План написания сочинения – рассуждения
1.Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
2.Проблема, поднятая в тексте
3.Комментарий
4.Авторская позиция
5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
7.Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
Формулировка и комментарий основной проблемы текста
Основная проблема – это та,
· что стала объектом раздумий автора;
· над которой он в основной размышляет;
· к которой он неоднократно возвращается;
· по которой отчётливо заявлена авторская позиция.
Автором проблема может быть
· поставлена
· изложена
· рассмотрена
· выдвинута
· затронута
· поднята
· сформулирована
· исследована
· проанализирована
·
Сформулировать проблему исходного текста можно
· в виде вопроса (Как в будущем в связи с научно – техническим прогрессом изменится личность человека, его нравственность?Этой сложной проблеме посвящён текст Д.Гранина.)
· в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в данном тексте (Этический облик человека – вот основная проблема, волнующая автора; В тексте исследуется проблема добровольного сознательного самоограничения.)
Некоторые проблемы текстов.
Проблемы семьи:
· проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?)
· проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни человека?)
· проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом?Что значит любить свою семью и свою Родину?)
· проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?)
· проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека?Какова роль детства в становлении личности?)
Проблема экологии:
· проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?)
· проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?)
· проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)
Человек и общество:
· проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих?Правильно ли устроено общество?)
· проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?)
· проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
· проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?)
· проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей?Ограничивает ли общество свободу человека?)
Нельзя комментировать проблему в отрыве от текста, то есть рассуждать о ней вне связи с содержанием прочитанного!
Чтобы указать категорию проблемы, можно использовать следующие определения:
· социальная
· философская
· общественно – политическая
· нравственная
· морально – этическая
· межнациональная
· эстетическая
· культурная
· научная
· международная
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
· общественно значимая
· злободневная
· животрепещущая
· актуальная
· жизненная
· насущная
· острая
· серьёзная
· важная
· спорная
· основная
· неразрешимая
· наболевшая
· первоочередная
· главная
· сложная
Проблема может заставить читателя
· глубоко задуматься
· серьёзно размышлять
· рассуждать вместе с автором
· лучше понять себя и окружающих
· серьёзнее относиться к…
· переосмыслить своё отношение к…
· по – иному посмотреть на…
· критичнее относиться к…
· поделить мыслями о…
· оценить истинный масштаб чего – либо
· оценить собственную позицию
· открыто выразить своё отношение к…
· заняться самовоспитанием
· с горечью понять, что…
· испытать потребность в чём – либо
Как прокомментировать основную проблему?
· К какой категории относится избранная автором проблема?
· Интересна ли она читателю и почему?
· Насколько она злободневна?
· Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему?
· Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали?
· К каким выводам приходит читатель?
Формулировка проблемы и её комментарий (пример).
1.От комментария к формулировке проблемы.
Гениев, по мнению учёных – генетиков, отличает невероятная трудоспособность, одержимая увлечённость своим делом. Т.Эдисон утверждал, что «гений – это на 99 процентов труд до изнеможения и на 1 процент – игра воображения». А как же тогда те, кто отмечен Богом с самого рождения: великие художники, писатели, композиторы, учёные? Что всё – таки создаёт гения – труд или природа? Над данной спорной философской проблемой размышляет и В.Пекелис. Его взгляд на этот вопрос представляет несомненный интерес для всех людей, особенно для нас, подростков, пытающихся понять себя и часто сомневающихся в своих способностях и возможностях.
2.От формулировки проблемы к её комментарию.
Что делает человека гениальным? Над этой интересной философской проблемой размышляет В.Пекелис. Следует заменить, что поднятая автором проблема уже давно волнует человечество: гениальность – это дар судьбы, Бога или неустанный труд, помноженный на вдохновение? История жизни и творчества одного только Микеланджело вызывает массу споров по этому вопросу: потрясающей работоспособности этого великого мастера удивлялись его современники; этого творца можно было бы назвать «гением от себя», но кто станет отрицать, что он явно был «гением от природы». Так в чём же тайна гениальности – в природной одарённости или она приобретается в процессе творческого труда?
Отражение авторской позиции
· Автор считает, что…
· Автор утверждает, что…
· Автор убеждён, что…, и подобная уверенность небезосновательна.
· Автору важно убедить читателя в том, что…
· Бесспорно мнение автора о том, что…
· Задача автора – убедить читателя в том, что…
· Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме:..
· Автор подводит читателя к мысли о том, что…
· Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
· Решая проблему, автор приходит к следующему выводу:..
· «…» - это высказывание точно отражает позицию автора.
· «…» - именно эта мысль отражает авторскую позицию.
· … - всё это позволило автору выразить мысль о том, что…
· … - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
· Позиция автора очевидна:..