Использование сказок для психологической помощи детям на примере книги Д. Бретт «Истрии про Энни».




Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха».

Прежде всего «истории про Энни» позволяют ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом. Ведь многие дети чувствуют себя виноватыми в беспокоящих их страхах или испытывают смущение в связи с ними. Им трудно говорить о них открыто. Часто, когда вы заводите прямой разговор с детьми на эту тему, они сразу замыкаются и уходят от разговора. Слушать историю – совсем другое дело. В этом случае детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах – они просто слушают рассказ о девочке, такой же, как они. Им ничто не мешает слушать, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий. Это значит, что они могут поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке. Изменив контекст, мы создаем зону безопасности.

Истории позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что другие дети испытывают то же самое. Это оказывает успокаивающее воздействие. Ребенок избавляется от комплекса неполноценности, он уже не считает себя не красивым, глупым, врединой или трусом и т.д. Такое успокоение укрепляет в нем уверенность в себе и помогает бороться с трудностями.

«Истории про Энни» способствуют общению и располагают к нему совершенно особым образом. Часто дети избегают говорить о своих проблемах потому, что стыдятся этого, боятся нежелательной реакции на них взрослых или потому, что у них не хватает слов и понятий для описания своих чувств и эмоций. Услышать их часто запутанные и сумбурные чувства, выраженные словами в рассказе, может оказаться весьма полезным. Это дает вам возможность вступить в диалог со своим ребенком [6, с.6-8].

Но тот же самый ребенок может стать на удивление открытым, когда он расскажет о том, что беспокоит и тревожит Энни. Так что, если вы не знаете, что именно беспокоит вашего ребенка, вы можете спросить, что, по его мнению, беспокоит Энни. И в этом случае опять то же чувство безопасности позволяет ему быть столь открытым. «Если я не уверена, что именно является причиной беспокойства моей дочери, я просто спрошу ее, какую «историю про Энни» (вернее, о чем) она хотела бы от меня услышать. Если она скажет что-то вроде: «Расскажите мне, как Энни ходила к доктору», – я буду знать, в чем суть проблемы.» [6, с.9].

Способ общения через посредство рассказа ценен еще тем, что в этом случае в познании нового ребенок чувствует себя в определенной степени независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа и схватить его идею. Он может слушать рассказ снова и снова и сосредоточить внимание на том, что в данный момент для него особенно актуально – ничего не навязывается ему насильно. И, самое главное, все новое, что он узнает, воспринимается им как свое собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает Энни, он делает так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что так велела мама. Таким образом, ребенок получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.

В своей книге «Истории про Энни» Д. Бретт рассказывает, что «Истории про Энни» можно приспособить к каждому конкретному случаю, который происходит с ребенком.

Благодаря этим рекомендациям можно самому научится создавать истории о своем ребенке:

- Для начала стоит начать с моделирования «Энни» по образцу вашего ребенка. Придайте ей его личностные качества и черты характера, она должна переживать те же тревоги, страхи, опасения и надежды, что и ваш ребенок. Это сходство поможет ему отождествить себя с «Энни» и, что особенно важно, почувствовать, что если «Энни» в чем-то преуспевает, чего-то добивается, то и он сможет добиться того же.

- Сделайте так, чтобы проблемы и конфликтные ситуации «Энни» перекликались с проблемами и аналогичными ситуациями вашего ребенка так, как они представляются ему самому, и совсем не обязательно так, как видите их вы. По ходу действия можно подойти к восприятию его «героиней» рассказа в ином свете. Для начала нужно добиться правдоподобия того, что вы описываете в рассказе, заставить слушателя вжиться в характер героя и воспринять его проблемы и ситуации как свои.

- Касаясь в рассказах страхов и других проблем ребенка, не забывайте также подчеркнуть его сильные стороны и достоинства. Дети легко могут поникнуть и совершенно забыть о своих сильных, положительных качествах, когда они целиком уходят в переживания из-за своего бессилия и неспособности что-то сделать.

- Пользуйтесь юмором где только возможно. Это привлечет внимание ребенка. Он будет стимулировать его интерес и, помимо всего прочего, он является эффективнейшим средством против напряженных состояний, тревоги и беспокойства.

- У «историй про Энни» всегда должен быть счастливый конец. Нужно вселить в малыша надежду, что он обязательно найдет выход из своего затруднения. Ребенок, который считает, что у него нет никакой надежды, лишает себя всякого стимула или мотивации для продолжения борьбы. Он просто сдается.

- Не бойтесь, что ваша история будет не совершенной. Дети – благодарные слушатели, которые всегда придут к вам на помощь, если вы допустите ошибку. Они поправят вас, если вы забудете какие-нибудь мелочи и подробности. Дадут вам знать, когда вы идете правильным путем или сбились с дороги. Не пытайтесь быть педантичным в языковом, стилистическом отношении, лучше дайте волю воображению, окунитесь в стихию рассказа, расслабьтесь и испытайте радость сочинительства.

- Читайте медленно, оставляя место для ваших собственных комментариев и комментариев ребенка. После прочтения рассказа запомните его содержание, попробуйте рассказать его самостоятельно, без книги. Ваш ребенок поможет и дополнит, а вы получите удовольствие, вплетая в ткань рассказа свои собственные детали и подробности [6, с.10-12].

Схема поэтапного сочинения собственных «историй про Энни»:

1. Обдумайте проблему, которая беспокоит ребенка. «Настройтесь на волну» чувств и переживаний ребенка, пытающегося справиться с этой проблемой. Постарайтесь понять, как данная ситуация воспринимается с детской точки зрения.

2. Сформулируйте основную идею рассказа. Какие мысли вы хотите донести до сознания ребенка? Какие решения вы собираетесь предложить через посредство рассказа. Эти решения не должны быть слишком сложными, они могут предполагать приобретение новых практических и общественных навыков, поддержку друзей и членов семьи, усвоение истины, что время тоже может лечить, и т.д.

3. Начните рассказ с представления героя или героини, у которых схожие страхи, опасения, тревоги или конфликты. Это позволит ребенку отождествить, идентифицировать себя с героем или героиней и вовлечет в действие, сделав его участником рассказа.

4. Упомяните о сильных сторонах и положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка. Зачастую, когда мы слишком встревожены и выбиты из колеи какой-то своей проблемой, мы забываем о своих сильных сторонах, хороших качествах и талантах. О них не лишне будет напомнить.

5. Опишите в начале рассказа конфликт, а затем переходите к его положительному разрешению.

6. Рассказывая какую-нибудь историю, будьте открытыми к ребенку. Обратите внимание на то, когда ребенок увлечен рассказом, а когда ему скучно. По выражению его лица вы сможете определите его реакцию на услышанное.

7. Если ребенок комментирует рассказ или задает вопросы по его содержанию, не оставляйте это без внимания. Комментарии и вопросы часто помогают заглянуть в мысли ребенка, в его внутренний мир. Если вы затрудняетесь с ответом на эти вопросы, их можно обратно переадресовать ребенку, спросив его: «А что ты думаешь на этот счет?» Если ребенок ответит: «Я не знаю», – можно все это превратить в игру типа «Угадай-ка». В таких ситуациях догадки детей помогут понять, о чем они думают.

8. Если вы не знаете причину беспокойства или тревоги ребенка, можно воспользоваться «историей про Энни», которая поможет ее установить. Рассказывая «историю про Энни», вставляйте в нее комментарии и вопросы вроде: «А как ты думаешь, чем была встревожена Энни в то время?», или «Чего испугалась Энни?», или «Что, по мнению Энни, могло произойти?» и т.д.

9. Если ребенок прибегает к решению, которое вы предложили в предыдущей «истории про Энни», и оно не дало результата, не надо огорчаться. Узнайте точно, что им было сделано и что не получилось так, как было задумано. После этого расскажите ребенку о маленькой девочке, у нее тоже не все получалось, но девочка проявила настойчивость и в конце концов нашла выход из сложной ситуации. Можно также подчеркнуть тот факт, что Энни и ее родственники очень гордились тем, что она настойчиво продолжала искать выход, хотя ее первые попытки потерпели неудачу.

10. Стремитесь к простоте. Приспосабливайте применяемый вами язык, ваш словарный запас к уровню ребенка, а длительность рассказа – к степени устойчивости его внимания. [6, с.12-13].

Д. Бретт дает прекрасный пример работы со сказкой и достижения успехов в решении актуальных проблем ребенка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сказкотерапия – это сильное средство для решения трудных задач возникающих в процессе развития и воспитания ребенка, формировании его внутреннего мира, душевных качеств, повышение уровня осознанности событий и приобретении знаний о законах жизни.

В качестве основного психологического механизма, обеспечивающего установление и поддержание контакта между внутренним миром ребенка и сказочным миром, большинством авторов называется процесс идентификации ребенка с главным героем сказки, которому способствует ряд специфических особенностей, свойственных и сказочному сюжету, и характеристикам персонажей, и устройству сказочного мира в целом.

Слушая сказку, ребенок получает информацию и посредством механизма идентификации усваивает смысл сказки и основные уроки, которые в ней содержатся.

Таким образом, идентификация с главным героем может способствовать тому, что те качества, которые характеризуют личность главного героя, в результате становятся личностными качествами ребенка, который стремится во всем быть похожим на своего любимого сказочного персонажа.

Сказкотерапия вводит ребенка в особый мир. Дети переживают за сказочных героев, входят в их роль, вживаются в образы и события.

В акте переживания ребенок становится соавтором сказочной истории, активно включаясь в процесс сотворчества, создавая в своем воображении волшебную реальность. Волшебная сказка включает ребенка в процесс смыслотворчества, оставаясь открытой для бесконечного числа интерпретаций. Сказочный сюжет разворачивается как деятельность, требующая от читателя личностных усилий и решений. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами. Этот внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу. В процессе этого переживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаленные последствия человеческих действий.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу.

Создавая сказку, мы оказываем определенное воздействие. Благодаря тому, что оно облачено в «сказочные одежды», у детей не возникает ощущение давления. Дети просто слушают, сочиняют и рассказывают сказки.

Возможности сказкотерапии заключаются в том, что она позволяет выявить внутренние и внешние состояния ребенка.

Таким образом, сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми является весьма эффективным. Чтение сказок помогает ребенку преодолеть жизненные трудности, найти выход из сложных ситуаций. Сказки развивают в ребенке доброту, отзывчивость, контролирует эмоционально-нравственное развитие ребенка. Для ребенка сказка является особой реальностью. Именно здесь он познает такие явления и чувства как жизнь и смерть, любовь и ненависть. Сказочная форма изображения этих явлений доступна для понимания ребенка, но при этом сохраняет подлинный нравственный смысл. Сказка дает несравнимые уроки нравственности, которые остаются с нами на всю жизнь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: