Инновационная активность в России
Инновационная деятельность в России характеризуется низким результирующим показателем инновационной активности при значительном научно-техническом потенциале. В настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют около 6,2 % промышленных предприятий (по данным экспертных оценок).
Из данных государственной статистики следует, что только пять отраслей имеют значения данного показателя, превышающие среднюю по промышленности величину. Это медицинская промышленность (17,3%), химическая и нефтехимическая промышленность (17,3%), черная металлургия (10,5%), машиностроение и металлообработка (7,9%) и топливная промышленность (3,5%). По этому показателю Россия существенно отстает от ведущих стран мира, где на долю новых или усовершенствованных технологий, содержащих новые научные решения, приходится от 70 до 85 процентов валового внутреннего продукта.
Несмотря на то, что статистика в последние годы не отмечает роста количества малых предприятий и численности занятых в малом бизнесе в производственной и научно-технической сферах, малое предпринимательство в этих отраслях занимает свою нишу, удовлетворяя потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.
Малые предприятия принимают участие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий, внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в технологические процессы, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги.
Динамика развития малого предпринимательства показывает, что обеспечение роста производства и наращивание производственного и научного потенциала невозможно без привлечения необходимых инвестиций. В условиях ограниченности финансовых ресурсов всех институциональных инвесторов, неразвитости рыночных институтов и инфраструктуры инновационной деятельности, государственное регулирование инновационного развития экономики играет для России особую роль.
|
Основное направление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в том чтобы, с одной стороны, сохранить накопленный научно-технологический потенциал и, с другой стороны, развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы.
Особенность текущей ситуации состоит в наличии научно-производственной базы, значительного объема фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров в сочетании с недостаточной реализацией конкретных инноваций в связи с отсутствием собственных средств у предприятий, ограниченностью централизованных источников финансирования, заемных и привлеченных средств, низким спросом на научно-техническую продукцию.
Настоящий период является периодом закрепления позитивных тенденций в направлении интенсивного использования предпринимательского потенциала в промышленности и науке, путем создания гибких организационных структур предприятий и активного использования инновационного потенциала малого предпринимательства.
Малые технологические фирмы занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют роль интерфейса между наукой, производством и рынком, сканируют рынок, поставляют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства возвращаются повышением занятости и увеличением сбора налогов.
|
Бизнес-инкубаторы
С начала 1990-х в России стали появляться такие важные элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса, как агентства развития предпринимательства, учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационно-технологические центры. Позднее развитие сети подобных объектов инфраструктуры стало непременным элементом всех государственных программ поддержки малого предпринимательства, как федеральных, так и подавляющего большинства региональных.
Согласно сложившейся классификации, технопарки, также как и бизнес-инкубаторы, относятся к элементам инфраструктуры, обеспечивающим комплексную поддержку малого предпринимательства. При этом если бизнес-инкубаторы ассоциируются прежде всего с поддержкой малого бизнеса вообще, то технопарки, в первую очередь, – инновационного.
Первые бизнес-инкубаторы возникли еще в начале 90-х годов как организации и структуры с ограниченным персоналом, развивающие малое предпринимательство. Они облегчают начальные стадии развития новых предприятий, представляя им физическое пространство для работы, помещения и сооружения на основе совместного пользования, доступ к большому набору услуг и хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки. Последний включает постоянную помощь в управлении предприятием, доступ к финансированию, предоставление существенных ценовых льгот, специализированные программы обучения и пр. Подразумевается, что нахождение в бизнес-инкубаторе рассчитано только на несколько первых лет (обычно 2-3 года), достаточных для становления малого предприятия. Таким образом, основная цель программ бизнес-инкубирования – производство успешных "выпускников".
|
В 1997 году по инициативе 22-х действующих бизнес-инкубаторов и организаций, содействующих поддержке и развитию малого предпринимательства, было учреждено "Национальное содружество бизнес-инкубаторов" (НСБИ) с целью координации и управления процессом становления бизнес-инкубаторов в регионах России. Предполагалось наладить тиражирование опыта создания и успешного развития региональных бизнес-инкубаторов.
Сегодня основными направлениями деятельности НСБИ являются такие, как:
- обеспечение поддержки уже действующих и начинающих свою деятельность бизнес-инкубаторов с помощью передачи обобщенного и систематизированного опыта по организации и деятельности наиболее успешных российских и зарубежных объектов инфраструктуры;
- организация обучения и методическая поддержка; содействие в финансировании;
- формирование информационной базы для обеспечения активного взаимодействия региональных бизнес-инкубаторов и обслуживаемых ими предприятий, а также оказание консультационных, юридических и организационных услуг и проведение аналитических исследований.
В конце 90-х годов в рамках НСБИ было проведено маркетинговое исследование работы основных российских инкубаторов малого бизнеса. На основании проведенных исследований была выявлена "усредненная" функциональная модель российского бизнес-инкубатора, которая характеризуется следующим:
- по значимости основные функции в деятельности бизнес-инкубаторов были оценены так: 43% – сервисное обслуживание, 24% – учебно-методическое, 17% – финансовое и 16% – психологическая поддержка;
- среди клиентов бизнес-инкубаторов большинство составляют производственные предприятия (38%) и предприятия сферы услуг (23%), далее идут научно-технические компании (15%), торговые (14%), строительные (3%) и другие (7%);
- среди обследованных бизнес-инкубаторов 61,5% составили инкубаторы универсального типа, а 38,5% имели определенную отраслевую или социальную специфику (производство товаров и услуг, социально-значимые программы, радиоприборостроение и т.д.).
72,7% опрошенных показали, что предельный срок нахождения предприятий в бизнес-инкубаторе устанавливается, а 27,3% предпочитают не вводить ограничений по срокам. При этом согласно результатам опроса более 45% тех, кто ограничивает время пребывания предприятий периодом их становления, добиваются этого путем понуждения – увеличением размера арендных платежей.
Сегодня НСБИ, по данным информационного сайта содружества, объединяет уже 85 бизнес-инкубаторов из различных регионов России.
Следует отметить, что бизнес-инкубаторы существуют не только в чистом виде. Часто, в зависимости от особенностей конкретного региона, специфики возлагаемых задач, характера партнерских отношений и т.д., создаваемая структура обладает набором признаков, присущих различным структурам поддержки. Бизнес-инкубаторы могут существовать в структуре технопарков. Кроме того, в своей эволюции, структура, первоначально созданная как бизнес-инкубатор, со временем за счет расширения партнерских отношений может выполнять функции, присущие инновационным центрам, промышленным паркам или каким-то иным элементам инфраструктуры. Именно так происходил процесс развития инфраструктуры в России, когда структуры поддержки, созданные первоначально как, например, учебно-деловые центры в рамках совместных проектов с зарубежными партнерами, смогли продемонстрировать высокий рыночный потенциал и качество команды менеджеров. На следующих этапах, например, в рамках реализации федеральных и региональных программ создания инфраструктуры поддержки, именно эти факторы стали определяющими для того, чтобы на базе этих центров формировались новые структуры – агентства, бизнес-инкубаторы, технопарки и центры поддержки инноваций и так далее. Таким образом,, бизнес-инкубаторы являют собой лишь часть достаточно разветвленной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В области поддержки инновационной активности малого бизнеса помимо них большую роль играют федеральные и региональные фонды, формируемые за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования и осуществляющие отбор и финансирование на возвратной основе инновационных проектов. Крупнейшими из них являются Российский фонд технологического развития (РФТР) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, созданные по инициативе и при непосредственном участии Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в начале 90-х годов.
Для формирования национальной инновационной системы, поддержки малых предприятий осуществляется реализация нового этапа Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере (на 2007-2009 годы). Первая программа реализовывалась в период с 1999 по 2000 гг.
За прошедшее с начала действия Программы время, при долевом участии средств федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств, в 24 регионах России создано 50 инновационно-технологических центров, в которые входят сотни малых технологических предприятий. При этом в 8 регионах России, обладающих высоким научно-технологическим потенциалом (г. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Зеленоград, Нижний Новгород Владимир), создано 18 федеральных инновационно-технологических центров, в которых разместилось около 400 малых технологических предприятий с общей численностью работающих около 7 тыс. человек. Работа этих центров содействует эффективной реализации имеющегося в регионах интеллектуального продукта в конкурентоспособные товары, стимулирует реальное инвестирование российского частного капитала в инновационную деятельность, способствует повышению экспортного потенциала отечественной высокотехнологичной, наукоемкой продукции.
Инновационный процесс ускоряется в 2-3 раза и примерно в 2 раза сокращаются затраты на инновации; возрастает годовой объем реализации продукции на одного работающего (на 40-80 процентов); возрастает эффективность использования ресурсов.
Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно с Министерством образования Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации создается многоуровневая система подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере России. В рамках этой системы уже прошли обучение и переподготовку сотни специалистов малых инновационных предприятий. Важным звеном этой системы является Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, имеющий 12 своих филиалов в регионах Российской Федерации.
Одной из актуальных задач является создание условий, при которых действующие инновационные структуры могли бы решать задачи регионального и федерального уровня по выпуску и реализации наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Ее решение возможно путем создания инновационно-промышленных комплексов, которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки малого инновационного предпринимательства.
Продолжается развитие поддержки малых инновационных предприятий в области маркетинга и рекламы путем стимулирования и поддержки систематически организуемых инновационных выставок-ярмарок, на которых малые предприятия инновационной сферы из различных регионов России получают возможности не только реализовать конкретные разработки, но и обменяться опытом, найти контрагентов.
Решению этой проблемы способствует также введение в опытную эксплуатацию первой очереди системы информационного обеспечения инновационно-технологических центров. Создан электронный банк данных инновационных проектов, рекомендованных экспертизой к реализации. В сети "Интернет" открыт информационно-консультационный центр по вопросам коммерциализации технологий, включая правовые аспекты, охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности.
Решение задачи развития конкурентоспособного технологического потенциала страны требует привлечения внебюджетных финансовых ресурсов на цели разработки и реализации наукоемких инновационных проектов, и том числе в форме венчурного инвестирования, эффективность которого подтверждена мировой практикой. В этой связи необходимо отмстить активную деятельность Венчурного инвестиционного фонда, созданного под эгидой Минпромнауки России, а также Российской ассоциации венчурного инвестирования, объединяющей основные институты, действующие на данном рынке.