Особенности словарного запаса




1. Знание обобщающих слов: одежда, обувь,
посуда, мебель, домашние животные, дикие зве­
ри, школьные принадлежности, транспорт, овощи,
фрукты.

2. Название действия по предъявленному пред­
мету: щука — плавает, ласточка —..., кузнечик —...,
змея...



Ш%дбор определений Щ% 'Щ*|^ 31йст -..., цветок Х^^Р:^^^^^^;,. **р#|

Л:г". '.-&■&'

К ■-'*&'■>

 


 

 

конфета-..». _

др?>1

4. Упо|#б|ЕШйё слов с ниш (подготовительная

деше№> -,®вв?: смеется - плачет

■':': '^'^1г^^^^^'^^^^^^^ё!1к^>шъ» Ч/ гдегга **ГП* КУКЛЕ. У

'-'";л'Ч^!4»л<»и»*11ШЯ1о>'. п^ежам: У меня едл» *?*'*№„* '''^^^Ш^ж''^ШШШ1шШкШ^^^^ играть с..длуллуг*/. '^^^МШшШШШШ^ -(кукле),:; >' '.

г - -. °* ВД!"?^2^^1?Д2Ш8|й«мй«числа во множе-

ствейное: *%•.,' X::';,;...'*'-'..,,-. -,.,

лиечг- 0КН0~?

стол ^ столы рука

в) образование форм имен сУВДеотж^^^" дительного падежа единственного и множественно­го числа:

дом - дОма ок»о -окна марка -книга-

- домов шар

- окон дерево

яблоко

- стол

г)#ласование прилагательных с сущесгвит^Нэ-ными еданственного числа в роде:


 


тарелка...(красная) мяч... (красный) платье...(красное) шапка... шар...(красный) пальто...

д) согласование числительных "два" и "пять" с существительными: мяч, мак, сумка, яблоко, ведро, окно.

2. Словообразование:

а) образование существительных с уменьшительно
-ласкательными суффиксами:

стул - стульчик кровать — кроватка

картина — картинка ложка — ложечка
кукла — куколка дом — домик

б) образование прилагательных от существитель­
ных (подготовительная группа): дерево — деревян­
ный, резина —..., стекло —...;

в) образование глаголов движения с помощью
приставок (подготовительная группа): ходить — вы­
ходить, входить, заходить, переходить, обходить,
отходить, проходить, бежать —,..; летать —...

Проводилось ли устранение дефектов произно­шения, где, сколько, результаты. Уточненный диагноз. Дата. Логопед.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата обследования Возраст


.' щшшттттттШЯШ



14

Домашний адрес, телефон

Из какого детского сада прибыл (номер детского

сада, район)

Дата поступления в логопедическую группу (да­та, номер протокола медико-психолого-педагоги­ческой комиссии, от какого числа)

Диагноз районной медико-психолого-педаго­гической комиссии

Сведения о семье

Мать

Отец

Жалобы родителей

Наследственные заболевания

Общий анамнез

От какой беременности ребенок Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные Стимуляция: механическая, химическая, элек­тростимуляция Крик: был, нет Асфиксия: белая, синяя Резус-фактор: отрицательный, совместимость Вес и рост ребенка при рождении Вскармливание: к груди приложили на... день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал ак­тивно, засыпал во время кормления, быстро утом­лялся, срыгивания, поперхивания.

Вскармливание грудью до... Последующее вскарм­ливание: смешанное, искуственное Выписка из родильного дома на... день


Дополнительное пребывание в роддоме, причи­ны

Раннее развитие

Держит голову с... мес. Сидит с... мес. Стоит с... мес. Ходит с... мес. Первые зубы с... мес. К 1 году зубов...

Перенесенные заболевания

До 1 года

После 1 года

Инфекции

Ушибы

Травмы головы

Судороги при высокой температуре

Речевое развитие

Лепет, характер лепета Первые слова

Речевое развитие шло с особенностями, преры­валось, нет Речевая среда: дефицит речевого общения, норма Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат

Логопедическое обследование

41. Исследование слухового внимания:

определить направление звука (звучащей игрушки),



указать, какая игрушка звучала. 2. Исследование зрительного восприятия:

назвать основные цвета, оттенки, указать их по сло­ву логопеда, подобрать картинки к данному цвето­вому фону.

3. Исследование пространственного праксиса: показать правую, левую руку, сторону; показать предметы впереди, позади, вверху, внизу. Отметить: в пространстве ориентируется, нет. Сложить разрезанные картинки из 2-4 частей. Сложить фигурки из палочек по образцу. То же из памяти.

4. Исследование артикулярной моторики. Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры: оскал - покой, надувание щек, поднимание бро­вей, наморщивание лба, носа, поднимание верхней

губы.

Отметить: сглаженность носогубных складок: од­ной, обеих.

Поочередное зажмуривание глаз.

Отметить: замедленность движений глазных яблок, наличие синкинезий, односторонний птоз верхне­го века.

Движения языком.Ощтошые: показать широкий (узкий) язык на нижнюю, верхнюю губу, показать язык "жалом" при открытом рте, узким языком коснуться правого-левого углов рта, показать язык "чашечкой", показать язык на верхних зубах при открытом рте и растянутых в улыбке губах, пока­зать лакательные движения языком при открытом рте.


Выполнить серии движений языком: показать ши­рокий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, рот открыт. Показать попеременно (5-6 раз) узкий язык, широкий язык, рот открыт. Облизать узким (затем широким) языком губы вкруговую (слева на­право и наоборот).

Отметить: точность, объем движений, равномер­ность работы мышц языка, способность к пере­ключению и удержанию позы: отклонение в сто­рону кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление тем­па движения при повторных движениях, посине­ние кончика языка, замена движений языка. Слю­нотечение.

Уздечка языка: показать широкий (узкий) язык на нижнюю губу, дотронуться до подбородка; под­нять широкий язык на верхнюю губу, тянуться язы­ком к носу.

Отметить: состояние подъязычной связки: нор­ма, укороченная, с послеоперационным узлом.

Мягкое небо: обследовать визуально, предложить покашлять с открытым ртом, язык — на нижней губе.

Отметить: плоское, округлое, гиперкинез, откло­нение маленького язычка в сторону, расщелины.

Твердое небо: нормальное, готическое, куполо­образное, расщелины.

Губы: тонкие, толстые, укороченная верхняя гу­ба, расщелина верхней губы.

Зубы: нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюстной дуги и т.п.

Прикус: открытый передний, открытый боковой, прогения, прогнатия.



18

5. Общее звучание речи.

Голос: гнусавый, тихий, неумение говорить ше­потом.

Дыхание: грудное, диафрагмальное, поверхност­ный вдох, короткий, непродолжительный выдох.

Выразительность речи: дикция - отчетливая, смазанная, невнятная; темп — нормальный, уско­ренный, замедленный; ритм — норма, аритмия.

6. Исследование произношения звуков.

Гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э.

Свистящие звуки: С, С, 3, 3.

Шипящие звуки: Ш, Ж.

Аффрикаты: Ц, Ч, Щ.

Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р', М, М', Н, Н\

Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю, Й.

Другие звуки.

Уподобление звуков.

7. Исследование различения звуков.

Из предложенных картинок отобрать те, назва­ния которых начинаются на звук С, на звук Ш.

та - да - та ка - га - ка да - та - да зайуа - сайка ложки - рожки

Повторение слогов и слов с оппозиционными звуками:

та- да ка - га да - та том дом баба - папа


Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова:

картина — аквариум —

машина — водопроводчик —

динамика — лекарство —

снеговик — милиционер —

телевизор — пшено —

сковорода — простокваша —

8. Исследование грамматического строя речи.

Обследование способности словоизменения:

а) изменение по падежам;

б) образование форм имени существительного
родительного падежа единственного и множествен­
ного числа: шар — шара - шаров, мяч -..., книга
—..., дом —..., окно —..., дерево —...

в) преобразование имени существительного в
именительном падеже единственного числа во мно­
жественное число и наоборот: стол —..., топоры —...

 

коза - руки.
картина — розы
птица — уши

г) употребление предлогов в речи;

д) согласование числительных "два" и "пять" с
существительными.

Обследование способности словообразования: а) образование уменьшительной формы имени существительного:


 


Звуковой анализ: выделение начального гласного в словах: Аня, Оля, утро; выделение звука на фо­не слова: в начале, в середине и в конце слова, по картинке и на слух.


 

кукла — лампа —
мяч — дом —
окно — кольцо -


б) образование форм имени прилагательного от имени существительного (подготовительная груп­па):

скамейка из дерева - стакан из стекла -
сумка из кожи — шуба из меха —

шуба из меха лисы - шуба из меха зайца -

в) приставочные глаголы: бежал - убежал, при­бежал, перебежал, отбежал, вбежал (показать на картинках, назвать).

9. Исследование словаря:

а) соответствует ли возрасту;

б) слова с противоположным значением (подго­
товительная группа):

широкий - горячий —

большой - высокий -

Уточненный диагноз.

Дата.

Логопед.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАНИЕЙ

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Дата обследования

Возраст

Домашний адрес, телефон

Из какого детского сада прибыл (номер детского

сада, район)


Дата поступления в логопедическую группу (да­та, номер протокола медико-психолого-педагоги­ческой комиссии, от какого числа)

Диагноз районной медико-психолого-педагоги­ческой комиссии

Сведения о семье

Мать

Отец

Жалобы родителей

Речь родителей

Наследственные заболевания

Общий анамнез

От какой беременности ребенок

Характер беременности: падения, травмы, психо­зы, хронические заболевания, инфекционные забо­левания

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стреми­тельные, обезвоженные

Стимуляция: механическая, химическая, элек­тростимуляция

Крик: был, нет

Асфиксия: белая, синяя

Резус-фактор: отрицательный, совместимость

Вес и рост ребенка при рождении

Вскармливание: когда принесли кормить, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, ерыгивания, поперхивания. Вскармливание грудью до... Последующее вскармливание: смешанное, ис­кусственное

Выписка из родильного дома на... день



22

Дополнительное прибывание в роддоме, причи-

ны

Раннее психомоторное развитие

Держит голову с,.,мес Сидит с...мес. Стоит с...мес. Ходит с...мес. Первые зубы с...мес. К 1 году зубов...

Перенесенные заболевания

До 1 года

После 1 года

До 3 лет

Инфекции

Ушибы головы

Травмы головы

Судороги при высокой температуре

Речевое развитие

Гуление с...мес, характер гуления Лепет с...мес, характер лепета Первые слова, их характеристика Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих

Отношение к своей речи

Речевая среда

Занимался с логопедом, где, сколько, результат,

не занимался


Исследование импрессивной речи

1. Понимание связной речи: ответы на вопросы по прослушанному рассказу.

2. Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам: "Покажи девочку, ко­торая ловит бабочку", "Покажи девочку, которая держит мяч", "Покажи девочку, которая подметает пол".

3. Понимание различных грамматических форм:

а) понимание конструкций с различными па­
дежными формами: "Чем девочка ловит бабочку?",
"Кого ловит девочка?", "Кто ловит бабочку?";

б) понимание предложных конструкций с пред­
логами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ОКОЛО и т.д. Вы­
полнить задания: "Положи мяч под стол", "Нари­
суй дерево около дома";

в) дифференциация единственного и множе­
ственного числа существительных: "Покажи, где на
картинке мяч, где мячи" и т.д.,

г) дифференциация глаголов с различными при­
ставками. Показать на картинках, где мальчик вы­
шел из дома, перешел через улицу, подошел к дому,
вошел в дом и т.д.

4. Понимание сложно-подчиненных предложе­
ний.

Показать на картинках: "Лена потеряла каран­даш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?" Ответить на вопрос: "Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь, Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?"

5. Пассивный словарь:

а) понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды; для детей 6 лет: детали мебели, транспорта;


ИШ^иивииш



т



 


 


6) понимание названий Д^нышейдашашнЙШ № животных (дяя «ЯИ™"™^Л^оЙ^

ем (для подкловителыЩ^ппы).

„п* -ВЫХОДИТ ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ

входит м^^_ большой - маленький

^"Г^-ьЕГ длимый-короткий, ЕКЦ-Ж? широкий -узкий

; Исследование экспрессивной речи

1. Общая харак^ристик.реч^ сугствует, лепетная речь, речь отдельным

^ЛС^ваниезвукогфоизношени, *

Гласные звуки: А, О, У, Ы, и, я

Свистящие: С, С, 3, 3

Шипящие: Ш, Ж

Аффрикаты: Ц, Ч Щ дэ

Сонорные звуки: Л, Л, Р, г, ^ >

Йотированные звуки: Я, Е,Ь,ю,п

Звонкие и глухие звуки: Т-Т, К-к,, ^^Гос^яние звукопроизнощения в отра-женной и самостоятельной речи.

3 Исследование активного словаря й

а) объем словаря: ««*«*«возра^ои норме. Назвать предметы, картинки


игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части те­ла, животные, растения, люди разных профессий, картины природы.

Назвать предметы по описанию: "Как называется предмет, которым расчесывают волосы?"

Назвать действие по предъявленному предмету: ручкой пишут, ножом режут и т.д. Или кто как пе­редвигается или в каком состоянии находится: щу­ка плавает, ласточка —..., кузнечик -..., змея —

Подобрать определения к словам: туча, небо, го­род, книга и т.д.

Подобрать антонимы к следующим словам: хо­лодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, острый, робкий, мокрый, просторный и т.д.

Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, радость, скорость, след, красить;

б) характеристика активного словаря: звукопо­
дражания, лепетные слова, наличие глаголов, наре­
чий, прилагательных, местоимений, существитель­
ных;

в) точность употребления слов.
4. Воспроизведение:

а) слоговой структуры слова, звуконаполняе-
мость:

пуговица — сковорода —

простокваша— температура —

лекарство — свисток —

помидоры — скворечник —

сквозняк — милиционер —

телевизор — аквариум -

б) предложений: Ребята слепили снеговика. Во­
допроводчик чинит водопровод. Волосы подстри-


2()



 


гают в парикмахерской. Милиционер едет на мо-

тоцикле.

Исследование грамматического строя речи

1. Состояние функции словоизменения:

а) изменение по падежам: У меня есть карандаш.
У меня нет... (карандаша). Я рисую... (каранда­
шом),

б) преобразование имени существительного в
именительном падеже единственного числа во мно­
жественное число:

кукла — куклы
ухо — уши
рукав — рукав
глаз — глаза
пень — пни

стол — столы

дерево - деревья

рот — рты

лист — листья

окно — окна п^пы

стул - стулья воробей — воробьи

дительног го числа:

в) образование форм имен существительных ро-ггельного падежа единственного и множественно-

окно — окна ~ окон

шар - шара — шаров

мяч — дом —

дерево — улица —.

г) согласование прилагательных с существитель­ными единственного числа в роде:

шар голубой глаз —...

чашка голубая ведро —...

платье голубое машина —...


д) согласование числительных "два" и "пять" с существительными: дом, жук, ведро, рыбка, шар.

2. Состояние функции словообразования:

а) образование существительных с уменыиительно-
- ласкательными суффиксами:

стол — столик окно — окошечко

ковер — коврик ложка — ложечка кукла — куколка кровать — кроватка

б) образование прилагательных от существитель­
ных (подготовительная группа):

дерево — деревянный резина —
мех — стекло —

бумага— снег—

в) образование глаголов движения с помощью
приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ(подготовитель­
ная группа):

ходить — бежать — летать —

3. Характер употребления предложных конструк­
ций.

Спросить ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой).

Вставить предлоги в предложения: Лампа висит... столом. Мяч упал... пол. Яблоко упало... ветки.

Строение артикулярного аппарата: губ, зубов, че­люстей, неба, языка.

Исследование общей моторики

Выполнить задания: пройти по начерченной на полу линий, попрыгать на двух ногах, продвигаясь



вперед; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой; ударить ладонью по мячу об пол; перебра­сывать мяч из одной руки в другую и т.д.

Отметить: нарушение силы движений, их точно­сти, объема, темпа, координации, переключения от одного движения к другому.

Состояние речевой моторики

Выполнить движения губами: вытянуть вперед, растянуть в улыбке, хоботок влево-вправо.

Языком: показать широкий, узкий язык, поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на ниж­нюю; коснуться кончиком языка углов рта.

Мягким небом, нижней челюстью: широко от­крыть рот, покашлять с открытым ртом, осторожно подвигать челюстью вправо-влево.

Отметить: наличие или отсутствие движения, замену заданного движения другим, тонус, объ­ем движений, активность, длительность удержания органов в заданном положениии, темп движения, лишние движения при выполнении заданного.

Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания

Данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты.

Показать, какая игрушка звучала: барабан, по­гремушка, бубен, дудочка, металлофон, гармошка.


Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса

Выполнить следующие задания:

а) назвать предметы или их четкие изображения,
контурные изображения, перечеркнутые, наложен­
ные друг на друга;

б) вытянуть (по образцу) 2-й и 3-й, 2-й и 5-й
пальцы, сложить пальцы рук в кольцо поперемен­
но, одновременно; выложить фигуру из спичек, мо­
заики; поставить стрелки на игрушечных часах по
заданию логопеда.

Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем

Фонетически резко различающихся: Р-С, Л-П, 3-Т. Фонетически близких: М-Н, П-Б, Т-Д, К-Г.

Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений

1. Анализ:

а) выделение звука на фоне слова по картинкам
и на слух (после показа логопеда);

б) выделение на слух ударного гласного в начале
слова: удочка, Оля, искры, иней, апельсин, Аня,
елка;

в) определение количества, последовательности и
места звуков в слове (подготовительная группа).

2. Синтез.

Составить слово из звуков, произнесенных лого­педом в ненарушенной последовательности: Н, О, С; О, С, А; С, Ы, Р; Л, А, П, А.


30

3. Фонематические представления:

а) отложить картинки, в названиях которых есть
звук С или другой заданный логопедом звук;

б) придумать слово с каким-либо звуком.

Уровень представлений об окружающем и состояние интеллекта

Состояние зрительного восприятия и внимания: на­звать, что изменилось в ряду из 5 игрушек, ка­кие игрушки поменялись местами, какой (каких) игрушки не стало.

Проверить знание цветов по названию. Подо­брать картинки к данному цветовому фону (лото "Цветные фоны").

Состояние интеллекта: разложить 3, затем 4 кар­тинки в последовательности изображенных на них событий.

Речевая активность

Отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.

Другие дефекты устной речи

Дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия. Педагогическая характеристика связной речи: только при изменении диагноза. Уточненный диагноз. Дата. Логопед.


СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Дата обследования

Возраст

Домашний адрес, телефон

Из какого детского сада, поликлиники направлен (номер детского сада, номер поликлиники, район)

Дата поступления в логопедическую группу (да­та, номер протокола медико-психолого-педагоги­ческой комиссии, от какого числа)

Диагноз районной медико-психолого-педагоги­ческой комиссии

Сведения о семье

Мать Отец

Жалобы родителей Речь родителей

Наследственные заболевания. Особо отметить налиичие семейного заикания.

Общий анамнез

1. От какой беременности ребенок.

2. Возраст матери при рождении ребенка.

3. Как протекала беременность в 1 половину, во 2 половину:

~ заболевания: краснуха, грипп, сахарный диа­бет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, ан­гина, анемия, токсикоз;

- травмы;




 


— явления угрожающего выкидыша. 4. Течение родов: в срок, в 8 мес, 7 мес. Роды: нормальные, срочные, досрочные, стреми­тельные, обезвоженные и др.; стимуляция: механи­ческая, химическая, электростимуляция.

Длительность родов: первые - более 20 часов, по­вторные — более 12 часов.

Травмы во время родов: переломы, кровоизлия­ния, родовая опухоль у ребенка.

5. Состояние ребенка в момент рождения: закри­чал сразу, нет, через несколько минут, наличие ас­фиксии: синей, белой. Резус — фактор: отрицательный, совместимость. Врожденные пороки: сердца, косолапость и др. Вес и рост ребенка.

Когда принесли кормить, как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, на­блюдались срыгивания, поперхивания. До какого времени грудное вскармливание.

6. Состояние ребенка в грудном возрасте: споко­
ен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.

Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни: сепсис, грипп, анемия, пневмония, желтуха, диспе­псия.

7. Заболевания на 1-м году жизни: пневмония, грипп, скарлатина, коклюш, дизентерия, диспе­псия и др.

8. Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после

3 лет.

9. Травмы головы: с потерей сознания, без потери

сознания.

10. Закрытие родничка: раннее, норма.

11. Нервно-психическое здоровье отца, матери.

12. Заболевания у родственников: эпилепсия,


психические заболевания, туберкулез, сифилис, ал­коголизм, заикание.

Особенности формирования речевой функции

Время появления и особенности гуления, лепета.

Понимание речи с...

Первые слова с...

Первая фраза с...

Темп речи.

Дефекты слоговой структуры слов: пропуски, за­мены, перестановки, повторения с...

Какие звуки долго произносил неправильно.

С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, со сверстниками.

Особенности формирования моторики

Удержание головы с...

Развитие движений рук: брал бутылочку с моло­ком, предметы с...

Движения со спины на бок с..., со спины на жи­вот с...

Стал сидеть без поддержки с...

Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватиться за пальцы взрослого с...

Стал тянуться за высоко расположенными пред­метами с...

Стал самостоятельно сидеть и ложиться из поло­жения сидя с...

Ходил ровно, с пробежками, падал с...

Моторные навыки: одеться с..., раздеться с..., за­стегнуть пуговицу с..., зашнуровать ботинок с...

Характер нарушения моторики: излишне подви­жен, суетлив или заторможен, неповоротлив с...




 


Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества.

Развитие подражательности

Действия с игрушками по показу взрослого: "По­качай лялю", "Покорми кису" с...

То же по словесной инструкции с...

Подражание разнообразным показываемым дей­ствиям с...

Воспроизведение данного образца по показу с...

Воспроизведение данного образца по слову с...

Развитие взаимоотношений

Специфическая реакция на других детей: улыбал­ся, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с...

Стал проявлять эмоциональное отношение к дру­гим детям, интересоваться их действиями с...

Выражение эмоционального отношения к друго­му ребенку в речи: "Не плачь", "Он к маме хочет"

— с...

Выражение положительного отношения к детям в действиях: гладит, берет за руку с...

Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с..., к коллективу детей — с...

Время возникновения первых симптомов заикания

Приблизительное время проявления заикания. Как начиналось заикание (точно записать со слов родителей). Причины заикания.


В чем проявлялось заикание (по описанию роди­телей).

Течение заикания: постоянное, волнообразное, рецидивирующее.

Где, когда, сколько занимался исправлением ре­чи, результаты коррекции: без изменений, замет­ное улучшение, значительное улучшение, нормаль­ная речь.

Отношение ребенка к своему заиканию: пережи­вает, нет, вообще не замечает.

Характеристика общительности

Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками.

Держится в стороне, не стремится к контакту.

Инициативен в общении, негативен, неустойчи­вое общение.

Исследование моторики

Для детей 2 лет и 3-го года жизни'.

—пройти по дорожке, начерченной мелом по по­лу;

—перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

—медленно покружиться на месте;

—отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками;

—бросить мяч логопеду (взрослому) двумя рука­ми;

—поймать брошенный мяч;

—подпрыгнуть на месте на двух ногах;

—наклоны вперед и в стороны;

—присесть, держась за спинку стула;



- слепить из пластилина палочку, шарик, баран-:

■ - ■ - - •:^#й

Ку. _ -.:^Г

Для детей 3 лет и 4-го года жизни:;

- пробежать 3-4раза между дву^ линиями, на^ черченными на полу на расстояний 20-25 см;

- менять движения по сиг^ал^#ш слову, по уда­ру в бубен, хлопки в ладоши)^

- перейти с бега на ходьбу; м;

 

- остановиться после? бега или ходьбы, пройти по шнуру, положенному на пол;

- прыгнуть в длину с места;

- переложить из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед со­бой, подняться на носки.

Для детей 4 лет и 5-го года жизни. Тоже, что и для детей 3-4 лет, добавить:

- мяч бросить вверх - поймать, ударить об пол
- поймать двумя руками;

- присесть на корточки и перекатить мяч лого­педу;

- пролезть через обруч;

- прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из не-

ГО"

- катить обруч, бежать рядом с ним, держась за

него*

- поднять руку с флажком вверх, другую - вверх,

переложить флажок из руки в руку;^ _

- кругообразные движения рукой (левой, затем
правой) с лентой над головой.

Для детей 5 лет и 6-го года жизни:

- пробежать, проскакать на обеих ногах на од­ной ноге по заданию (от стола к окну и др.);

- остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладо­ши, слово "стой") после ходьбы, пробежки, прыж­ков;


— установка связи между сигналом и действием:
тихие удары в бубен - ходьба на носочках, громче

—на полной ступне, громко — пробежка, нет ударов

—остановиться;

 

—бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать;

—правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился;

—прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, ле­жащий на полу, и выпрыгнуть из обруча;

—руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по слову логопеда);

—держа руки над головой, переложить из одной руки в другую три ленточки, поочередно;

— то же самое с пятью ленточками.
Для детей 6 лет — 1-го года жизни.

То же, что и для детей 5-6 лет, добавить:

—присесть, покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч;

—ударить мяч ладонью об пол и считать до 5;

—взять в руки как можно больше мячей и при­нести их логопеду;

—пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;

—прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;

—завязать ленту узлом, бантом.

Обобщение. В результате обследования моторики детей 3-7 лет фиксировать:

1) координацию рук, ног (правильная, замедлен­ная, нет координации);

2) чувство равновесия (есть, нет);

3) осанка (правильная, неправильная);

4) объем выполнения движений (полный, непол­ный);




 


5) переключаемость движений (своевременная, замедленная, отсутствует);

6) самостоятельность выполнения (полная, с по­мощью взрослого);

7) сопутствующие движения (есть, нет);

8) наличие леворукости, амбидекстрии;

9) мимические движения (нормальные, ами-
мичность, гиперкинезия мышц лица, синкинезии,
т.е. дополнительные движения, сопровождающие
основное, — слабо или ярко выраженные).

Данные исследования моторной функции заика­ющегося ребенка следует обобщить по следующим параметрам.

Нормальная моторика:

—сформирована статическая координация дви­жений: умеет по заданию и произвольно фиксиро­вать определенное время нужную позу;

—сформирована динамическая координация дви­жений: движения четкие, уверенные, целенапра­вленные, взаимосвязанные в различных видах мо­торной активности (в беге, прыжках, поскоках, пробежках, хлопках, покачиваниях тела, размахи­ваниях руками в такт шагам и т.д.);

—вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук;

— выразительна и эмоциональна мимика лица.
Нарушения моторики:

—повышенная двигательная активность, растор-моженность и наличие некоординированных дви­жений с широкой, незавершенной амплитудой ко­лебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний;

—моторная напряженность, скованность и неко-ординированность движения, неловкость, пассив­ность, зависимость указанных нарушений от сте-


пени переживания дефекта, какой-либо ситуации, от наличия логофобии.

Исследование подражательности

Для детей 3 лет — 4-го года жизни:

- повторить за логопедом предложения из 3-4 слов;

- по образцу: подобрать однородные предметы по форме (шарик, яйцо);

- нанизать кольца пирамидки, подбирая их по величине (6-7 колец);

- построить из кубиков воротца;

- отобрать две одинаковые куклы из четырех;

- подобрать два контурных одинаковых рисунка, например, два яблока из фруктов, двух зайцев из животных.

Для детей 4 лет — 5-го года жизни:

- повторить за логопедом фразу из 5 слов;

- по образцу: собрать и разобрать пирамидку по кольцу, называя действия: "Я надеваю (снимаю) синий кружок";

- построить домик, забор, воротца из строитель­ного материала;

- раскрасить кисточкой контурное изображение (яблоко, вишню, солнце).

Ддя детей 5 лет - 6-го года жизни:

По образцу разыграть с помощью игрушек не­большой сюжет после трехкратного показа и рас­сказа логопедом. Например, "У Саши папа летчик. Он часто летает на север. Однажды он привез Са­ше медвежонка. Саша с мамой поили его молоком. Когда медвежонок подрос, его отдали в зоопарк." Игрушки: самолет, куклы (мама, папа, сын, миш­ка).




 


Для детей 6 лет — 1-го года жизни:

После показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки.

Обобщение'. 1) подражание полное, 2) подражание творческое (дети внесли дополнительные детали в показ действия и другие обороты речи в рассказ, ничего не опустив из данного образца), 3) подра­жание неполное (дети не до конца выполнили уви­денное и услышанное задание, опустив часть его), 4) отказ от подражания.

Исследование речи ребенка

I. Исследование импрессивной речи. Соответственно возрасту предлагается выпол­нить следующие задания.

Для детей 2 лет — 3-го года жизни:

—показать по словесной инструкции логопеда, называнию различные предметы обстановки ком­наты, вещи личного обихода;

—выполнить поручение по речевой инструкции, например, "Возьми куклу", " Принеси мяч" и т.д.

Для детей 3 лет — 4-го года жизни:

— показать по словесной инструкции предметы
обстановки, вещи личного обихода и др.; показать
по словесной инструкции предметы той или иной
формы (круглое яблоко, квадратный стол), вели­
чины (большой шкаф, маленький стул), того или
иного цвета (красный шар, зеленый огурец);

— выполнить поручения по речевой инструк­ции, например, "Возьми шарик и положи на стол", "Встань и подойди к окну";

— ответить на вопросы по содержанию неболь-


шого рассказа (для выяснения понимания содер­жания). Например, можно прочитать следующий текст: "У Миши был серый котик. Хвост у коти­ка пушистый, глазки зеленые, лапки мягкие. Миша давал ему молока и каши. А котик не любил кашу, просил мяса. Котик был ленивый, не хотел мышей ловить. Хорошо мышам. Котик молока полакает и спит на солнышке. Вот плутишка!"

Ребенку предлагается ответить: Кто был у Миши? Какой у котика хвост? Глазки? Лапки? Чем Миша кормил котика? Что просил котик? Почему мышам было хорошо? Какой был котик?

Для детей 4 лет — 5-го года жизни:

— показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол-персонажей сказок, предметы оби­хода, предметы разной величины, формы и цвета;

— ответить на вопросы по содержанию про­граммной сказки или рассказа (для выяснения по­нимания содержания).

Для детей 5 лет — 6-го года жизни:

— показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол-персонажей из сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цве­та;

— ответить на вопросы по содержанию про­граммной сказки или рассказа (для выяснения по­нимания содержания);

— показать по сюжетным картинкам времена го­
да, диких и домашних животных.

Для детей б лет — 1-го года жизни:

— показать понимание и знание слов, обознача­
ющих величину, форму и цвет предмета, понима­
ни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: