Выполнение регулярных и безопасных полетов в условиях все возрастающей интенсивности воздушного движения требует применения большого количества радиотехнических средств, в частности радиолокационных. Роль радиолокации возрастает еще больше в связи с переходом к автоматизации самолетовождения и управления воздушным движением.
Основным источником информации о воздушной обстановке в системах УВД являются импульсные РЛС. При этом для УрД по трассам применяются РЛС с дальностью 350... 450 км, а в районе аэропортов с дальностью 100...200 км. Так как используемые РЛС, как правило, двух координатные (дальность, азимут), то третья координата транслируется по «вторичному» каналу (РЛС с активным ответом). Система, включающая РЛС с пассивным и активным ответами и устройство трансляции радиолокационной информации по радиоканалу или по кабелю на пульт управления, именуется радиолокационным комплексом.
Вводятся автоматизированные системы — АС УВД, в которых процессы сбора, обработки и отображения информации, а также анализа воздушной обстановки производятся с помощью ЭВМ. Решение о необходимости изменения параметров движения отдельных ЛА принимается пока человеком-диспетчером, который может непосредственно взаимодействовать с вычислительным комплексом системы.
Навигация самолетов по трассе в значительной степени обеспечивается теми же РЛС, которые применяются в системах УВД. Они служат как для контроля выдерживания заданной трассы, так и для определения местоположения в процессе полета.
Для выполнения посадки и ее автоматизации наряду с радиомаячными системами широко используются РЛС посадки, обеспечивающие слежение за уклонением самолета от курса и глиссады планирования, Посадочные РЛС ха-рактериауются дальностью действия лишь в несколько десятков километров, но зато они имеют высокую точность.
|
Ряд современных аэропортов оборудован РЛС обзора летного поля, работающими в миллиметровом диапазоне и обладающими очень высокой разрешающей способностью, достаточной для распознавания при любой погоде самолетов, отдельных автомашин и т. д. Дальность их действия составляет несколько километров.
Большое значение приобретают метеорологические РЛС. Они применяются для обнаружения облаков и осадков и могут быть использованы для штормового оповещения." Кроме того, с их помощью измеряют метеорологические параметры.
В гражданской авиации используют ряд бортовых радиолокационных устройств. К ним относится бортовая РЛС для обнаружения опасных метеообразований и препятствий. Обычно она же используется для обзора земли с целью автономной навигации по характерным наземным радиолокационным ориентирам. Для обеспечения действия упомянутого выше активного канала на борту имеются специальные ответчики. Радиолокационные принципы используются и в таких навигационных приборах, как бортовой радиовысотомер и доплеровский (использующий эффект Доплера) измеритель путевой скорости и угла сноса (ДИСС). Большой интерес представляют РЛС бокового обзора, обеспечивающие значительное повышение разрешающей способности при обзоре земной поверхности по сравнению с обычными РЛС. Они нашли применение в последнее время для ледовой и геологической разведок.
|
Задачи настоящего курса.
Технические особенности РЛС связаны с диапазоном используемых радиоволн, фор* мой зондирующего сигнала, видом оконечных (выходных) устройств, в частности с методом индикации цели, и т. д. Все это определяется свойствами радиолокационных целей и задачами радиолокационного наблюдения.
В книге не рассматриваются подробно отдельные тракты или цепи РЛС. Предполагается, что эти вопросы изучены в соответствующих курсах.
Задачей настоящего курса является изучение физических основ радиолокационного наблюдения, методов построения РЛС и соотношения их параметров, что позволяет в дальнейшем правильно ориентироваться в конкретном радиолокационном оборудовании. Таким образом, курс носит системотехнический характер
Помимо данного теоретического материала были кратко изучены темы:
- Теоретический материал по радиолокационным приемникам
- Принцип действия когерентных РЛС
- Радиолокационные цели
Практический материал
В практической части был реализован ждущий мультивибратор на транзисторных ключах с нелинейной отрицательной обратной связью
Ждущий мультивибратор (иногда его называют одновибратором) предназначен для формирования одиночных импульсов заданной длительности. Форма импульсов близка к прямоугольной. Формирование импульса на выходе одновибратора происходит только после подачи на вход запускающего сигнала. До подачи запускающего сигнала мультивибратор находится в устойчивом состоянии, т. е. как бы ждет запуска, поэтому такой режим называют ждущим.
|
После подачи запускающего сигнала осуществляется переход в следующее состояние, называемое квазиустойчивым, так как в нем мультивибратор долго находиться не может, и через некоторое время самостоятельно возвращается к устойчивому состоянию.
6. Заключение по производственной практике
В результате прохождения летней производственной практики на предприятии ОАО ЧРЗ «Полет» мною были получены практические и теоретические навыки в работе с радиолокационным оборудованием, были изучены теоретические вопросы по основам радиолокации, по основам работы радиолокационных приемников, а также получены практические навыки в создании макетов электронных схем на базе транзисторов. Данные практические и теоретические навыки оказались полезными и добавляют знания, полученные в результате обучения в Южно-Уральском Государственном университете.