Принципы работы со сказками.




Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

Принципы работы со сказкой по Т. Евстигнеевой:

1. Принцип осознанности.

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача: показать клиенту, что одно событие плавно вытекает из другого. Важно понять место, появление и назначение каждого персонажа.

2. Принцип множественности.

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

3. Принцип связи с реальностью.

Осознание того, что каждая сказочная ситуация преподносит некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях [4, с.7-8].

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Она должна соприкасаться с проблемой ребенка, как бы по касательной.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и сопоставив его со своими проблемами ребенок смог бы увидеть возможности нового выбора. Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, родители или психолог предлагают ему свои варианты решения похожих проблем.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1) Жили-были.

Статус-кво, начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами). Психологи рекомендуют для детей 3-4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдатов и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

2) И вдруг однажды...

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом (дискомфортом, вызовом), совпадающим по характеру с проблемой ребенка.

3) Из-за этого...

Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки.

4) Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

5) Развязка.

Результат действий героев сказки: отрицательный – герой, совершивший плохой поступок, наказан; положительный – герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

6) Мораль сей сказки такова...

Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется.

Источником, откуда можно черпать материал для терапевтических сказок, могут быть знакомые сказочные мотивы, притчи, воображение ребенка, случаи из жизни родителей или практики психолога и специально придуманные темы [5, с.8-9].

Успех терапевтического воздействия сказок и историй во многом зависит от эффективной организации процесса рассказывания. К основным правилам можно отнести:

1. Создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, персонажами могут быть лица, взятые из жизни, и герои любимых книг, мультфильмов, а также придуманные несуществующие животные, говорящие предметы и другие фантастические объекты. Это помогает ребенку сохранять ощущение, что все понарошку. Находясь в «зоне безопасности», ребенок не чувствует себя виноватым, не испытывает страха, смущения. Он просто слушает сказку, узнает что-то новое, что-то сопоставляет, сравнивает без каких-либо неприятных психологических последствий.

2. Сказку следует рассказывать непреднамеренно. В ходе психологической консультации в виде отступления от беседы, когда защиты ребенка естественным образом ослабевают. В эти моменты ребенок и сознательно, и бессознательно открыт для того, что вы хотите ему сказать.

3. Для сказки должно быть какое-то разумное основание. Можно начинать сказку словами: «У одной моей знакомой девочки на подоконнике стоял точно такой же цветок...», «У меня есть знакомый сказочник, который придумал продолжение сказки...» или «Сегодня утром я слышала...». Если сказка рассказана доверительно, непринужденно и для нее имелись разумные основания, ребенок будет слушать внимательно, как раз так, как нам нужно.

4. Никогда не анализируйте и не обсуждайте терапевтическую сказку сразу после ее окончания. Нужно дать ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами и событиями придуманного мира. Позже, например, на следующей встрече, можно обсудить, нарисовать и продолжить сказку.

5. Не стоить перегружать ребенка терапевтическими сказками и историями, так он не утратит к ним чувствительность [5, с.10-11].

Психологи, сторонники нейролингвистического программирования, рассматривают терапевтическую метафору как единый процесс общения, включающий в себя три уровня: сюжетную линию, внушения и переплетения.

Первый уровень – сюжетная линия.

Сказка разворачивается в определенной последовательности и имеет собственную структуру:

• начало сказки (Где это было? Кто главные герои?);

• вызов (Что случилось? Что побудило к действию?);

• дорога (Что решили делать герои? Куда направились для решения проблемы?);

• спутники-союзники (Кто помогал героям?);

• враг (С какими опасностями и трудностями столкнулись герои? Кто препятствовал достижению цели?);

• битва (Как герои сказки справились с трудностями?);

• победа (Каких положительных результатов достигли герои?);

• награда (Какие уроки из своих действий извлекли герои? Как изменилась их жизнь?).

Второй уровень – внушения.

Внушения представляют собой маленькие фрагменты больших утверждений. Их лучше разбросать по тексту, тогда ребенок будет воспринимать их как часть сюжета, не относя конкретно на свой счет. А подсознание «услышит» обращенные к нему внушения и примет их как руководство к действию.

Внушения привлекают внимание бессознательного благодаря «собственному звучанию». Поэтому, рассказывая или читая сказку, внушения необходимо выделять голосом (изменением интонации, тембра голоса, использованием пауз и драматических приемов).

Третий уровень – переплетение [7, с.70-74].

Зрение, слух, осязание, обоняние и вкус — пять сенсорных систем или пять чувств, с помощью которых каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его. По мнению психологов, необходимое условие эффективного внушения – переплетение в сказке основных сенсорных систем: визуальной, аудиальной и кинестетической. Разумеется, что использование только трех слов (вижу, слышу и чувствую) недостаточно для «переплетения» сенсорных систем. Ниже предлагается небольшой список слов (предикатов), которые родители могут использовать при сочинении сказок [5, с.68].

 

 

Включая в рассказ предикаты основных сенсорных систем, взрослый «выравнивает» чувственные процессы ребенка, а значит, улучшает его психологическое здоровье [5, с.62-65].

Итак, основываясь на определенные правила и принципы создания сказки можно создать историю, которая обретет силу и окажет помощь или воспитательное воздействие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: