Народная кукла в игре современных детей




 

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, интересных рядовому потребителю в силу своей необычности, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Как разрешить противоречия, которые сложились между теоретиками и практиками рынка игрушек? Как объединить их усилия в одном направлении и дать потребителю возможность приобретать красивые и полезные игрушки? Одним из возможных путей ее решения является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике.

Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная кукла. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ним ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их. Познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребенок проходит школу первичной социализации.

Для каждого возраста была своя кукла. В раннем возрасте ребенку давали такую куклу, как "Пеленашка". Когда игровая деятельность ребенка в силу его физического развития связана с движением, моторной деятельностью, ему нужны устойчивые, прочные игрушки. Поэтому ребенку давали деревянных кукол-болванчиков.

С ростом ребенка и развитием его аналитического восприятия ему давали новую куклу - "Стригушку".

Детям давали играть в куклы, сделанные из тряпок. "Простоватые", на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Их изготовление не требовало каких-либо сложных приемов и инструментов. При этом каждая кукла несла в себе черты индивидуальности.

Традиционно тряпичная кукла была безликой. Считалось, что если сделать кукле лицо "по образу и подобию человеческому", в нее может вселиться злой дух и причинить вред играющему. Куклы изготавливались из тряпок, дерева, соломы, глины. Это способствовало развитию фантазии ребенка, умение чувствовать материал и использовать его.

Кукла считалась эталоном рукоделия, поэтому, когда на посиделки девочки брали с собой кукол, их рассматривали не только как игровой материал, но и как образец мастерства. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек, но это касалось детей из крестьянских и рабочих семей. Для маленьких девочек из богатых семей в XVII, XVIII и начале XIX вв. задача стать хорошей матерью практически не стояла, воспитание доверялось няням и гувернанткам. Девочку не учили быть матерью, она должна была вырасти и найти себе хорошую партию. С помощью куклы девочка разыгрывала роли своего будущего поведения в обществе (ходить на балы, в гости).

Важно отметить, что сама кукла и ее образ меняются в зависимости от цели воспитания ребенка. Это положение о связи целей воспитания и образа игрушки подтверждает вывод, что игрушки, в которые играют дети формируют их будущие личностные характеристики.

Образ игрушки зависит не только от цели воспитания, но и от культурного и экономического уровня развития общества.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребенок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов и воспитателей есть замечательная возможность помочь ему в этом.

2.2 "Менам мада акань"

 

В своей работе хочется привести пример Программы формирования целостного восприятия детьми национально-культурных традиций коми-ижемцев посредством изготовления народной куклы "Менам мада акань" (Моя любимая кукла) Евгении Николаевны Растягаевой (Приложение 1).

Для реализации этой Программы необходимо создать атмосферу передачи традиционных знаний и навыков от старшего поколения к младшему.

С помощью Программы по изготовлению традиционной куклы можно не только знакомить подрастающее поколение с народной культурой, но и творчески использовать все достижения народной педагогики для того чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, ее истории, обычаям, языку, культуре. Тем более, что потенциал для этого есть.

В городе и на селе созданы кружки мягкой игрушки и клубы общения пенсионеров, что поможет в реализации Программы. Пенсионеры обладают огромным воспитательным потенциалом, ведь у них за плечами большой жизненный опыт, они - носители самобытных культурных норм, традиций. Кроме того, у них немало свободного времени, часть которого они могу посвятить воспитанию детей.

За последние годы заметно усилилось внимание учреждений культуры, образования к вопросам семьи. Данная Программа ненавязчиво подводит к ому, чтобы в этот процесс включались не только специалисты образования и культуры, но и члены семьи ребенка. В игровой форме подаются все знания и навыки, используемые в Программе. Кукла и игра, традиции и устное народное творчество, формирование трудовых навыков и знакомство с видами декоративно-прикладного искусства - все это объединяет Программа по изготовлению рукотворной куклы в коми-ижемском костюме. На занятия в детский сад приходили мамы, сестры и даже дедушки, они с удовольствием, увлеченно помогали детям. Все занятия проходили в игровой форме. В результате дети создали своими руками куклу, каждый свою. В заключение для детей и их родителей был организован праздник, где участники Программы представили своих любимых акань, спели песню о кукле, рассказали о деталях национальной одежды и показали знания коми культуры.

Не секрет, что мы, взрослые, мало внимания уделяем нашим детям, но если куклу делают дети, то обязательно подключаются к этому бабушки и мамы. Когда куклы будут готовы, понадобится помощь и папы, и дедушки, и брата, так как для нее нужен домик, мебель и т.д.

Таким образом, в Программе ярко сделан акцент на сохранение семейных ценностей, семейных традиций, тесная связь поколений.

Чтобы не прерывалась нить традиций там, где она еще с трудом сохраняется, чтобы она развивалась там, где живет, необходимо шире приобщать все возрастные группы к народному искусству и традиционной художественной культуре.

Из вышесказанного следует вывод, что в современной практике дошкольного образования представлено значительное количество программ, которые решают задачи приобщения детей дошкольного возраста к народным культурным традициям. Но вместе с тем, все представленные программы предполагают в основном только работу с детьми по ознакомлению с культурой какой-либо отдельной этнической группы, не учитывая при этом особенности поликультурной среды, в которой воспитываются дошкольники, тем самым, оставляя без внимания потребности в национальной самоидентификации детей других национальностей.

По утверждению К.Д. Ушинского, опыт культуры старшего поколения передается через произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, игры и игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания. Средствами народной культуры являются фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие, уважение к человеку.

Народные праздники, по мнению Р. Гареевой, К. Жигульского, могут быть производственными, семейно-родовыми и обрядовыми, уже в самих названиях могут нести этническую нагрузку и выступают специфичными во всем своем оформлении.

Поэтому задача дошкольной подготовки должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому ребенку минимум доступных средств для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей. При этом доступность в данном случае не следует понимать как упрощенность или сокращенность содержания, а всего лишь как форму усвоения. Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны усилия, нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы образования.

Педагогические условия - это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Одно из условий ознакомления детей дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, изготовление кукол разных национальностей согласно народному календарю.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: