Иркутский бизнес-инкубатор




Историческая справка

 

Создание бизнес-инкубаторов является одним из самых распространенных и эффективных инструментов поддержки развития малого предпринимательства со стороны государства. Первый бизнес-инкубатор появился в США в 1959 году. В пустующих после закрытия фабрики помещениях люди, оставшиеся без работы, открыли свои малые предприятия. Этот опыт оказался весьма успешным. В 1985 году в мире действовало около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 – 470, а в 1995 – уже 1100. Интересно, что постепенно на схему привлечения частных инвесторов для финансирования венчурных фирм переходят и университетские инкубаторы. В частности, так теперь работает Оксфордский центр инноваций в Великобритании.

Чаще всего инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере их "взросления" тяготеют к специализации. Например, создаются инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологий.

В 2000 году в России действовало 54 бизнес-инкубатора, в 2003 году их было уже 70. В конце 2005 года в стране насчитывалось около 100 бизнес-инкубаторов, более 50 инновационно-технологических центров и более 50 технопарков.

Региональный опыт

 

Иркутский инновационный бизнес-инкубатор был создан по инициативе губернатора Иркутской области Александра Тишанина в рамках программы поддержки и развития малого предпринимательства. Инкубатор начал свою деятельность в сентябре 2006 года в помещении общей площадью 1820 кв. метров, на которой расположено 48 офисов с мебелью и оргтехникой, а также два конференц-зала. В инкубаторе размещено 32 предприятия: 12 из них занято в сфере материального производства, 10 – в сфере услуг и 10 – в сфере IT-технологий.

Бизнес-инкубаторы являются одним из самых эффективных инструментов поддержки малого бизнеса. Большинство малых предприятий затрачивают неимоверные усилия на решения организационных вопросов, таких как поиск помещений для производства и офиса, организацию связи, приобретение вычислительной и оргтехники, поиск квалифицированных бухгалтерских, юридических и прочих услуг. Основной задачей бизнес-инкубатора как раз и является оказание подобных услуг субъектам малого предпринимательства, чтобы предприниматели на начальном этапе могли сконцентрироваться на развитии своего бизнеса. Конечным продуктом деятельности бизнес-инкубатора является независимый предприниматель, хорошо адаптированный к условиям рыночной среды.

Целью создания Иркутского инновационного бизнес-инкубатора является стимулирование создания новых предприятий в инновационной и высокотехнологической сферах.

Иркутский инновационный бизнес-инкубатор обеспечивает:

1. предоставление в пользование нежилых помещений Иркутского инновационного бизнес-инкубатора по договору аренды (в первый год аренды – не более 40% от минимальной ставки арендной платы, установленной администрацией Иркутской области для аренды нежилых помещений, находящихся в областной государственной собственности) и оборудования по договору безвозмездного пользования;

2. осуществление технической эксплуатации нежилых помещений в Иркутском инновационном бизнес-инкубаторе;

3. оказание офисных, консультационных и информационных услуг, повышение квалификации и обучение персонала субъектов малого предпринимательства.

"Сегодня на базе нашего бизнес-инкубатора создано 250 рабочих мест", – рассказывает ведущий специалистэксперт отдела по развитию малого предпринимательства департамента предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы Иркутской области Василий Рудяков. "Вклад предприятий, размещенных в инкубаторе, в региональный валовой продукт области в 2007 году составил 48 млн. рублей".

Основная особенность Иркутского инновационного бизнес-инкубатора заключается в преобладании размещенных в нем IT-ориентированных компаний, и компаний, предоставляющих разнообразные услуги. Среди субъектов малого предпринимательства, размещенных в инкубаторе, есть инновационные производственные компании.

Бизнес-помощь

 

Гибкая система аренды помещений и оборудования, совместно используемые услуги, консультации при установлении контактов и заключении хозяйственных сделок, различные образовательные мероприятия, а также территориальная близость к таким же активным и динамичным молодым предпринимателям – это и есть помощь в преодолении трудностей начального этапа.

Концепция бизнес-инкубатора не предполагает долговременных или безвременных договоров об аренде. В Иркутском бизнес-инкубаторе договор заключают на срок до трех лет. В первый год ставка аренды составляет 40% от ставки на аренду областного имущества, во второй год – 60% и в третий год – 100%. Кроме площадей для размещения производства и оказания услуг, бизнес-инкубатор предоставляет предпринимателям мебель, компьютерную и оргтехнику.

Заявки на размещение предприятия в инкубаторе рассматриваются на конкурсной основе. Для того чтобы начинающие предприниматели были приняты в резиденты Иркутского бизнес-инкубатора, они должны подать в конкурсную комиссию соответствующую заявку, анкету предприятия, представить резюме проекта и бизнес-план. Критериями отбора являются такие показатели, как: новизна и эффективность предлагаемых решений; качество проработки бизнес-плана; срок реализации проекта; технологическая реализуемость и социальная значимость проекта, а также воздействие на окружающую среду.

"На сегодняшний день свободных помещений в бизнес-инкубаторе нет. Однако мы планируем расширить площадь имеющегося у нас здания за счет достройки мансарды, и тогда вновь сможем принимать заявки на размещение предприятий", – сообщил Василий Рудяков.

Бизнес-инкубатор дает старт многим новичкам на рынке. За три года, проведенные в его стенах, молодое предприятие "становится на ноги", доказывает свою конкурентоспособность и выходит в свободное плавание с багажом, в котором есть очень ценная вещь. Это теоретические знания, полученные на семинарах и консультациях, опробованные на практике, а также умение их применять. Одним словом, незаменимый опыт.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в России созданы практически все необходимые базовые элементы поддержки инновационного предпринимательства, которые в совокупности способны оказать содействие малым инновационным предприятиям в их становлении и деятельности. Вместе с тем значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства, в том числе и в сфере инновационной деятельности:

- несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малогопредпринимательства;

- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

- несовершенство системы налогообложения;

- недобросовестная конкуренция;

- несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства;

- неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

- проблемы кадрового обеспечения подготовки специалистов для малого предпринимательства;

- административные барьеры;

- доступ к федеральному и муниципальному имуществу.

Инновационная деятельность является одним из факторов повышения эффективности российской экономики и конкурентоспособности отечественных предприятий, создания условий нормального функционирования промышленности в целом, реструктуризации отраслей и реформирования предприятий.

Повышение инновационной активности малых предприятий производственной сферы, способствующих сохранению и приумножению научно-технического потенциала страны, становится одним из важнейших направлений экономической стратегии.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. PR. В Иркутске работает Иркутский инновационный бизнес-инкубатор [Электронный ресурс]: https://www.sia.ru/?section=484&action=show_news&id=5526

2. Бизнес-инкубаторы и Ten3 инкубатор [Электронный ресурс]: https://www.cecsi.ru/incubator.html

3. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

4. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 267 с.

5. Донских Е. Что такое бизнес-инкубаторы и кого в них выращивают? // Аргументы и факты. – 29.05.2008.

6. Зачем нужна поддержка начинающим предпринимателям? [Электронный ресурс]: https://www.business-incubator54.ru/bis_inc.php

7. Иркутский инновационный бизнес-инкубатор: Высокий старт для вашего предприятия [Электронный ресурс]: https://mbusiness.irk.ru/bi1.htm

8. Скареднева Е. Иркутский бизнес-инкубатор: как вырастить бизнес / Е.Скареднева // Правила игры. – 2008. – №3.

9. Цыганов А.Г. Инновации в малом бизнесе [Электронный ресурс]: https://www.innovbusiness.ru/content/document_r_A6B0F472-FCD5-48C8-AF8F-5F0DD243D6CA.html

10. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности / Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

11. Шумпетер И. Теория экономического развития. – М.: Экономика, 1995.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: