Раздел16.Композиция в художественном проектировании одежды
Тема занятия 16.1: «Правила композиции в художественном проектировании»
Содержание:
Введение
I. Стиль и мода
II. Цветоведение
2.1. Цвет в костюме
2.2. Цветовые гармонии
III. Основы композиции костюма
3.1. Силуэт в одежде.
3.2. Линии в одежде
3.3. Эстетическое значение линий в одежде.
3.4. Пропорции в одежде.
3.5. Образное эмоциональное восприятие пропорций.
Введение
Одежда как вид прикладного искусства строится, создается по тем же законам, что и все остальные виды искусства. Моделирование одежды – предмет, соединяющий в себе черты искусства и науки. От первого оно берёт своё творческое начало, от второго законы.
Процесс моделирования состоит из 2-х этапов:
1. разработка в виде эскизов или муляжей (проект)
2. выполнение творческой идеи в материале.
Для создания одежды необходимо знать ряд законов и правил и уметь ими пользоваться. К таким законам относятся:
1. Основы композиции костюма.
2. Цветовые гармонии;
3. Антропология (размеры человека);
4. Эргономические требования.
Элементами композиции костюма являются: силуэт, форма, объемность, характер поверхности, фактура и рисунок ткани, линии, ритмы, пропорции, цветовое решение, детали, отделка, аксессуары.
В различные времена в разных стилях и моде прежде всего меняются силуэт, форма и объемность как всего костюма, так и отдельных его частей. Характер поверхности создает либо живописная измельченность форм, либо его цельность, монументальность. Как внешние, так и внутренние линии создают конструкцию костюма, передают его форму, отражают внутреннюю композицию.
Пропорции и ритм позволяют на основе одного силуэта предлагать различные модели. Фактура и цвет всего костюма, его деталей и аксессуары придают одежде такие качества как обыденность или торжественность, нарядность, подчеркивают в костюме его молодежный или более взрослый характер, принадлежность сезону и назначение.
Между архитектурой и костюмом есть стилевая связь. Если вспомнить готические соборы и связать их стремление ввысь с костюмом характерным для этой эпохи, то это будет иллюстрацией взаимопроникновения форм архитектуры и костюма. Функциональность и удобство современного повседневного платья отражают такую же функциональность современной архитектуры. Существует утверждение, что архитектура возникла после одежды, построена по ее принципам. Главное в архитектуре для модельеров – контурное сочетание.
I. Стиль и мода
Одним из важнейших понятий, связанных с эволюцией костюма во времени в человеческом обществе, является понятие «стиль».
Стиль - это общность форм, понятий и средств, характерных для данной эпохи. В костюме стиль объединяется единством силуэта, форм, образа, тканью (фактура и цвет). В стиле выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение эпохи. Поэтому стиль можно считать общим художественным выражением эпохи, отражением художественного переживания человеком своего времени. В стиле проявляется, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху. Стиль является конкретным воплощением эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой однородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие стили называют «большими художественными стилями эпохи», и они проявляются во всех видах искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Традиционно историю искусства рассматривают как последовательную смену больших стилей: «готика», «ренессанс», «барокко», «классицизм», «рококо», «неоклассицизм», «ампир», «романтизм».
Для рождения нового стиля требуются определённые условия: социальная необходимость, военный или революционный переворот или требование новизны в обществе. Стиль рождается, проходит период наибольшего рассвета, исчезает в силу перечисленных причин.
Однако со сменой исторических эпох ушли в прошлое времена больших художественных стилей. Ускорение темпов жизни человека и общества, развитие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что переживание человеком своего времени проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и пластических образов. В моде XX в. в каждое десятилетие были актуальны свои микростили в костюме, последовательно сменявшие друг друга: в 1910-е гг. — «восточный стиль» и «нео-грек»; в 1920-е гг. — «ар деко» («русский», «египетский», «латиноамериканский», «африканский), «геометрический»; в 1930-е гг. — «неоклассицизм», «историзм», «латиноамериканский», «альпийский», «сюрреализм»; в 1940-е гг. — в США появились в модном костюме стили «кантри» и «вестерн», «латиноамериканский»; в 1950-е гг. — «нью лук», стиль «Шанель»; в 1960-е гг. — «космический»; в 1970-е гг. — «романтический», «ретро», «фольклорный», «этнический», «спортивный», «джинсовый», «диффузный», «военизированный» («ми-литари»), «бельевой», «диско», «сафари», «панк-стиль»; в 1980-е гг. — «экологический», стиль «новых пиратов», «неоклассика», «нео-барокко», «секси», «корсетный», «этнический», «спортивный»; в 1990-е гг. — «гранж», «этнический», «экологический», «гламур», «историзм», «нео-панк», «кибер-панк», «неохиппи», «минимализм», «милитари» и т.д. На появление новых стилей оказывает влияние изобретение новых материалов и способов их обработки.
Среди множества стилей можно выделить те, которые называют «классическими» — это стили, которые не выходят из моды, сохраняя актуальность в течение длительного времени. Классическими становятся стили, обладающие определенными качествами, которые и позволяют им надолго «задержаться», пережив множество разнообразных «мод» и модных стилей. Стиль является более устойчивым социальным феноменом, чем мода (можно в связи с этим вспомнить знаменитое высказывание К. Шанель, повторившей слова поэта Пьера Реверди: «Мода меняется, а настоящий стиль — никогда.»), однако мода для современного общества имеет огромное значение.
Мода – кратковременная смена деталей большого стиля. Мода меняется на протяжении одного стиля неоднократно. Если стиль можно сравнить с деревом, то мода – ежегодно меняющаяся на нём листва.
Мода возникает из естественного стремления людей к новизне. Естественное стремление к новизне характеризуется материальными и эстетическими потребностями общества. Каждая мода выражает существо стиля, отражает характер человека с окружающей средой и людей между собой. В современном обществе мода может продиктовать как длину юбки, так и марку автомобиля, как оформление интерьера, так театральные спектакли и литературные произведения.
II. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
ЦВЕТ В КОСТЮМЕ
Цвет — самое сильное средство в композиции костюма. Недаром смена модных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей.
Цвет – физиологическое ощущение человека в результате совместного действия явлений физики и психофизиологии. Цвет – понятие эмоциональное, субъективное. Каждый человек воспринимает его по-разному, некоторые люди не видят лучей определённой окраски.
Световые электромагнитные волны с колебаниями различной частоты различают различные цветоощущения. В конце ХVIII века Ньютон пропустил луч через призму и на экране получил полосу, в последствии названную спектром.
В спектр входят цвета в следующем порядке:
- красный
- оранжевый
- жёлтый
· зелёный
· голубой
· синий
· фиолетовый
Все спектральные цвета называются хроматическими. Кроме спектральных цветов к хроматическим относятся пурпурные цвета, это цвета между чистым красным и фиолетовым. Все хроматические цвета различаются по световому тону, насыщенности, светлоте.
Цветовой тон – это сходство цвета с тем или иным спектральным или пурпурным цветом.
Насыщенность цвета определяется примесью к спектральному или пурпурному цвету определённого количества серого цвета.
Светлота цвета определяется примесью к спектральному или пурпурному цвету какого-либо количества белого цвета.
Так же существуют и ахроматические (неокрашенные) цвета. К ахроматическим цветам относятся черный, белый и все их сочетания между собой (оттенки серого). Для ахроматических цветов характерны светлотные отношения, т.е. различие по светлоте.
Светлота— безразмерная величина, используемая для количественной оценки различия между зрительными (световыми) ощущениями, вызываемыми двумя смежными одноцветными поверхностями.
Для того чтобы изучить форму, силуэт, линии и все композиционные закономерности, относящиеся к основам моделирования костюма, необходимо сначала просмотреть его в черно-белой графике. Увязать форму и цвет очень сложно.
Цветовые гармонии
Существуют гармонии спектральных чистых цветов, которые располагаются в жёстком порядке. Эта цвета радуги: красный - оранжевый - жёлтый - зелёный - голубой - синий - фиолетовый. Одна из цветовых гармоний – это гармония цветового круга.
В цветовом круге гармонии построены на сочетании 1, 2, 3 или нескольких цветов. Они могут быть многоцветными или лаконичными по цвету, но все подчиняются законам цветовых гармоний. Цветовые гармонии, построенные на цветовом круге, разделяются на следующие группы:
1. монохромия
2. сочетания родственных цветов
3. сочетания родственно-контрастных цветов
4. сочетания контрастных цветов
5. сочетания нейтральных цветов.
Монохромия. Монохромные композиции это композиции с использованием одного цвета. Цвета в этих композициях различаются по тону или светлоте.
Сочетания родственных цветов. Родственными цветами являются цвета 1/4 круга с включением одного главного цвета. В 16 частном цветовом круге находится 36 сочетаний по два родственных цвета.
Композиции, построенные на родственных цветах, называются
нюансными: по эмоциональному восприятию являются самыми
лёгкими, спокойными, вызывают ощущение тишины, светлой радости, грусти в своих крайних проявлениях.
Контрастные сочетания цветов. Закрыв в цветовом круге главные цвета, получим контрастные сочетания, образуемые цветами противоположных четвертей круга. Контрастные цвета не связаны каким-либо родством. Так же контрастными являются сочетания, состоящие из одного главного цвета и какого-либо промежуточного цветов, когда этот цвет расположен в противоположной половине круга. Контрастными могут быть композиции, построенные на резком светлотном противопоставлении (на очень тёмном фоне являются динамичными светлые пятна и наоборот). Также контрастными могут быть композиции с применением ахроматических цветов. В работах, построенных на контрастных цветовых гармониях можно использовать от 2-х и более цветов.
Нейтральные цвета. Нейтральными цветами являются главные цвета цветового круга, расположенные в непосредственной близости друг от друга. Сочетания нейтральных цветов используются в гербовых композициях, в сигнальных и государственных флагах, в плакатной графики, в специальных костюмах., предполагающих сигнальное предназначение. Уместно в композициях с этими цветами употреблять ахроматические цвета.