Отражение авторской позиции





План написания сочинения – рассуждения

 

 

1.Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).

2.Проблема, поднятая в тексте

3.Комментарий

4.Авторская позиция

5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).

6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).

7.Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

 

 

Формулировка и комментарий основной проблемы текста

 

Основная проблема – это та,

· что стала объектом раздумий автора;

· над которой он в основной размышляет;

· к которой он неоднократно возвращается;

· по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

 

Автором проблема может быть

· поставлена

· изложена

· рассмотрена

· выдвинута

· затронута

· поднята

· сформулирована

· исследована

· проанализирована

·

 

Сформулировать проблему исходного текста можно

· в виде вопроса (Как в будущем в связи с научно – техническим прогрессом изменится личность человека, его нравственность?Этой сложной проблеме посвящён текст Д.Гранина.)

· в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в данном тексте (Этический облик человека – вот основная проблема, волнующая автора; В тексте исследуется проблема добровольного сознательного самоограничения.)

 

Некоторые проблемы текстов.

Проблемы семьи:

· проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?)

· проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни человека?)

· проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом?Что значит любить свою семью и свою Родину?)

· проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?)

· проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека?Какова роль детства в становлении личности?)

Проблема экологии:

· проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?)

· проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?)

· проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

Человек и общество:

· проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих?Правильно ли устроено общество?)

· проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?)

· проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)

· проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?)

· проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей?Ограничивает ли общество свободу человека?)

 

Нельзя комментировать проблему в отрыве от текста, то есть рассуждать о ней вне связи с содержанием прочитанного!

Чтобы указать категорию проблемы, можно использовать следующие определения:

· социальная

· философская

· общественно – политическая

· нравственная

· морально – этическая

· межнациональная

· эстетическая

· культурная

· научная

· международная

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:

· общественно значимая

· злободневная

· животрепещущая

· актуальная

· жизненная

· насущная

· острая

· серьёзная

· важная

· спорная

· основная

· неразрешимая

· наболевшая

· первоочередная

· главная

· сложная

 

Проблема может заставить читателя

· глубоко задуматься

· серьёзно размышлять

· рассуждать вместе с автором

· лучше понять себя и окружающих

· серьёзнее относиться к…

· переосмыслить своё отношение к…

· по – иному посмотреть на…

· критичнее относиться к…

· поделить мыслями о…

· оценить истинный масштаб чего – либо

· оценить собственную позицию

· открыто выразить своё отношение к…

· заняться самовоспитанием

· с горечью понять, что…

· испытать потребность в чём – либо

Как прокомментировать основную проблему?

· К какой категории относится избранная автором проблема?

· Интересна ли она читателю и почему?

· Насколько она злободневна?

· Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему?

· Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали?

· К каким выводам приходит читатель?

 

Формулировка проблемы и её комментарий (пример).

1.От комментария к формулировке проблемы.

Гениев, по мнению учёных – генетиков, отличает невероятная трудоспособность, одержимая увлечённость своим делом. Т.Эдисон утверждал, что «гений – это на 99 процентов труд до изнеможения и на 1 процент – игра воображения». А как же тогда те, кто отмечен Богом с самого рождения: великие художники, писатели, композиторы, учёные? Что всё – таки создаёт гения – труд или природа? Над данной спорной философской проблемой размышляет и В.Пекелис. Его взгляд на этот вопрос представляет несомненный интерес для всех людей, особенно для нас, подростков, пытающихся понять себя и часто сомневающихся в своих способностях и возможностях.

2.От формулировки проблемы к её комментарию.

Что делает человека гениальным? Над этой интересной философской проблемой размышляет В.Пекелис. Следует заменить, что поднятая автором проблема уже давно волнует человечество: гениальность – это дар судьбы, Бога или неустанный труд, помноженный на вдохновение? История жизни и творчества одного только Микеланджело вызывает массу споров по этому вопросу: потрясающей работоспособности этого великого мастера удивлялись его современники; этого творца можно было бы назвать «гением от себя», но кто станет отрицать, что он явно был «гением от природы». Так в чём же тайна гениальности – в природной одарённости или она приобретается в процессе творческого труда?

 

 


Отражение авторской позиции

· Автор считает, что…

· Автор утверждает, что…

· Автор убеждён, что…, и подобная уверенность небезосновательна.

· Автору важно убедить читателя в том, что…

· Бесспорно мнение автора о том, что…

· Задача автора – убедить читателя в том, что…

· Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме:..

· Автор подводит читателя к мысли о том, что…

· Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

· Решая проблему, автор приходит к следующему выводу:..

· «…» - это высказывание точно отражает позицию автора.

· «…» - именно эта мысль отражает авторскую позицию.

· … - всё это позволило автору выразить мысль о том, что…

· … - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.

· Позиция автора очевидна:..





Читайте также:
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.025 с.