Этапы действий педагога как режиссёра




Введение

Актуальность темы обусловлена требованиями к молодым преподавателям. На сегодняшний день педагог обязан быть не только профессионалом в знании своей дисциплины, но и быть творческой личностью. Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность.

Профессия педагога — одна из тех редких профессий, где личность педагога, его опыт, характер, мировоззрение являются инструментом профессиональной деятельности. «Я — инструмент свой», — говорил о сущности актёрской профессии великий русский актёр Михаил Чехов. Эти слова в полной мере можно отнести к профессии учителя.

Проектируя и реализовывая замысел урока, педагог в своей художественной ипостаси как разработчик, «придумщик», и сценарист урока выступает в роли драматурга, как организатор-постановщик – в роли режиссёра и как преподаватель – в роли артиста.

Сегодня социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных свойств. Современный педагог интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Цель данной работы состоит в изучении темы: этапы действий педагога как режиссёра. Постулаты педагогической режиссуры. Действенный ряд на уроке.

Задачи: 1. Выяснить этапы действий педагога как режиссёра;

2. Рассмотрим постулаты педагогической режиссуры;

3. Изучим действенный ряд на уроке.


 

Этапы действий педагога как режиссёра

Понятие педагогической режиссуры появилось в педагогическом языке во второй половине ХХ в. в связи с расширением представлений о функциях педагога и необходимостью: 1) образование в человеке челюстного мира культуры; 2) наполнение педагогического процесса богатством личностного смысла; 3) необходимостью сделать язык «педагогического действия» выразительным и живым.

Педагогической режиссуре сложно дать однозначное определение, так как она включает в себя несколько аспектов. Педагогическая режиссёра:

1. Наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего научно-художественным единством педагогического процесса.

2. Способ организации процесса познания и переживания педагогического события, в ходе которого формируются духовные ценности и опыт творческой деятельности через сотворчество всех субъектов взаимодействия.

3. Деятельность по выстраиванию взаимодействия и взаимоотношений при работе с учащимися (это может быть не только урок, но и перемена, деловой сбор, праздник, родительское собрание, конференция, педсовет — всё, где собираются взрослые и дети с какой-либо педагогической целью, требуется профессиональный способ организации) — педагогическая режиссура.

4. Инструмент, средство обеспечения личностной заинтересованности учащихся в процессе образования и наполнения образовательного процесса богатством личностных смыслов.

5. Своеобразный профессиональный конструктор. Педагогическая режиссура не даёт единственно верный рецепт на все случаи педагогической жизни, богатой на ситуации и отношения, но обозначает и позволяет выбирать педагогические средства в соответствии с ситуацией «здесь и сейчас», пробовать, искать. Это профессиональный взгляд на особенности составляющих педагогический процесс компонентов с точки зрения способов их соединения и гармоничного сочетания. Недостаточно использовать на занятии наглядность, музыку, тексты и т. д. Важно найти «золотую середину», педагогически целесообразную и красивую пропорцию всех составляющих для максимального выявления главного и соблюсти знаменитое правило: «минимум средств — максимум выразительности».

6. Разновидность практической психологии, которая позволяет увидеть скрытые от внешнего взора нюансы отношений, опосредуемые внутренними механизмами развития личности.

Таким образом, педагогическая режиссура проявляется внешне через логику событий, выражающихся в действиях, и внутренне - через построение внутренней психологической логики взаимодействия, логики переживаний «по поводу», в «предлагаемых обстоятельствах». Педагогическую режиссуру можно рассмотреть, как деятельность педагога по разработке и воплощение замысла педагогического взаимодействия, который обладает гимнастическим потенциалом. Создание замысла – это форма первого проектировочного действия педагога как режиссёра.

Педагог как режиссёр. Умный и красивый урок является произведением искусства - педагогического искусства, в котором слиты воедино разум и эмоции, знания и интуитивные предчувствия. В связи с этим режиссёрские способности учителя проявляются: 1) в творческом осмыслении материала программы, одухотворении его с учётом использования художественных средств (сюжета, композиции, сравнений, образов и т. д.), художественных законов восприятия информации при опоре на фантазию, зрительное восприятие, интонацию; 2) в переведении идей урока в яркую конкретность форм и методов их воплощения; 3) в разработке тонкой педагогической инструментовки действий участников педагогического взаимодействия, определении путей воздействия на чувства и разум учеников, способных привести к соответствующим умениям, убеждениям, смыслам; 4) чуткости к тональности урока, умении мгновенно отзываться на то, что в данный момент происходит в классе.

Учитель как режиссёр является композитором и дирижером учебного пространства. Педагог – это композитор, так как он сочиняет вместе со своими учениками музыку. Он также и дирижер, так как управляет своим «оркестром» и «хором», выделяя то один, то другой голос.

Этапы действия педагога как режиссёра.

Название Этапы содержания
  Проектировочный Создания замысла педагогического действия и взаимодействия. Подготовка режиссёрского плана – проекта педагогического события, цепочка событий, педагогического жанра. Выстраивание композиции педагогического события
  Этапы реализации режиссёрского проекта Действия и взаимодействия участников педагогического процесса, реализация проекта в конкретном времени и пространстве, уточнение варианта реализации проекта в соответствие с обстоятельствами данного проекта.
  Рефлексивный Автор рефлексия учителем данного проекта (своих действий, чувств и мыслей, настроения, творческого самочувствия). Рефлексия педагога деятельности класса и отдельных учащихся, анализ диалога ситуации поведения и эмоционального аспекта в событии. Рефлексия педагогом в творческой деятельности учащийся (анализ личного движения каждого, причин успешности – неспешности, оригинальности, креативности в выполнении заданий, значимости проблемы, темы события для учащихся).

 

Цель педагогической режиссуры – создание творческой образовательной среды как комплекс взаимодополняющих условий, какие необходимы для достижения образовательных, воспитательных, просветительских целей.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: