Кроме конструктивно-композиционного значения линии в одежде имеют эстетическое, эмоциональное значение, причём различают линии по направлению их движения. По динамике движения линии делятся на вертикальные, горизонтальные, овальные, диагональные. В некоторых вариантах одежды компонуется не один, а два или, редко, три варианта.
Пропорции в одежде.
К композиционным средствам относятся пропорции. Пропорции — размерные соотношения элементов формы. Пропорциональные соотношения — это соразмерность элементов, единство частей и целого. В моделировании одежды пропорции являются самым главным фактором. Пропорции считаются одним из главных средств в композиции костюма, так как с их помощью достигается гармоничность вещи и организуется её форма. Пропорцией в математике называется равенство двух отношений. В искусстве пропорцией называется соразмерность отдельных частей между собой и с целой формой. Учение о пропорциях является одним из основных законов композиции.
Примеры часто встречающихся в моделировании пропорциональных отношений:
а— завышенная линия лифа (лиф — 1 часть, нижняя часть платья — 3 части); б— линия лифа расположена на линии талии (лиф — 1 часть, юбка — 2 части); в — линия лифа чуть занижена (лиф — 2 части, юбка — 3 части), такие пропорции приближаются к «золотому сечению»; г — лиф и юбка по длине одинаковы (лиф — 1 часть, юбка — 1 часть)
рис.2 Пропорциональные соотношения:
а — «египетский треугольник»; б — «золотое сечение»
Пропорции делятся на две группы: простые (основанные на рациональных числах) и сложные (основанные на иррациональных числах, производных геометрических построений). Простые пропорциональные отношения выражаются дробным числом, где числитель и знаменатель — это целые числа от 1 до 8. Например, рукав 3/4, юбка-мини 1/3, пальто 7/8, свитер 2/3 от целого. К простым пропорциональным отношениям относится так называемый «египетский треугольник» с соотношением сторон: 3:4:5 (рис.2а)
|
Начиная с древности, велись поиски наиболее гармоничных пропорций, которые можно было использовать в архитектуре, строительстве, инженерных сооружениях. Найденные сложные пропорции основаны на иррациональных числах, которые выводились геометрическими построениями:
· «треугольник Пифагора» — прямоугольный треугольник с углами в 30, 60 и 90 градусов и гармоничным соотношением сторон;
· «золотое сечение», получаемое при делении целого на две неравные части, где целое так относится к большей части, как большая часть — к меньшей. В некотором приближении отношения «золотого сечения» можно представить в виде ряда: 2/3, 3/5, 5/8, 8/13 (рис. 2, б).
В моделировании одежды пропорциональные отношения определяются интуитивно или задаются тенденциями моды. Каждое модное направление предлагает свои пропорциональные членения костюма и, тем самым, человека в костюме.
Членение формы на равные части вызывает ощущение покоя статики и связано с симметрией. Уменьшение формы на неравные части связано с ощущением движения, динамики и асимметрии.
3.5. Образное эмоциональное восприятие пропорций.
Как правило, контрастные пропорции с членением в верхней части фигуры создают образ более юный, лёгкий, подвижный. Членение в нижней части создают впечатление приземистости, что свойственно малоподвижному, спокойному образу зрелой женщины. Иногда такое пропорциональное членение в сочетании с острым авангардным силуэтом встречается в молодёжной моде. Подобные отношения передают образ уравновешенный. Эмоционально спокойный, в основном это средняя возрастная группа и эти пропорции предпочитаются людьми умеренными в отношении к моде. Гармоничные пропорции более выразительные на фигуре, здесь нет более сложного эмоционального восприятия как в контрастных отношениях. (Смотри приложение 2.)
|