1. Безразличие, чёрствость и равнодушие в отношении человека.
В драме «На дне» М.Горький показывает, как абсолютно чёрствые, бездушные, бессердечные люди могут превратить жизнь человека в ад. Василиса Костылёва, будучи хозяйкой ночлежки, в которой обитают обиженные судьбой люди, всячески унижает, оскорбляет их, уничтожает то светлое, что осталось в их душах. Василиса проявляет бездушие не только по отношению к обитателям ночлежки, но и по отношению к родной сестре.
2. Власть и общество.
Антиутопический образ власти представлен в романе Е.Замятина «Мы». Герои произведения живут в особом системном строе. Они подобны механизмам, которыми государство с лёгкостью управляет. Жизнь героев ведётся по определённому порядку, по строгому расписанию. И по истечении определённого времени власть добивается своего: люди постепенно превращаются в бессердечных существ, маленьких винтиков большого механизма под названием государство.
3. Воспитание человека.
Как известно, в русской литературе учитель является олицетворением нравственности, гуманности. Так, герой повести В.Быкова «Обелиск» Алесь Иванович Мороз всю свою жизнь, любовь и заботу посвятил детям. Он провожал их домой, спасал их от гнева родителей, брал на себя чужую вину, одним словом, был примером настоящего учителя.
4. Жизненные ценности: истинные и ложные.
Тема истинных и ложных ценностей является одной из ключевых в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В произведении представлена массовая дезориентация современного автору поколения. Люди повязли в различных грехах: от скупости до взяточничества. Воланд, а также его свита, являются некой лакмусовой бумажкой, индикатором, демонстрирующим неизменность человеческой сущности. Автора тревожит то, что человек мегаполиса в погоне за материальными благами окончательно забывает об истинных, вечных ценностях.
|
5. Одиночество.
К теме одиночества не раз обращались писатели в своих произведениях. Так, одним их самых известных героев, сознательно обрекающих себя на одиночество, является Евгений Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой достаточно пренебрежительно относится к своим друзьям, родителям и окружающим его людям.
6. Ответственность человека за свои поступки и жизни окружающих.
Когда размышляешь об ответственности, невольно вспоминается образ учителя. Не просто учителя, а педагога – сподвижника. Таковым является герой повести В.Быкова «Обелиск». Автор этого произведения рассказывает о непростой, трагической судьбе необыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза, который посвятил ученикам всю свою жизнь. Провожая детей домой, он спасал их от гнева родителей, брал на себя чужую вину. Когда его ученики в связи с военными действиями оказались в плену, и Мороз знал, что они обречены на смерть, он, будучи человеком гуманным, нравственным, добровольно пошёл к своим ученикам, дабы поддержать своих воспитанников, успокоить их перед кончиной. Тем самым Алесь Иванович Мороз не просто взял на себя ответственность за жизни окружающих его людей, но и отдал свою собственную ради спасения их душ.
7. Человек и история. Роль личности в истории.
Человек, осознающий ответственность перед своей родиной, окружающими людьми, истинно велик. Таковым является герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Кутузов. Будучи великим русским полководцем, он является воплощением простоты, добра и искренности. В решающие моменты военных действий Кутузов ведёт себя как настоящий патриот, который чувствует ответственность за свою страну и её жителей. Таким образом, Кутузов действительно гениальный полководец, и его роль в исходе Отечественной войны поистине велика.
|
8. Человек и искусство. Воздействие искусства на человека.
Тема искусства и псевдоискусства неразрывно связана с романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главные герои, награждённые искренней и высокой любовью, живут одной целью, связанной с романом Мастера об Иешуа и Пилате. Погрузившись в искусство, герои ощущают настоящее счастье и гармонию в своём микромире. Тема псевдоискусства связана с писателями – массолитовцами, штампующими низкопробную литературу по заказу.
9. Патриотизм, любовь к родине.
Наиболее ярким примером, отражающим возвышенную, бескорыстную любовь к родине является герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Автор,воплощая в своём персонаже самые сильные черты национального характера, показывает, каким должен быть истинный патриот, как нужно любить свою отчизну. Гоголь наглядно показывает, что нельзя ставить личное выше любви к родине. Доказательством служит трагическая сцена, где Тарас Бульба убивает своего сына Андрия. Таким образом, любовь к родине становится важнее, чем любовь к сыну, ибо перед любовью к отчизне отступает всё: отцовская любовь и любовь к женщине.
|
10. Отцы и дети.
Сложные взаимоотношения отца и сына представлены в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Так, главный герой предстаёт перед ужасным выбором: на одной чаше весов оказывается его родной сын Андрий, горячо любимый родителями, а на другой – преданная родина, за которую сам Тарас Бульба готов отдать жизнь. Андрий, влюбившись в полячку, перешёл на сторону противника, тем самым предав отца и свою страну. Сын сделал свой выбор, к большому несчастью, отец – тоже. Несмотря на сильные отцовские чувства, Тарас вынужден убить собственного сына, ибо предательства он простить не смог.
11. Научный прогресс и нравственность.
Нравственность и научно – технический прогресс – трудно совместимые понятия. Доказательством тому служит роман Е.Замятина «Мы». Герои произведения живут в особом системном строе, где население достигло невероятного научно – технического прогресса, однако напрочь лишилось всякого нравственного начала и человеческих чувств. Люди, живя по особому механизму, стали подобны винтикам большой социальной машины. Вся жизнь героев подчинена определённым законам и правилам. Весь мир подчинён лишь логике и математике. Это приводит героев романа к нравственной деградации и потере смысла жизни. Таким образом. Голый технический прогресс превращает общество в некую бездуховную массу.
12. Тема учителей в русской литературе.
В рассказе В.Распутина «Уроки французского» освещается тема русских учителей. О молодой учительнице французского языка мы узнаём со слов главного героя – ученика районной школы. Мальчик с теплотой и уважением вспоминает свою учительницу, которая совершает настоящий подвиг в глазах героя. Лидия Михайловна всячески (в том числе игрой на деньги) помогала голодающему ученику. Возможно, с точки зрения школьного устава действия учителя являются неправомерными (именно поэтому директор школы увольняет молодого педагога), однако с точки зрения гуманизма, нравственности это единственное, что мог сделать настоящий человек, учитель с большой буквы.
13. Проблема утраты цели в жизни.
Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие, как, например, в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Герой его – Николай Иванович Чимша – Гималайский – мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг… - того и гляди, хрюкнет в одеяло»). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека.
14. Проблема эмиграции.
Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких – то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился. Есть, например, у И.А.Бунина рассказ «Косцы». Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Это плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине.
Список литературы:
1.Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть 3 (С). Методические рекомендации по выполнению задания. – М. – Экзамен, 2008.
2.Нарушевич А.Г. «Формулируем, комментируем, аргументируем». https:// pedsovet.org