Инновации в малом бизнесе




ВВЕДЕНИЕ

 

Ни для кого не секрет, чтобы открыть свое дело, нужно приложить немало усилий. Четко сформулировать идею предприятия, найти стартовый капитал, составить перспективный бизнес-план, пройти процедуру регистрации, сформировать команду… и так далее, и так далее.

Проблем много, но самые большие трудности, встающие на пути начинающего предпринимателя, – это так называемые "организационные вопросы". Найти подходящее помещение для офиса, приобрести необходимую мебель, компьютеры, оргтехнику – все эти рутинные, но важные дела отнимают львиную долю сил, средств и времени, – того, чего на старте бизнес-проекта крайне важно не упустить, чтобы остаться на плаву. Как же оптимизировать неизбежные расходы этих ресурсов? Одно из самых эффективных решений этого вопроса – обратиться в бизнес-инкубатор. Тут можно не только найти помощь в организации предприятия, но и многому научиться.

Бизнес-инкубатор – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Бизнес-инкубатор предоставляет таким фирмам материальные, информационные, консультационные и другие необходимые услуги. Создание бизнес-инкубаторов, таким образом, – один из самых распространенных и эффективных инструментов поддержки развития малого предпринимательства со стороны государства.

Большинство малых предприятий затрачивают неимоверные усилия на решения организационных вопросов, таких как поиск помещений для производства и офиса, организацию связи, приобретение вычислительной и оргтехники, поиск квалифицированных бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Главная задача – помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно на начальной стадии. Наибольшая польза от бизнес-инкубатора состоит в том, что он дает возможность полной концентрации на предпринимательских задачах, помогает сосредоточиться на развитии своего дела, не теряя времени на решение "бытовых вопросов", и что немаловажно – несет снижение расходов на управленческий аппарат. Конечным продуктом деятельности бизнес-инкубатора является независимый предприниматель, хорошо адаптированный к условиям рыночной среды.

В данной работе мы постараемся осветить как теоретические аспекты инновационной инфраструктуры – бизнес-инкубатора, так и практические вопросы существования такой структуры на примере города Иркутск.

 


Инновации в малом бизнесе

 

В экономической теории достаточно широко распространен классический подход к определению понятий предприниматель и предпринимательство, когда предпринимательская деятельность понимается как нахождение уникального сочетания факторов производства, которое позволяет получать новый результат экономической деятельности. Такое определение предпринимательства подчеркивает инновационную сущность этого явления, его ориентацию на нововведения. Вместе с тем, применительно к тематике данной статьи и данного издания, следует сосредоточиться на той предпринимательской деятельности, которая непосредственно связана с разработкой и применением научно-технических нововведений.

В данном контексте можно рассматривать инновационные предприятия как предприятия, участвующие в процессе, направленном на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, используемый и практической деятельности. Собственно же, инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (продуктовая инновация), или в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (процессная инновация).

Частное предпринимательство в инновационной сфере фактически начато развиваться во второй половине 80-х годов. Этап становления инновационного бизнеса в России завершился к концу 90-х годов. К этому времени число активно работающих малых инновационных предприятий стабилизировалось.

Следует отметить, что основная масса возникших в этот период инновационных предприятий была создана для реализации инновационного потенциала, заделы для которого были сформированы еще в советский период на государственных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро.

С созданием этих предприятий связывались надежды на коммерциализацию многолетних научных и инженерных разработок, в первую очередь в машиностроении, химической промышленности, некоторых других областях высоких технологий, в том числе конверсионных.

Характерно, что в начальный период еще фактически отсутствовала инфраструктура поддержки малого бизнеса в том достаточно разветвленном виде, в котором она существует сегодня. Поэтому созданные тогда предприятия практически не имели серьезной институциональной опоры для реализации инновационных проектов. Часть из них сами создавали такую опору, прибегнув к коммерческой деятельности, как источнику последующих инвестиций в высокорисковую инновационную деятельность с достаточно длительным сроком окупаемости вложенных средств. Какой-то части повезло найти стороннего инвестора, еще испытывавшего иллюзии относительно возможности быстро коммерциализовать научный потенциал. В последующем, по мере формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (например, в виде технопарков при крупных высших учебных заведениях) возникла вторая волна инновационных предприятий, однако ее отраслевой потенциал уже был сильно смещен в сторону телекоммуникаций и информационных технологий.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: