Очень это трудное дело - начать школьную жизнь.




Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Часто ли вы говорите: "Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носиться не будет"? Или: "Опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе два по поведению, а с двоечниками никто не дружит". Если да, то избегайте таких фраз и создавайте у ребенка положительный образ школы. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях.

 

Привыкание к школе, к новому укладу жизни, к новым требованиям называется школьной адаптацией, и у одних детей протекает легко и быстро, а у других - труднее и долго. Кто же труднее адаптируется к новой ситуации. Мальчики и девочки 6 - 7 лет готовы к школьному обучению весьма неодинаково.

девочки мальчики
Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно школьная успешность мальчиков и девочек в первом классе также различается. Девочки более общительны, контактны, легче перестраивают свои отношения, подстраиваются под ситуацию.   Мальчики при любом изменении привычной жизни страдают больше. Но вот парадокс: сами мальчики значительно чаще, чем девочки, стремятся к новому, к изменениям в жизни, сами изменяют ситуацию.  
В своих играх девочки чаще опираются на ближнее зрение и предпочитают играть в ограниченном пространстве. Им достаточно маленького уголка для игры с куклами, фантиками, бусинками. У мальчиков доминирует дальнее зрение для беготни, бросания предметов в цель во всем предоставленном им пространстве (чаще нарушая его границы). Для их полноценного психического развития им вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если не хватает места в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, деревья, висят на наличниках дверей, бегают по спинкам диванов, крышам... Неудивительно, что высидеть целый урок на одном месте — для них сущее наказание.
Девочки–подростки способны удерживать внимание на одном предмете в среднем 20 минут. Стратегия обучения рассчитана в основном на усидчивых детей, то есть на девочек. Учителя строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но если девочки сразу включаются в работу, то мальчики долго раскачиваются, а когда достигают пика своей работоспособности, девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель сразу это замечает и начинает снимать нагрузку...   Мальчики — 5 минут.
Глаза девочки, наоборот, позволяют ей дольше работать с мелкими деталями, выполнять кропотливый, нудный, большой объем работы. Кроме того, девочка может видеть сектор по меньшей мере 45 градусов с каждой стороны головы, т.е. вправо–влево, вверх и вниз. Поэтому если даже девочка списывает, то редко попадается на этом благодаря лучшему периферийному зрению. Да и схитрить, обмануть лучше получится у девочки.   Кроме того, с мальчишечьим «туннельным» зрением, рассчитанным на дальнее расстояние, подобно биноклю, очень сложно постоянно перефокусироваться то на учебник, то в тетрадку, старательно выводя крючки и палочки. Поэтому утомляемость глаз у мальчиков гораздо выше. На вопрос, почему опоздал на урок или прогулял, мальчики врут нагло и верят в то, что они говорят. В момент произнесения лжи мальчик полностью убежден, что так оно и есть.
Усредненная оценка девочек - 4,3 балл (по традиционной 5-балльной шкале).   В частности, усредненная оценка успешности мальчиков по основным предметам равняется 3,9 баллам (по традиционной 5-балльной шкале).  
Считается, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек - правое. Девочки в целом считаются более "речевыми", они раньше начинают говорить, а значит, и все психические функции, которые появляются после возникновения речи, развиваются уже на этом фоне. Им обычно легче учиться в школе, по крайней мере, в начальной и средней.   Естественно, что не в пользу мальчиков различается и физиологическая "цена", которую "платит" организм ребенка за процесс обучения. Так, к концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек. Мальчики зачастую начинают говорить несколько позже, и до определенного возраста их психическое развитие проходит без прессинга собственной речи. Зато у них раньше формируется специализация правого полушария мозга по пространственно-временной ориентации.  
У девочек отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на 1 балл. А вот девочки с успехом применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала.     У мальчиков ведомости чаще пестрят полным набором из "троек", "четверок" и "пятерок". Возможно, это связано с тем, что мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать разные типы мышления, в зависимости от предмета.
У мальчиков первой формируется правая половина мозга, у девочек — левая: это объясняет, почему многие мальчики читают и пишут хуже, чем их ровесницы. Девочки в 2 раза чаще употребляют сослагательное наклонение, в 5 раз чаще произносят слова «вероятно», «немного», задают в 3 раза больше вопросов. Их речь развита лучше, но мышление скорее однотипно. У девочек в 2 — 4 раза больше нервных волокон, соединяющих два полушария, поэтому у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обеих половинках мозга. Отсюда и способность делать несколько дел одновременно: смотреть телевизор, учить стихотворение и играть с собакой. Результатов девочки добиваются благодаря хорошей памяти, интуиции, проницательности, аналитическим способностям, заложенным природой. Девочки же, как и все женщины, лучше выполняют задания типовые, шаблонные, зато тщательно прорабатывают детали. А это именно то, что требуют в школе.     В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане «забивают» мальчиков. Но та сторона речи, которая связана с поиском при нахождении словесных ассоциаций (решение кроссвордов), лучше представлена у мальчиков.   Мальчики более конкретны, их ответы односложные и краткие, мыслят они нестандартнее и интереснее, но так как больше молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас. Они гораздо увереннее себя чувствуют не с людьми, а с неживыми объектами. В возрасте 6 лет 99 процентов девочек и лишь 17 процентов мальчиков играют с куклами. Мальчики предпочитают играть с машинками и конструкторами. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить «двойку». Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у 6–летних мальчиков, но часто не по силам девочкам даже в 13 лет. Мальчики никогда не перепутают, где право и лево. Они чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую. Мальчики более способны к математике (12 к 1) девочки быстрее овладевают иностранными языками.
А девочки более терпимы, предпочитают игры совместные и их агрессия не столь прямолинейна. Они редко дерутся, предпочитая другие формы — сплетни, эмоциональное неприятие, изоляцию — например, не взять в игру. Поэтому бойкот кто организует в классе? Девочки.   Мальчика лучше отдавать в школу позже. Ему в принципе в коллективе сложнее, потому что по природе он — индивидуалист, борец. Соперничество у мужчин — в крови. Борьба эволюционно заложена: за территорию, за лидерство, за что угодно. Поэтому у мальчиков такой подход: я тебя победил, значит, я здесь главный. Когда мальчик приходит в новый класс, он утверждается там прежде всего через кулаки. В общем, если ваш первоклассник не может связать два предложения, выучить стих и переписать без ошибок текст, не огорчайтесь — это нормально, такова особенность мужского ума. Они отстают от девочек в развитии, их детство длится дольше. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться. По крайней мере, в первом классе.  

Вот оказывается, какие они разные, мальчики и девочки, первоклассники и первоклассницы. Как же им трудно, когда учитель в школе и родители дома предлагают им одинаковые пути к знанию. А сами они еще слишком малы и слишком плохо знают самих себя, чтобы выбирать и протаптывать собственные тропинки, познавать мир другим способом, мыслить иначе, чем предлагает учитель.

На заметку

  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  • Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против.

 

Современный первоклассник имеет следующие особенности:

1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.

3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я » и более свободное независимое поведение.

4. Наличие недоверчивост и к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.

5. У современных детей более слабое здоровье.

6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: