Исследовательская работа. Приложение 1




 

В своей работе применила 2 вида исследования - это анализ литературы по истории, фольклору народным традициям народов России, а также провела опрос среди воспитателей старших групп детских садов.

Анализ литературы показал, что на формирование в ребенке чувства патриотизма, введение в образовательный процесс региональный компонент, изучение народностей России, с каждым годом увеличивается. Этому свидетельствуют печать в СМИ, введение новых стандартов в образовании, создание различных программ. Из этого вытекает следующий вид исследования - опрос. Задача опроса состояла в том, чтобы выявить реальное использование народных традиций, а именно создание и применение в работе рукотворных кукол разных национальностей, отношение детей к народам России.

Опрос проходил в детском саду среди воспитанников старшей группы.

Задача опроса заключалась в том, чтобы узнать мнение воспитанников об их отношении к народной кукле разных языковых групп. Для этого предлагалось ответить на три вопроса:

. Интересна ли народная кукла для тебя?

2. Какая кукла - современная или народная - вызывает у тебя любопытство и способствует возникновению игры?

. Какие различия в народном костюме видишь у кукол, к какой национальности относится данный костюм?

В опросе приняло 20 воспитанников старших групп. Проанализировав ответы воспитанников получились следующие результаты:

На вопрос №1 положительный ответ дали 75% респондентов (15 детей). Остальные не дали четкого ответа.

На вопрос №2 было предложено 2 игры: в одной проводилась игра с современной куклой, во второй с народной. Большинство детей около 95% (19 детей) охотно включились в игру с народной куклой, оставив современную.

На вопрос №3 практически все респонденты называли отличительные особенности костюмов и угадывали к какой национальности они относятся.

Из этого следует вывод: что дети охотно участвуют в занятиях с применением народной куклы, с интересом усваивают материал и имеют основные понятия в различии национальных костюмов разных национальных групп.

 


Список используемой литературы

 

1. Бениаминова М.В. Воспитание детей / М.В. Бениаминова. - М.: Просвещение, 1981. - 402 с.

. Венгер Л.А., Мухина, В.С. Психология: учебное пособие для учащихся педагогических училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

. Дети в традиции. Традиции в детях: материалы Межрегионального научно-практического семинара / сост. Т.С. Канева, Т.И. Дронова. - Сыктывкар: Изд. Коми научного центра, 2010. - 56с.

. Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Педагогика; 2-ое издание, 1986. - 78с.

. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М.: Изд. центр "Академия", 1995. - 350 с.

. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. - М.: Просвещение, 1981. - 226 с.

. Куликова А.Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание / А.Т. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 208 с.: ил.

. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. ВУЗов / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 401 с.

. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. уч. заведений: в 3 кн.: Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.

. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Л.Ф. Островская. - М.: Педагогика, 1990. - 160с.

. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Малое предприятие "Новая школа", 1993. - 45 с.

. Растягаева Е.Н. Программа формирования целостного восприятия детьми национально-культурных традиций коми-ижемцев посредством изготовления куклы "Менам мада акань" - "Моя любимая кукла" / Е.Н. Растягаева. - Нарьян-Мар: ОГУ "Этно-культурный центр Ненецкого автономного округа", 2007. - 52с.

. Соркина А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / А.И. Соркина, - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка: эмоциональное развитие дошкольника / Л.П. Стрелкова. - М.: Просвещение, 1985. - 144с.

. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - Минск: Нар. Асвета, 1976. - 128 с.

. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Изд. центр "Академия", 1996. - 336 с.

. Шапкина В.Б. и др. Народная кукла в игре современных детей / В.Б. Шапкина // Справочник старшего воспитателя. - 2008. - №6. - С.47-57.

 


Приложения

 

Приложение 1

 

Пояснительная записка к программе

. Актуальность.

Искренность, сердечность, радушие - вот главные качества, которые раскрываются в наших детях при соприкосновении со старинными традициями и обрядами. Приоткрывая оконце в загадочный мир коми культуры, пробуждая в детях генную память, давая им самостоятельные творческие задания, мы тем самым возвышаем их духовные потребности доступными нам средствами, противостоим настойчивым попыткам насильственного оболванивания подрастающего поколения. А это сегодня очень важно. Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, купить на дешевую наживку, превратить в непомнящих родства Иванов.

Чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, ее истории, обычаям, языку, культуре, очень важно найти близкие душе и природе детей формы работы. Много можно достичь через игру с куклами, которые дети создавали своими руками.

Наблюдая за игровыми ситуациями, радостью отмечаешь, как светлеют лица детей, как моментально включается их родовая память. Кукла может казаться внешне неброской, но благоприятно влияющей на детскую психику, настроение, здоровье. Значение духовного опыта, приобретаемого человеком в детские годы, трудно переоценить. Для нас нет выше и благороднее цели, чем зажечь в своих питомцах "божью искру" творческого патриотизма. Возрождение немыслимо сегодня без восхождения к истокам. "Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего, глядя назад - шагаем вперед", - писал Герцен.

Еще полвека назад дети многих народов играли в тряпичные куклы. В 1950-е годы такие куклы были вытеснены малосимпатичными целлулоидными Машами и Дашами, сегодняшний рынок заполнили заморские изделия - эффектные на первый взгляд, а по сути безликие однообразные Барби, Штеффи и Кены. Дорогие у по карману, да и играть ими вряд ли будет разрешено детям.

Работая с детьми, мы рассматриваем традиционную куклу как неизменный материал для приобщения детей к народной культуре, дающей безграничные возможности самореализации и развития личности ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: