Глава 4. Поведение, научение, деятельность




Основные вопросы темы: жизнедеятельность, поведение, уровни поведения, научение, виды научения деятельность, основные характеристики деятельности, принципы деятельности, структура деятельности, потребность, мотив, действие, операция, психофизиологические функции, виды деятельности.

 

Жизнь во всех её формах и проявлениях связана с движением, с активностью. Источником активности живого существа являются его потребности, которые формируются в процессе жизнедеятельности.

В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская активность становятся все сложнее и разнообразнее. Однако на всех ступенях своего развития активность животных сохраняет в основном узко приспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений[1]. Ни одно животное не может сравниться с человеком по сложности, разнообразию и совершенству форм его активности, кроме всех видов активности, характерных для животных, у человека есть особый вид – деятельность.

Попытаемся показать специфику этого значения, разграничит его с родственными понятиями «активность», «жизнедеятельность», «поведение». М.С.Каган предлагает обозначенные нами понятия соотносить со сложностью форм движения самой материи[2]. С появлением жизни как формы существования материи появляется и новая форма движения, которую М.С.Каган предлагает обозначить термином «активность». Форму движения, характеризующую активность животных, автор предлагает назвать жизнедеятельностью.

Активность – это всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Активность рассматривают также как присущую живому существу способность к самостоятельной силе реагирования.

Жизнедеятельность мы будем понимать как активность живых организмов, направленную на поддержание, сохранение и развитие биологической и духовной жизни. Жизнедеятельность имеет определенную форму проявления, что выражается в образе действий и стиле жизни, иными словами, в поведении.

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованный их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Гальперин П.Я. выделял несколько уровней поведения:

1. Первый уровень – уровень физических действий, разворачивающихся в неорганическом мире. Особенность физического действия в том, что в неорганическом мире механизм, производящй действие безразличен к его результатам, а результат практически не влияет на породивший кего механизм.

2. Второй уровень – уровень физилогических действий. Организмы, находящиеся на этом уровне, заинтересованы в результатах собственных действий и, соответсвенно, в их механизмах. Положительные результаты действия подкрепляют как само, так и механизм его выполнения. Ограничением данного уровня можно считать – регулировать действия и их механизмы, возможно только после совершения поведенческого акта. Если результат положительный, то действие и механизм его реализации закрепляются.

3. Третий уровень – уровень действий субъекта. Поведенческие акты на уровне действий субъекта хаарктеризуются способностью присабливваться к тем условиям, в которых оно выполняется: до начала и по ходу исполнения. Здесь впервые на эволюционной лестнице появляется возможность регулировать действие ещё до его окончания.

4. Четвертый уровень – уровень действия личности. Действия, совершаемые на этом уровне, строятся не только с учетом собственного восприятия предметов, но и с учетом накопленного обществом знания о них. Субъектом, совершающим действия на уровне личности, является человек. Человек не гораничен индивидуальным опытом. Он использует общественный опыт той социальной группы, в которой проживает.

Каждая более высокая ступень развития действия обязательно включает в себя предыдущие. Уровень физиологического действия включает в себя физическое взаимодействие и физические механизмы действия. Уровень субъекта действия включает физиологические механизмы. Плюс к этому над ними надстраивавются физиологические механизмы высшего порядка, осуществляющие психологическое отражение и психологическое управление действиями. Уровень личности включает все ниже приведенные механизмы. Помимо этого у личности появляется новая инстанция – регуляция действия на основе сознания, общественного значения ситуации, общественных средств, образов и способов действия.

Эволюционное учение в биологии позволило объяснить целесообразность поведения живых существ не только физиологическими факторами.

Бихевиоризм, провозгласивший предметом своего изучения поведение, свел последнее к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. Бихевиористы стали рассматривать поведение как извне наблюдаемую двигательную активность, включая моменты неподвижности, исполнительное звено взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

К фактам поведения ими были отнесены:

· внешние проявления физиологических процессов;

· отдельные движения и жесты;

· действия как более крупные акты, такие как: просьба, приглашение, указание;

· поступки, или крупные акты поведения, которые имеют общественно, социальное звучание, связаны с нормами поведения, самоощущением, самооценкой.

Таким образом, «поведение» трактовалось широко. К нему относились как явления физиологические, так сложные социальные феномены. С целью систематизации предмета изучения бихевиористами были разработаны и описаны уровни поведения[3].

Уровни поведения:

1) Уровень таксисов.

Таксисы – это направленные движения организмов, отдельных клеток, их органелл под влиянием односторонне действующего стимула (света, температуры, химических веществ). Данный уровень проявляется максимально у простейших, в средней степени – у червей и насекомых, он практически не наблюдается уже у примитивных млекопитающих.

2) Уровень рефлексов.

Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Рефлексы неявно проявляются у простейших, значительно выражены у кишечнополостных, в средней степени – у червей и насекомых, незначительно у примитивных млекопитающих.

3) Уровень инстинктивного поведения.

Инстинктивное поведение рассматривалось как совокупность врожденных компонентов поведения животных и человека. Инстинктивные реакции в слабо выраженной форме отмечаются у кишечнополостных. Своего максимума инстинкты достигают у насекомых. В средней степени выраженности они присутствуют у птиц, низших млекопитающих и близки к нулю у человека.

4) Уровень научения.

Научение есть процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Проявления научения отмечается у червей. Средняя степень научения - у амфибий, рептилий. Своего максимума научение достигает у приматов и человека.

5) Уровень рассудочной деятельности.

В классическом понимании деятельностью называется «сознательная человеческая активность». Элементы интеллектуального поведения намечается у млекопитающих. Рассудочная деятельность достигает отмечается у человека.

Уровни поведения Основные характеристики и представители
Ур. таксисов Таксисы – это направленные движения организмов, отдельных клеток, их органелл под влиянием односторонне действующего стимула (света, температуры, химических веществ). Данный уровень проявляется максимально у простейших.
Ур. рефлексов Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Значительно выражены у кишечнополостных, в средней степени – у червей и насекомых.
Ур. инстинктивного поведения Инстинктивное поведение - совокупность врожденных компонентов поведения животных и человека. Своего максимума инстинкты достигают у насекомых.
Ур. научения Научение есть процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Своего максимума научение достигает у приматов.
Ур. рассудочной деятельности В классическом понимании деятельностью называется «сознательная человеческая активность». Рассудочная деятельность отмечается у человека.

 

Основное внимание последователи поведенческой психологии сосредоточили на уровне научения, как имеющем важное практическое значение. Все основные положения теории научения в значительной степени связаны с бихевиоральной концепцией.

Научение

Научение в различных психологических школах трактуется по-разному. В ассоциативной психологии, откуда и вышел термин «научение», оно рассматривается как процесс изменения психического отражения условий деятельности и поведения по принципу пассивного установления новых связей. Бихевиоризм, который широко использует данное понятие, трактует «научение» как не связный с познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени.

Наиболее распространенно толкование н аучения как процесса и результата формирования индивидуального опыта, как одного из типов приобретенного поведения, в котором наступили относительно стойкие изменения. В 70-е и 80-е годы прошлого столетия «научение» рассматривалось как наиболее общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека). В ряде случаев подчеркивался приобретенный характер данного явления. Так Л.Б.Ительсон дает следующее определение «научения»: «Это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма»[4].

Как мы видим трактовка понятия «научение» в российской психологической науке неоднозначна. Считается, что путем научения животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи[5]. В результате в каждом случае формируется единый поведенческий акт, который содержит как врожденные, генетически фиксированные (инстинктивные, видовые), так и индивидуально-изменчивые, благоприобретенные компоненты.

В нашей широкой трактовке у научения есть специфические признаки:

a. Прижизненность: все формы деятельности и поведения, приобретенные в процессе научения, возникают прижизненно;

b. Отсутствие генетической обусловленности: возникшие в результате научения формы поведения, генетически не предопределены, а детерминированы условиями существования индивида;

c. Устойчивость: все формы деятельности и поведения, приобретенные в процессе научения, сохраняют свою устойчивость на протяжении длительного периода;

d. Целесообразность: все формы деятельности и поведения, приобретенные в процессе научения, позволяют биологическому организму успешно адаптироваться в окружающей его среде.

Признаки научения определяют его основные функции. К наиболее значимым функциям научения можно отнести:

1. Адаптация биологического организма к условиям существования.

2. Формирование новых свойств и качеств, способствующих повышению психической организации живого существа.

Существует несколько классификаций научения по разным основаниям.

Классификации научения

1. Основанием для классификации послужили познавательные процессы, преобладающие при формировании того или иного типа научения. По этому основанию различают:

a Интеллектуальное научение, его предметом является обучение выделению связей, структур и отношений. Научение мышлению высшая форма интеллектуального научения, которая заключается в формировании умственных действий, отражении мыслительных операций, с помощью которых познаются важнейшие отношения действительности.

b Перцептивное научение состоит в изменении восприятия путем обучающего воздействия, а также случаи самообучения актам восприятия, которые не могут быть отнесены на счет биологического созревания.

c Моторное научение предусматривает расширение программ практических двигательных действий, предполагает активную практическую деятельность.

d Сенсорное научение означает усвоение индивидом новых свойств и качеств предметов и формирование реакций адекватных этим свойствам.

2. Основанием для классификации послужила активность самого биологического организма при формировании новой деятельности или поведенческого акта. Данная классификация создана на основе теоретических построений бихевиоризма.

Согласно данному основанию выделяют такие виды научения, как:

· Реактивное поведение;

· Оперантное поведение;

· Когнитивное поведение.

При создании форм реактивного поведения организм пассивно реагирует на какие-то внешние факторы и в нервной системе более или менее произвольно возникают изменения нейронных цепей и формируются новые следы памяти.

Механизмами формирования реактивного поведения являются:

a Условные рефлексы.

b Импритинг – специфическая форма научения у высших позвоночных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых врожденных поведенческих актов родительской особи. Импритинг происходит преимущественно на ранних этапах постнатального развития, возможен в течение определенного весьма ограниченного периода. Процесс импритинга совершается чрезвычайно быстро и без внешнего подкрепления. Результат импритинга, как правило, не обратим. Импритинг обеспечивает животным охрану потомства, узнавание родителей, членов сообщества, будущих половых партнеров, признаков местности.

c Сенсибилизация – процесс усиливающейся активации организма к определенному стимулу.

d Привыкание (габитуация) – процесс, в результате которого организм на уровне рецепторов или ретикулярной формации «научается» игнорировать какой-либо повторный или постоянно действующий раздражитель, убедившись, что он не имеет особого значения для той деятельности, которая осуществляется в данный момент времени.

При оперантном научении организм активно взаимодействует со средой, но при этом организм не знает ни конечный результат своего взаимодействия, ни результаты отдельных совершаемых им действий. Закрепляются те действия, последствия которых доля организма желательны и отпадают те акты поведения, которые приводят к нежелательным последствиям.

У оперантного наученияесть свои механизмы формирования, к ним относятся:

a Метод проб и ошибок – процесс перебора способов достижения цели (преодоления препятствий). Индивид, испробовав многочисленные способы решения задачи, отказывается от неэффективных решений и находит оптимальное для него.

b Формирование автоматизированных реакций – поэтапное создание сложных поведенческих реакций. Каждый этап обучения подкрепляется. Подкрепление может быть положительным или отрицательным, вызывать дифференцировку или генерализацию.

c Подражание – научение путем наблюдения и воспроизведения действий модели, без осознания результатов действий и их последствий. Для человека подобное поведение возможно на ранних этапах онтогенеза.

Когнитивное научение осуществляется с учетом прошлого опыта, с активным применением познавательных процессов, и, прежде всего, мышления и памяти. При данном виде научения обрабатывается информация, оценивается ситуация, принимается решение. Из всех видов научения по данной классификации когнитивное наиболее близко к понятию «учебная деятельность».

Механизмами реализации когнитивного научения являются:

a Инсайт. Научение путем инсайта происходит при внезапном, трудно выводимом из прошлого опыта понимании существенных отношений и структуры ситуации в целом. Проблема решается внезапно. Неожиданно для самого субъекта приходит решение. Инсайт возможен тогда, когда отдельные элементы, структурные компоненты проблемной ситуации уже знакомы субъекту. Решение находится в силу новой комбинации известных компонентов. Решение произошло благодаря тому, что на неосознаваемом уровне происходил поиск решения. Не последнюю роль здесь играет интуитивное мышление.

b Латентное научение – приобретение знаний и навыков, которые до определённого времени не актуализируются. Получаемая информация сохранятся в памяти и актуализируется в случае необходимости. Знания применяются для решения новых задач.

c Обучение сложным психомоторным навыкам. Оно протекает в несколько этапов. На первом этапе создается когнитивная стратегия: вырабатывается программа деятельности, отбираются необходимые для решения задачи средства. Основное внимание направляется на выработку последовательности движений. Упрочение связи между элементами программы позволяет перейти к следующей стадии – ассоциативной, на которой снижается контроль за выполнением отдельных элементов навыка. Улучшается координации и интеграция отдельных элементов. Следующая стадия автономная. Он соответствует высокому уровню умения. Навык автоматизируется, уменьшается число ошибок при его выполнении, снижается внимание к выполнению технических операций.

d Обучение путем рассуждений – научение, при котором анализируются имеющиеся данные, формируются и проверяются гипотезы, осуществляется выбор одной из гипотез в качестве решения задач. Гипотезы, которые строит индивидуум, связаны с его жизненным опытом. Результаты, полученные путем рассуждения, используются во всех жизненных ситуациях, более того, они могут быть перенесены в новые условия для создания разнообразных гипотез.

Интеллектуальное поведение животных, даже высших приматов, не поднимается над уровнем научения. У человека есть особенности, которые свидетельствуют об иной организации психики человека и ином способе взаимодейст6вии с окружающим миром[6]. Остановимся на различиях между человеком и высшими приматами.

Основные различия между человеком и высшими животными:

1. Морфологические различия.

а). Человек имеет сложные мозговые структуры, прежде всего, лобные доли. Структуры мозга высших животных менее развиты.

б). Органы звукопроизношения высших животных не приспособлены для речи. Человек же обладает совершенным речедвигательным аппаратом.

в). Человек способен к прямохождению. Высшие животные имеют лишь задатки к прямохождению.

2. Различия в организации психики.

В психике высших животных широко представлены инстинктивные формы поведения. Абстрактное и понятийное мышления не сформированы. Наличие внутреннего мира не осознается. Отсутствует сознание и самосознание.

В психике человека присутствует сознательная регуляция, понятийное, логическое мышление, «Я-концепция», нравственные переживания и сложные чувства.

3. Различия во взаимодействии с миром.

Высшие животные приспосабливаются к окружающему миру, их активность направлена на адаптацию, а не на преобразование и изменение окружающей среды. Человека характеризует осознанная, конструктивная и преобразовательная активность; разумное познание себя и мира; наличие культуры искусства и творчества.

Указанные различия не могут не выразиться в особенностях поведения человека. Сравнение человеческой активности и активности животных позволяет заключить, что эти две формы активности живых организмов существенно различаются. Активность животных исчерпывается понятием «поведение». В русском языке слов «поведение» происходит от глагола «вести», «повести», что предполагает наличие внешнего фактора. Данный глагол обычно употребляется в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть зависимый вынужденный характер активности живого организма. Поведение животных – это вынужденная форма активности, зависящая от того, что ею управляет. Поведение человека в отечественной психологии трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность. Поведение человека достигает уровня рассудочной деятельности. Отличительной чертой деятельности в её классическом понимании является осознанное целеполагание, способность ставить перед собой сознательную цель, планировать результат. Следовательно, человеческая деятельность является осознанной и имеет определённую цель. В то же время, в человеческой деятельности принимают участие и неосознаваемые психические образования. Сознательная деятельность и неосознаваемые психические феномены вместе образуют человеческую жизнедеятельность. Своеобразие поведения человеческого индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний.

Отличия человеческой деятельности от активности животных.

1. Деятельность человека является осознанной. Животные не обладают сознанием, поэтому их двигательная активность несознательна.

2. Деятельность целенаправленна. Человек, выполняющий определенную деятельность, представляет себе конечный результат.
Поведение не предполагает создание определенного продукта.

3. Поведение детерминировано из вне. Деятельность всегда имеет внутренние детерминанты, управляется волей и разумом.

4. Деятельность связана с определёнными предметами материальной и духовной культуры, которые используются по назначению в качестве орудий и предметов, удовлетворяющих человеческие потребности. Поведение животных свободно от культурной зависимости.

5. Деятельность человека есть продукт человеческой истории, а поведение животных преимущественно результат их биологической эволюции.

6. Деятельность человека преобразует его самого: его собственные потребности, способности, качества. При этом деятельность изменяет окружающий человека мир. Поведение животных направлено на их адаптацию к условиям внешнего мира, и, практически, не изменяет их самих. Животные существую преимущественно по генетически заданным программам.

Деятельность

Деятельность можно определить как разновидность социально-культурной активности человека, направленную на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого человека. Однако это не единственное определение деятельности. Категория деятельности имеет и другие определения.

В частности деятельность рассматривается как специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Использование категории деятельности является отличительной чертой отечественной психологии. Принятие этой категории ориентирует исследователя на процесс, в результате которого возникают структуры сознания. Деятельностный подход в психологии указывает на то, что в основе психических образований лежит активное и непрерывное взаимодействие с действительностью, и в результате этого взаимодействия рождаются идеальные образования, в которых в равной мере представлены как свойства самого субъекта и его организма, так и свойства объектов окружающего мира.

Как и всякое психическое явление, деятельность имеет характерные признаки: предметность и субъектность.

Предметность. Дефиниция «предметность» означает, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъекта, а, будучи преобразованными, в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Свойства объектов раскрываются только в процессе взаимодействия друг с другом. Следовательно, свойства объектов окружающего мира в той форме, в которой они предстают перед нами, есть результат взаимодействия свойства объекта с нами. Оно проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связи со знаниями, фиксированными в закрепленных в орудиях схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, в ценностях социальных нормах. Окружающие человека предметы «опредмечены», т.е. включают в себя знания, способности человека, используя предметы, включая их в свою деятельность, человек их «распердмечивает», т.е. извлекает содержащееся в них знание.

Субъектность. Часть свойств предмета, которой воспринимает человек, выражает не только характеристики самого объекта («круглое», «тяжелое», «теплое», «маленькое»), но, прежде всего, взаимоотношения объекта и субъекта. В таких свойствах как «приятное», «нужное», «важное», «дорогое» в большей степени присутствуют качества субъекта. Все перечисленные качества есть не что иное, как психические образования, в которых объект дан субъекту. Для возникновения какого-либо качества субъекту необходимо вступить в контакт с объектом: увидеть, взять в руки, прислушаться и т.п. - выполнить действия с ним.

Действия человека (субъекта), порождающие знания об объекте, должны быть определенным образом организованы и направлены. Действия субъекта направляются как нуждами и свойствами организма субъекта, так и свойствами самого объекта. Отдельные физические свойства можно воспроизвести в психических структурах, если субъект обладает способностью уподобить структуру своих действий тому или иному структурному свойству объекта. Организмы, лишенные возможности уподоблять собственные действия структурному свойству объекта не формируют психических образов, в которых отражается это свойство.

Поскольку в психическом образе одновременно представлены как свойства объекта, так и свойства субъекта, но при этом субъект выступает в качестве активной стороны в этом процессе, можно сказать, что сложность психических структур, т.е. сложность знаний субъекта о мире будет зависеть от сложности форм взаимодействия с объектами мира.

Как у всякого психического феномена у деятельности есть свои отличительные признаки.

Основные признаки человеческой деятельности:

1. Сознательность.

2. Социальность.

3. Творческий аспект.

4. Единство когнитивных и эмоционально-волевых процессов.

5. Личностная обусловленность.

6. Волевая активность.

7. Направленность.

Сознательность. В деятельности формируется сознание и в ней проявляется. Сознание, как высший уровень отражения и саморегуляции, может формироваться только в активном взаимодействии с внешним миром. Далее сформировавшись, оно само регулирует и направляет активность человека, его деятельность. Формы и содержание деятельности определяются общественными условиями, требованиями. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, развивает свои способности и совершенствует общество.

Творческий аспект. Деятельность человека носит созидательный характер. Творческий характер деятельности человека проявляется в возможности его выхода за пределы собственной природной ограниченности, в преодолении его биологических и генотипических особенностей. Вследствие продуктивного творческого характера деятельности человек создал мир культуры, включая знаковые системы и орудия. Современный человек живет в мире, который почти полностью порожден его собственной деятельностью. Окружающие человека предметы «опредмечены», т.е. включают в себя знания, способности человека, используя предметы, включая их в свою деятельность, человек их «распердмечивает», т.е. извлекает содержащееся в них знание. В процессах «опредмечивания» и «распердмечивания» протекает деятельность человека и продолжается в созданных им вещах.

Социальность. В силу своей социальной природы деятельность вызывается не только биологическими, но преимущественно социально обусловленными потребностями. Более того, сами биологические потребности могут удовлетворяться только в социально приемлемой форме.

Все способы организации человеческой деятельности связаны со сложными, приобретенными в процессе жизни, в результате сознательного обучения и воспитания формами. Во всех человеческих культурах ребенка с раненого детства приучают пользоваться предметами домашнего обихода, различными инструментами, жить по нормам и правилам определенного социума. В результате освоения в процессе деятельности предметов культуры, социальных норм, взаимодействия с людьми формируется личность человека.

Личностная обусловленность. Человек в деятельности выступает как личность. Содержание и специфика формы деятельности отдельного индивида определяются его личным опытом, психическими особенностями, внешними условиями. В деятельности личность развивается и совершенствуется. Деятельность может выступать как показатель уровня развития личности, уровня притязаний человека.

Волевая активность. В процессе своей активности, взаимодействия в окружающим миром человек сталкивается с неизведанным, подчас препятствующим реализации его активности. Деятельность предполагает стимулирование и поддержание активности. Стимулирование и поддержание активности требует определенных волевых качеств. Деятельность связана с познанием и волей, опирается на них и без них не возможна.

Виды деятельности

Виды человеческой деятельности можно разделить на группы, пользуясь различными основаниями:

· числом, имеющихся у человека мотивов;

· функциональным назначением деятельности;

· направленностью на удовлетворение личных нужд или нужд группы;

· доминированием в деятельности внутренних или внешних компонентов;

· содержанием предметом деятельности.

По числу имеющихся мотивов. Данную классификацию предложил А.Н.Леонтьев, основатель теории деятельности. Каждая деятельность служит удовлетворению той или иной потребности, направляется тем или иным мотивом (предметом потребности). Следовательно, у человека столько деятельностей столько у него потребностей, нашедших свой предмет.

По функциональному назначению деятельности. По своему функциональному назначению (по роли в психологическом развитии человека и его жизни) виды деятельности можно разделить на общение, учёбу, игру, труд. Каждый из названных видов деятельности включает в себя множество её частных вариантов: разные виды общения, разнообразные формы обучения, труда. Все частные виды деятельности, входящие в состав указанных выше групп деятельности объединяет их общая роль в жизни людей. Общение – вид деятельности, цель которого состоит в обмене информацией между людьми, координации их действий и оказании влияний друг на друга. Игра – вид деятельности, выполняющий функции психологического развития человека и обеспечивающий его отдых. Учение можно определить как вид деятельности, направленный на приобретение знаний, умений, навыков и развитие способностей. Труд – вид деятельности, благодаря которому человек обеспечивает свое существование и удовлетворение основных потребностей.

По направленности на удовлетворение нужд отдельной личности или нужд группы людей. Деятельность может быть индивидуально направленной и общественно направленной. Индивидуально направленная деятельность обусловлена, прежде всего, личными нуждами и потребностями человека. Но и в этом случае она продолжает носить общественный характер, т.к. потребности и намерения конкретного человека сформированы в социуме и не могут не носить общественно-социального характера. Общественно направлена деятельность – такая деятельность, которая преимущественно и сознательно рассчитана на оказание определенного воздействия на других людей и общество в целом.

По доминированию в деятельности внутренних или внешних компонентов. В теории деятельности различают внешнюю и внутреннюю деятельность.

Внешняя деятельность представляет собой практические действия, действия с реальными предметами, ее можно наблюдать.

Внутренняя деятельность – «проигрывание» действий в уме, обдумывание поступков, действия с образами предметов. В ходе обдумывания человек представляет какое-то действие свершившимся и смотрит на его следствия. Зачастую функция внутренней работы заключается в том, что она подготавливает внешние действия, экономизирует условия, дает возможность субъекту выбрать нужные действия, избежать грубых ошибок.

Примеры внутренней деятельности: перцептивная деятельность; мнестическая; интеллектуальная и т.д.

Во внутренней деятельности возникают образы среды и образы действия, т.е. ориентировочная основа деятельности. На основании ориентировочной основы действия происходит управление поведением.

Примеры внешней деятельности: написание лекций, ремонт помещений, медицинская операция, обучение игре на фортепиано и др.

Деятельность человека имеет сложный функциональный и структурный характер. Она имеет свои истоки, «причины», относительно определенную структуру и функциональную организацию. Её состав многокомпонентен. Деятельность как сложное многоаспектное явление может быть проанализировано с нескольких позиций.

Позиции анализа, рассмотрения деятельности:

1) генетический аспект;

2) структурно-функциональный аспект;

3) динамический аспект.

Генетический аспект предполагает, что генетически исходной является внешняя деятельность, точнее социальная совместная деятельность. Мотивы человеческой деятельности рождаются в процессе взаимодействия и общения людей. Механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную. Внешняя деятельность переходит во внутреннюю, вторичную по своему происхождению.

Структурно-функциональный аспект. Структурно-функциональный аспект предполагает рассмотрение деятельности «по единицам», т.е. в структуре деятельности есть отдельные элементы («единицы»). Единицы деятельности – мелкие её фрагменты, сохраняющие специфику её психологического содержания. «Единицы» имеют основные свойства, присущие всей деятельности, всей реальности как целому. Между «единицами» деятельности имеются иерархические взаимосвязи. Эти взаимосвязи подвижны. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый) и вид регуляции (произвольный, непроизвольный).

Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву):

I. Потребность;

II. Мотив;

III. Цель;

IV. * Особая деятельность;

V. Действие;

VI. Операция;

VII. Психофизиологические функции.

Деятельность, как форма психической активности, возникает в силу определенной потребности организма.

Потребность – состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития; это состояние нужды в чем-либо. Следует различать «нужду» и её представленность в психике, т.е. «потребность». Под нуждой понимается объективная необходимость в чем-либо, которую сам живой организм не может не переживать или осознавать. Потребность есть субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании или осознании им нужды в чем-либо, в том, что необходимо для поддержания его организма, развития его личности. Потребности можно рассматривать как форму связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: