Действенный ряд на уроке.




Педагогическая режиссура предполагает: прогнозирование возможных результатов обучения; выделение и правильное формулирование сверхзадачи урока; педагогически целесообразное структурно-композиционное построение урока; рациональное распределение времени между этапами занятия; умение мысленно поставить себя в позицию воспитанника; ориентировку в изменяющихся условиях и перестройку деятельности в зависимости от них; тематичное, примерное представление эмоциональной "кривой", заготовка "художественных деталей" (образных примеров интересных вопросов, ярких фактов, наглядности, атрибутов костюма, некоторых элементов поведения) и т. д.

Урок является в определённой степени педагогической пьесой, автором сценария и режиссёром которой является учитель. Возникнув на основе продуманного замысла, эта пьеса может затем развиваться по законам импровизации, потому что богатство и разнообразие реальных педагогических ситуаций неисчерпаемо. В состав замысла входит решение урока во времени, пространстве и темпо-ритме, характер и принципы подачи материала, определение стиля и особенностей поведения самого педагога. Важно, чтобы в процессе создания замысла у учителя было ощущение целого, и чтобы все элементы замысла вырастали из общего "зерна" (В.И. Немирович-Данченко) будущего урока. Зерно - это не просто рассудочный план, мысль, но и особое чувство в душе учителя, которое приводит в действие его фантазию; это как бы предощущение общего духа и направленности предстоящего урока, единство мысли и чувства.

На уроках актёрского мастерства изучаются элементы актёрской техники, занятия режиссёров посвящаются изучению элементов техники режиссёрской: теоретически рассматривается и практически тренируется (в первое время на самом элементарном уровне) весь комплекс специфически режиссёрских средств выражения. Атмосфера спектакля (в данном случае атмосфера этюда), темпо-ритм спектакля (в данном случае этюда), мизансцена спектакля (в данном случае - мизансцена в этюде) и композиция спектакля (в данном случае композиция этюда) - все эти выразительные средства режиссёра рассматриваются как прямые каналы непосредственной передачи в зрительный зал режиссёрской эмоции и режиссёрской мысли. Такой подход к изучению элементов режиссуры позволяет приучить студента-режиссёра с первых же шагов обучения сознательно пользоваться ими для идейно-эмоционального воздействия на зрителя.

Особенности действенного ряда на уроке:

1) просто педагог - объясняю, спрашиваю, исправляю, диктую, читаю, пишу, слушаю и т. п.;

2) педагог–режиссёр - напоминаю, удивляю, вовлекаю, меняю мизансцену, даю инструктаж, переключаю внимание, наблюдаю, создаю педагогическую интригу и т. п.

Педагог–режиссёр создаёт нужную для решения педагогических задач атмосферу, настраивает учащихся на работу, располагает к творчеству, создаёт возможность осознанию действовать.

Конструктивные задачи педагог режиссёра:

1) преобразовать (преобразить изменить образ) материал содержания образования в материал учебно-воспитательным путём его художественно педагогический интерпретации;

2) создать «партитуру» (сценарий) события в котором воплотиться замысел, разработать композиционный план взаимодействия с со-подчиняющимися логическими и эмоциональными фрагментами;

3) «примерить» которыми возможностями обладает «партитура» к конкретному классу учеников и определить какое решение ускорит личностный рост конкретных учащихся и коллектива в целом; продумать педагогический жанр события, интригу;

4) смоделировать диалогичное взаимодействие.

Принципы педагогической режиссуры:

1. Принцип действенности. Любое педагогическое событие определяется как действие и взаимодействие его участников. Педагогическое взаимодействие представляет не текст педагога, а события урока действиями педагогов и учащихся.

2. Принцип противодействия. Организация действия и его активизация связаны с организацию «системы против действия» (создание для участников трудностей, интересных преград, что требует от педагога введение стимулов для преодоления препятствий).

3. Принцип единства научного и художественного характера педагогической деятельности. Деятельность педагога рассматривает одновременно как научная и художественная, а цель использования в образовательном процессе научных и художественных экспериментов выступает расширение пространства смысло-творению для участников.

4. Принцип целостности. В создании и воплощении педагогического замысла важна, отдельных частей процессов и необходимы те, или иные действия, что возможны при, наличие у педагога педагогической сверхзадачи.

5. Принцип детального анализа. Педагогическая режиссура обращает пристальное внимание на детали, нюансы взаимодействия участников (на их воплощение в педагогической среде, в которой реализуется педагогический замысел).

6. Принцип «сквозного действия». Логика действий педагога позволяет определить педагогический жанр взаимодействия, выглядит как цепочка действий (формулировка темы как главной проблемы урока; определение сверхзадач как главной цели; разработка начала урока и его событийного ряда; разработка финала урока как его интеллектуального и эмоционального итога и т. д.). Сквозное действие - это «действенная нить», на которую нанизывают «бусинки действий» - все детали педагогической работы.

7. Принцип итеративности. Организация содержательной и структурной основы педагогического процесса с позиции педагогической режиссуры -педагогическая интеграция.

Заключение

Результатом включения курса «Педагогическая режиссура» в образовательный процесс подготовки будущих педагогов является формирование успеха личностной и профессиональной самореализации будущего специалиста за счёт развития творческой, субъектной активности, личностного роста не только на «художественном», но и эмоциональном, когнитивном уровнях, повышение мотивации к профессиональной деятельности, активизация гуманистической позиции. Педагогическая режиссура для этого предлагает конкретные средства, учитывая, что проблемы взаимопонимания, отсутствие интереса и дисциплины - ни что иное как естественная блокировка организма ученика против неприемлемых способов и стилей (антипедагогического!) воздействия на него. При этом педагогическая деятельность педагога-режиссёра не сводиться только к развитию у учащихся интереса к учебному предмету.

Педагогическая режиссура не отказывается от традиционного урока. Педагог режиссёр решает, что и как происходит на урок. Именно он определяет, какие педагогические ситуации и атмосфера педагогического события окажутся необходимыми для процесса образования и воспитания.

Список используемой литературы

1. Вескер А.Б. Театральная педагогика. Учебное пособие. - М. Издательство МПУ «Народный учитель», 2007 г. - стр. с 25 по 33 и с 40-42.

2. Голованова Ю.С. Формирование профессиональной компетентности будущего режиссёра-педагога. Дис. канд. пед. наук: 13.00.08: Волгоград, 2007. 224 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с.

4. «Основы педагогического мастерства» (Под редакцией И.А. Зязюна. - М., 1989 г.

5. Смирнов С.А. «Педагогика педагогические теории, системы, технологии». 2009. стр. с 66-78.

6. Харламов И.Ф. «Педагогика», 2009. стр. с. 58-77.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: