Монохромия. Монохромные композиции это композиции с использованием одного цвета. Цвета в этих композициях различаются по тону или светлоте.




Раздел16.Композиция в художественном проектировании одежды

Тема занятия 16.1: «Правила композиции в художественном проектировании»

Содержание:

Введение

I. Стиль и мода

II. Цветоведение

2.1. Цвет в костюме

2.2. Цветовые гармонии

III. Основы композиции костюма

3.1. Силуэт в одежде.

3.2. Линии в одежде

3.3. Эстетическое значение линий в одежде.

3.4. Пропорции в одежде.

3.5. Образное эмоциональное восприятие пропорций.

 

Введение

 

Одежда как вид прикладного искусства строится, создается по тем же законам, что и все остальные виды искусства. Моделирование одежды – предмет, соединяющий в себе черты искусства и науки. От первого оно берёт своё творческое начало, от второго законы.

 

Процесс моделирования состоит из 2-х этапов:

1. разработка в виде эскизов или муляжей (проект)

2. выполнение творческой идеи в материале.

Для создания одежды необходимо знать ряд законов и правил и уметь ими пользоваться. К таким законам относятся:

 

1. Основы композиции костюма.

2. Цветовые гармонии;

3. Антропология (размеры человека);

4. Эргономические требования.

 

Элементами композиции костюма являются: силуэт, форма, объемность, характер поверхности, фактура и рисунок ткани, линии, ритмы, пропорции, цветовое решение, детали, отделка, аксессуары.

В различные времена в разных стилях и моде прежде всего меняются силуэт, форма и объемность как всего костюма, так и отдельных его частей. Характер поверхности создает либо живописная измельченность форм, либо его цельность, монументальность. Как внешние, так и внутренние линии создают конструкцию костюма, передают его форму, отражают внутреннюю композицию.

Пропорции и ритм позволяют на основе одного силуэта предлагать различные модели. Фактура и цвет всего костюма, его деталей и аксессуары придают одежде такие качества как обыденность или торжественность, нарядность, подчеркивают в костюме его молодежный или более взрослый характер, принадлежность сезону и назначение.

Между архитектурой и костюмом есть стилевая связь. Если вспомнить готические соборы и связать их стремление ввысь с костюмом характерным для этой эпохи, то это будет иллюстрацией взаимопроникновения форм архитектуры и костюма. Функциональность и удобство современного повседневного платья отражают такую же функциональность современной архитектуры. Существует утверждение, что архитектура возникла после одежды, построена по ее принципам. Главное в архитектуре для модельеров – контурное сочетание.

 

 

I. Стиль и мода

Одним из важнейших понятий, связанных с эволюцией костюма во време­ни в человеческом обществе, является понятие «стиль».

Стиль - это общность форм, понятий и средств, характерных для данной эпохи. В костюме стиль объединяется единством силуэта, форм, образа, тканью (фактура и цвет). В стиле выражается система идей и взглядов, в кото­рой отражено мировоззрение эпохи. Поэтому стиль можно считать общим ху­дожественным выражением эпохи, отражением художественного пережива­ния человеком своего времени. В стиле проявляется, в частности, идеал красо­ты, преобладающий в данную историческую эпоху. Стиль является конкрет­ным воплощением эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой однородности пред­метной среды на определенном историческом этапе. Такие стили называют «большими художественными стилями эпохи», и они проявляются во всех ви­дах искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Тра­диционно историю искусства рассматривают как последовательную смену боль­ших стилей: «готика», «ренессанс», «барокко», «классицизм», «рококо», «нео­классицизм», «ампир», «романтизм».

Для рождения нового стиля требуются определённые условия: социальная необходимость, военный или революционный переворот или требование новизны в обществе. Стиль рождается, проходит период наибольшего рассвета, исчезает в силу перечисленных причин.

Однако со сменой исторических эпох ушли в прошлое времена больших художественных стилей. Ускорение темпов жизни человека и общества, разви­тие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рын­ка привели к тому, что переживание человеком своего времени проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и пластических образов. В моде XX в. в каждое десятилетие были актуальны свои микростили в костюме, последовательно сменявшие друг друга: в 1910-е гг. — «восточный стиль» и «нео-грек»; в 1920-е гг. — «ар деко» («русский», «египетский», «латиноамериканский», «аф­риканский), «геометрический»; в 1930-е гг. — «неоклассицизм», «историзм», «латиноамериканский», «альпийский», «сюрреализм»; в 1940-е гг. — в США появились в модном костюме стили «кантри» и «вестерн», «латиноамери­канский»; в 1950-е гг. — «нью лук», стиль «Шанель»; в 1960-е гг. — «косми­ческий»; в 1970-е гг. — «романтический», «ретро», «фольклорный», «этничес­кий», «спортивный», «джинсовый», «диффузный», «военизированный» («ми-литари»), «бельевой», «диско», «сафари», «панк-стиль»; в 1980-е гг. — «эколо­гический», стиль «новых пиратов», «неоклассика», «нео-барокко», «секси», «корсетный», «этнический», «спортивный»; в 1990-е гг. — «гранж», «этничес­кий», «экологический», «гламур», «историзм», «нео-панк», «кибер-панк», «нео­хиппи», «минимализм», «милитари» и т.д. На появление новых стилей оказывает вли­яние изобретение новых материалов и способов их обработки.

Среди множества стилей можно выделить те, которые называют «класси­ческими» — это стили, которые не выходят из моды, сохраняя актуальность в течение длительного времени. Классическими становятся стили, обладающие определенными качествами, которые и позволяют им надолго «задержаться», пережив множество разнообразных «мод» и модных стилей. Стиль является более устойчивым социальным феноменом, чем мода (мож­но в связи с этим вспомнить знаменитое высказывание К. Шанель, повторив­шей слова поэта Пьера Реверди: «Мода меняется, а настоящий стиль — никог­да.»), однако мода для современного общества имеет огромное значение.

Мода – кратковременная смена деталей большого стиля. Мода меняется на протяжении одного стиля неоднократно. Если стиль можно сравнить с деревом, то мода – ежегодно меняющаяся на нём листва.

Мода возникает из естественного стремления людей к новизне. Естественное стремление к новизне характеризуется материальными и эстетическими потребностями общества. Каждая мода выражает существо стиля, отражает характер человека с окружающей средой и людей между собой. В современном обществе мода может продиктовать как длину юбки, так и марку автомобиля, как оформление интерьера, так театральные спектакли и литературные произведения.

 

II. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

 

ЦВЕТ В КОСТЮМЕ

Цвет — самое сильное средство в композиции костюма. Недаром смена мод­ных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей.

Цвет – физиологическое ощущение человека в результате совместного действия явлений физики и психофизиологии. Цвет – понятие эмоциональное, субъективное. Каждый человек воспринимает его по-разному, некоторые люди не видят лучей определённой окраски.

Световые электромагнитные волны с колебаниями различной частоты различают различные цветоощущения. В конце ХVIII века Ньютон пропустил луч через призму и на экране получил полосу, в последствии названную спектром.

В спектр входят цвета в следующем порядке:

- красный

- оранжевый

- жёлтый

· зелёный

· голубой

· синий

· фиолетовый

Все спектральные цвета называются хроматическими. Кроме спектральных цветов к хроматическим относятся пурпурные цвета, это цвета между чистым красным и фиолетовым. Все хроматические цвета различаются по световому тону, насыщенности, светлоте.

Цветовой тон – это сходство цвета с тем или иным спектральным или пурпурным цветом.

Насыщенность цвета определяется примесью к спектральному или пурпурному цвету определённого количества серого цвета.

Светлота цвета определяется примесью к спектральному или пурпурному цвету какого-либо количества белого цвета.

Так же существуют и ахроматические (нео­крашенные) цвета. К ахроматическим цветам относятся черный, белый и все их сочета­ния между собой (оттенки серого). Для ахроматических цветов характерны светлотные отношения, т.е. различие по светлоте.

Светлота— безразмерная величина, используемая для количественной оцен­ки различия между зрительными (световыми) ощущениями, вызываемыми двумя смежными одноцветными поверхностями.

Для того чтобы изучить форму, силуэт, линии и все композиционные закономерности, относящиеся к основам моделирования костюма, необходи­мо сначала просмотреть его в черно-белой графике. Увязать форму и цвет очень сложно.

 

Цветовые гармонии

Существуют гармонии спектральных чистых цветов, которые располагаются в жёстком порядке. Эта цвета радуги: красный - оранжевый - жёлтый - зелёный - голубой - синий - фиолетовый. Одна из цветовых гармоний – это гармония цветового круга.

В цветовом круге гармонии построены на сочетании 1, 2, 3 или нескольких цветов. Они могут быть многоцветными или лаконичными по цвету, но все подчиняются законам цветовых гармоний. Цветовые гармонии, построенные на цветовом круге, разделяются на следующие группы:

1. монохромия

2. сочетания родственных цветов

3. сочетания родственно-контрастных цветов

4. сочетания контрастных цветов

5. сочетания нейтральных цветов.

Монохромия. Монохромные композиции это композиции с использованием одного цвета. Цвета в этих композициях различаются по тону или светлоте.

Сочетания родственных цветов. Родственными цветами являются цвета 1/4 круга с включением одного главного цвета. В 16 частном цветовом круге находится 36 сочетаний по два родственных цвета.

Композиции, построенные на родственных цветах, называются

нюансными: по эмоциональному восприятию являются самыми

лёгкими, спокойными, вызывают ощущение тишины, светлой радости, грусти в своих крайних проявлениях.

Контрастные сочетания цветов. Закрыв в цветовом круге главные цвета, получим контрастные сочетания, образуемые цветами противоположных четвертей круга. Контрастные цвета не связаны каким-либо родством. Так же контрастными являются сочетания, состоящие из одного главного цвета и какого-либо промежуточного цветов, когда этот цвет расположен в противоположной половине круга. Контрастными могут быть композиции, построенные на резком светлотном противопоставлении (на очень тёмном фоне являются динамичными светлые пятна и наоборот). Также контрастными могут быть композиции с применением ахроматических цветов. В работах, построенных на контрастных цветовых гармониях можно использовать от 2-х и более цветов.

Нейтральные цвета. Нейтральными цветами являются главные цвета цветового круга, расположенные в непосредственной близости друг от друга. Сочетания нейтральных цветов используются в гербовых композициях, в сигнальных и государственных флагах, в плакатной графики, в специальных костюмах., предполагающих сигнальное предназначение. Уместно в композициях с этими цветами употреблять ахроматические цвета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: