-педагоги изучают состав и структуру педагогической технологии (В. В. Гузеев, И. А. Колесникова, Г. Н. Петровский и др.). В самом общем виде структура педагогической технологии может быть представлена как единство содержательного и процессуального компонентов (рис. 3).
|
Рисунок 3. Структура педагогической технологии
Педагогический процесс осуществляется как технология в том случае, если его цель и результат описываются точно, конкретно, диагностично, операционально. Поэтому ряд исследователей указывают, что в строгом смысле технологиями являются именно технологии обучения, причем в большей степени предметноориентированные (знаниевые) и в меньшей степени личностно ориентированные технологии. В случае личностно ориентированных технологий более сложно осуществить диагностику (контроль) достижения целей, так как они относятся в большей степени к сфере психического развития, универсальных способностей обучающихся.
Аналогичные рассуждения можно провести и в отношении понятия «технология воспитания». Оно применяется в педагогике с учетом специфики процесса воспитания, его отличительных особенностей (сложность, неоднозначность, многофакторность, трудность установления обратной связи, невозможность гарантировать достижение определенного результата и др.).
Существуют разные основания для классификации педагогических технологий:
–по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучающихся, по характеру содержания и структуры, по направлению модернизации существующей традиционной системы (Г.К. Селевко, Г.Д. Левитес и другие);
–по степени обобщенности; по степени проявления обучающимися субъектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития (С.С. Кашлев);
– по типу организации и управления познавательной деятельности (В.П. Беспалько).
Приведем примеры наиболее значимых для педагога-практика, в том числе для преподавателя вуза классификаций.
· По уровню применения выделяют общепедагогические, частнометодические и локальные технологии (рис.4).
Рисунок 4. Классификация педагогических технологий по уровню применения
· По степени обобщенности выделяют макротехнологии и микротехнологии (рис. 5).
Рисунок 5. Классификация педагогических технологий по степени обобщенности
· По характеру содержания и структуры технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональноориентированные, гуманитарные и технократические, а также монотехнологии, политехнологии (комплексные) и проникающие технологии (рис. 6).
Рисунок 6. Классификация педагогических технологий по характеру содержания и структуры
· По степени проявления обучающимися субъектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития педагогические технологии можно классифицировать на репродуктивные (личностно отчужденные, предметноориентированные) и продуктивные (личностно ориентированные) (рис.7).
Рисунок 7. Классификация педагогических технологий по степени проявления обучающимися
субъектности, активности, самостоятельности в деятельности
· В основу классификации по типу организации и управления познавательной деятельностью положен характер взаимодействия педагога собучающимся. Это взаимодействие, согласно В.П. Беспалько, может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность обучающихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание указанных признаков определяет разные виды технологий (систем обучения) (рис. 8).
Рисунок 8. Классификация педагогических технологий по типу организации и управления
познавательной деятельностью
В практике обычно встречаются различные комбинации представленных на рисунке 8 монотехнологий: современное традиционное обучение, программированное обучение, групповые и дифференцированные способы обучения и другие.
Одной из общепринятых является классификация педагогических технологий по направлению модернизации существующей традиционной системы образования(табл. 1).
Таблица 1. Классификация педагогических технологий по направлению модернизации