Понятия сказки и сказкотерапии. Предмет и задачи сказкотерапии.




Дипломная работа

по программе дополнительного образования

«Детская практическая психология»

 

на тему:

«Сказка, как метод психологической

Помощи ребенку»

 

Выполнила: Кобылинская Мирослава Александровна

Руководитель: Осорина Мария Владимировна

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………... 3

Глава 1. ОСНОВЫЕ ПОНЯТИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ ………………............ 4

§1. Понятия сказки и сказкотерапии. Предмет и задачи сказкотерапии.…... 4

§2. Виды и функции сказки ………………………………………………........ 7

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАБОТЫСО СКАЗКАМИ …… 11

§1. Принципы работы со сказками ………………………………………….... 11

§2. Использование сказок для психологической помощи детям на примере книги Д. Бретт «Истрии про Энни» ………………………………………….. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………........ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 24

 

ВВЕДЕНИЕ.

Сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Они передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов.

Сказка входит в жизнь человека с младенческого возраста и сопровождает всю жизнь: сначала дети слушают, затем сами читают сказки, а когда становятся взрослыми - рассказывают и читают их своим детям.

На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, который применяется с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка.

Данный метод психокоррекционной работы можно использовать, начиная с раннего детства. Возможности сказкотерапии заключаются в том, что она позволяет выявить внутренние и внешние состояния ребенка.

Главная особенность сказки состоит в том, что сказка — это выдуманная волшебная история, которая зачастую имеет счастливое завершение. Она позволяет передавать опыт, умения, помогает ребенку понять, где добро, а где зло.

Данный метод психокоррекции основывается на том, что выдуманная история несет в себе скрытый смысл решения сложных проблем. Чтение сказок помогает ребенку преодолеть жизненные трудности, найти выход из сложных ситуаций.

Целительное влияние рассказов на детей признается медиками различных школ и убеждений. Их применение рекомендуется специалистами по психоанализу и терапии поведения.

В работах К. Юнга можно проследить истоки зарождения сказкотерапии. Он изучил огромное количество сказаний различных народов мира, и обозначил факт о том, что на разных концах нашей планеты встречаются одинаковые сказки. В основе его построения сказки лежит – символ, который как метафора, передает и значит нечто большее, чем может показаться на первый взгляд.

Э. Берн, указывал на то, что каждая сказка может стать жизненным сценарием человека, который формируется еще в раннем детстве и влияющий на формирование судьбы человека независимо от его свободного выбора.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, И. В. Вачков и др. посвятили себя исследованию сказок и самому методу сказкотерапии. Они собрали и обработали огромное количество материала по данной проблеме, который является весьма востребованным как психологами, так и педагогами.

Основной целью дипломной работы является изучение основных принципов сказкотерапии – сказка, как предмет психологической помощи ребенку.

В ходе выполнения дипломной работы необходимо решить такие основные задачи:

- рассмотреть основные понятия сказкотерапии;

- изучить закономерности работы со сказкой;

- узнать о способах применения сказки.

 

Глава 1. ОСНОВЫЕ ПОНЯТИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ.

Понятия сказки и сказкотерапии. Предмет и задачи сказкотерапии.

Сказка – это удивительный, иной мир, увлекающий в волшебную страну грез и фантазий. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. В сказочных историях заключены важнейшие общечеловеческие знания и мудрость веков: они открывают перед ребенком новые горизонты познания, существенно расширяющие его мир. Именно из сказок ребенок узнает, что жизнь проявляется в двух важных элементах: зла и добра.

Сказки не только переносят ребенка в мир фантазий, но и помогают дать ему обратную связь о некорректных формах поведения, показать последствия некоторых желаний, просто поговорить о жизни [5, с.140].

К.И. Чуковский считал, что цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту удивительную способность сопереживать, радоваться удаче другого, переживать за судьбу другого человека, как за свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу [8].

А также сказка учит детей слышать и слушать других людей, помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружится с ним, помочь ему решить его первые трудности. Сказкотерапия помогает ребенку рассказать о своих страхах, осознать и увидеть свои проблемы, актуализировав их [9].

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным психотерапевтичеким и развивающим средством.

Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике [1, с.161].

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [5, с.4].

Сказкотерапия – одно из направлений практической психологии, которое, использует метафорические ресурсы сказки и позволяет развивать самосознание, становиться самим собой, и строить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. В основе сказки всегда лежит метафора.

Метафора, в самых общих чертах, это перенесение свойств одного объекта на другой по принципу сходства или контраста. «Задача метафоры вскрыть смысл описываемого предмета». Что она успешно делает, характеризуя словом, принадлежащим к одному классу, слово из совершенно другого класса [2, с.6].

Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека [3, с.2].

Многие родители удивляются, тому что ребенок уже который раз просит читать ему одну и ту же сказку, хотя давно уже знает ее наизусть. Это действительно так. Ведь его так захватывают сказочные события, что он хочет переживать свои внутренние впечатления снова и снова. Почему же ему хочется переживать именно это? Иногда наблюдательные родители и педагоги замечают, что в определенном месте сказки у ребенка как-то по-другому блестят глаза, темп дыхания становится быстрее, розовеют щеки. Определенные сказочные события оказываются для него значимыми и волнительными. Возможно, все это проявление внутреннего процесса приобретения жизненного опыта, опосредованного сказкой? Слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это со своими друзьями. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне. Определенная история разворачивает для бессознательного ребенка его внутренние проблемы и отвечает на важные вопросы. Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт.

Внимательное наблюдение за поведением человека, независимо от возраста, дает нам возможность понять, в поиск какого ответа он находится в данный момент своей внутренней жизни. Для многих поиск ответа оказывается сложным еще и от того, что внутреннее пространство несвободно для его принятия. Часто этот процесс делает поведение «неадекватным». В таком случае мы можем подобрать ответ в соответствующей сказке [4, с.12].

Из этого можно сделать вывод, что сказка является самым доступным средством в преодолении трудностей на пути развития и воспитания ребенка.

 

Виды и функции сказки.

Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используются 5 видов сказок:

- дидактические;

- психокоррекционные;

- художественные;

- психотерапевтические;

- медитативные.

Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний, в разной форме могут подаваться учебные задания и задачи.

На уроках педагогу важно, чтобы ребенок проникся учебным материалом, и в этом ему может помочь сказка [4, с.37].

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Стоит отметить, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11 – 13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение) [4, с.44].

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо, если:

1) желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания;

2) желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (потому как власть связана с выраженными лидерскими качествами);

3) желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения;

4) ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха;

5) у него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, при этом не обсуждая ее. Таким образом мы даем возможность ребенку побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявляет восхищения, радости по поводу сказки, все равно она осталась в его сердце, и через какое-то время его поведение изменится. Осталось только подождать [4, с.45].

Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны его души [10].

Психотерапевтические сказки - это сказки, которые лечат душу. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям. Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смысла происходящих событий и проблемных ситуаций.

Психотерапевтические сказки могут быть адресованы детям, если нужно объяснить проблему жизни и смерти, смерть близкого человека; в случае психоэмоциональной травмы, развода родителей и пр. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего и помочь изменить к нему отношение [4, с.68].

По мнению А. Гнездилова, известного петербургского сказкотерапевта и организатора первого хосписа, когда человек теряет близкого, для него теряют смысл и сказки со счастливым концом. Терапевтические сказки в этом случае направлены на описание опыта потери, горевания, возвращения к жизни [1, с.99].

В своей практике Р. Ткач, работая с детьми, пережившими потери, обращается к образам ангела, мудреца, учителя, старой бабушки или древней, покрытой пылью книги. В этих сказках или притчах нет советов и уроков, но в них присутствует идея бесконечности жизни [5, с.104].

К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В этих сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания [10].

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.

Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему бессознательному позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

Образы, принесенные через сказку могут стать впоследствии духовными ориентирами. Подобные сказки особенно необходимы детям и подросткам из неблагополучных семей, в которых существует дефицит эмоционального принятия, поддержки и тепла. Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там самый настоящий «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит родительского тепла. Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных отношений. Конечно, их нет в реальности, но это не означает, что их вообще не существует. Знание о том, как может быть по-другому, дарит ребенку веру и дает возможность когда-нибудь построить такие отношения. Медитативные сказки также важны и в работе с детьми с материнской депривацией (находящихся в детских домах или приемных семьях) [4, с.110-112].

Функции психотерапевтических сказок:

— Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.

— Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.

— Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

— Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.

— Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.

— Сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания) [1, с.5].

Таким образом сказкотерапия базируется на пяти видах сказок: дидактических, психокоррекционных, художественных; психотерапевтических и медитативных. Каждая из которых помогает найти соответствующее решение проблемы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: