- медицинская реабилитация, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования,
- профессиональная реабилитация, которая включает профес
сиональную ориентацию, профессиональное образование,
профессионально-производственную адаптацию и трудо
устройство,
- социальная реабилитация, которая состоит из социально-
средовой ориентации и социально-бытовой адаптации
Основу разработки и реализации технологий социально-культурной
Особенности социально-культурной поддержки лиц пожилого возраста
Толерантность в контексте социально-культурной реабилитации
6. Межкультурное сотрудничество сотрудничество и межкультурный обмен.
Термин «общемировое культурное наследие» используется практически во всех документах ООН и ЮНЕСКО, касающихся взаимоотношений государств в области культуры.
Эта деятельность реализуется сегодня по определенным направлениям и формам. Среди них - культурные обмены как продуктами социально-культурной деятельности (фильмами, спектаклями, предметами живописи и скульптуры и та), так и художественными коллективами, делегациями, отдельными исполнителями; защита культурных ценностей с помощью различных форм и способов как в мирное время, так и в периоды военных конфликтов; совместная деятельность представителей различных стран по созданию культурных ценностей, по проведению научных исследований в библиотеках, архивах, музеях, на раскопках историко-культурных памятников, организация разномасштабных фестивалей, конкурсов, традиционных праздников в честь знаменательных дат и юбилеев; зкспортно-импортная деятельность, связанная с покупкой и продажей произведений искусства и литературы через аукционы или на основе межгосударственных договоров.
|
Реализации перечисленных принципов подчинена вся социально-культурная деятельность, направленная на международное взаимодействие и сотрудничество в таких областях духовной жизни, как художественная культура, политическая культура, бытовая культура, мораль, право, наука и т.д.
Миротворческая деятельность как профилактическая превентивная работа, направленная на устранение или хотя бы смягчение конфликтообразуюших моментов, приобретает все большее число сторонников. По существу программа культуры мира как антипода логики войны и насилия предполагает установление такого состояния общества, при котором при решении любых спорных вопросов на всех уровнях общения будет доминировать отказ от любого военного противостояния, от насилия, от нанесения ущерба возможным оппонентам. Человечеству предлагается единственно возможный альтернативный путь перехода от логики силы и страха к логике разума и доброжелательности во всех сферах общественной деятельности.
Проблема выстраивания и реализации программных положений требует серьезной теоретической разработки, развития конкретных технологий, формирования специальных знаний, умений и навыков.
Осмысление понятая «культура мира» предполагает изучение механизма так называемой «культурной экспансии». Под этим термином подразумевается проведение определенной социально-культурной деятельности с целью навязывания своей культуры обществу, потенциалу которого она не соответствует или соответствует не полностью.
|
Вопросы для проверки и самоконтроля к Ш разделу
1. В чем опасность проявления стереотипов у людей, принад
лежащих к одной культурной группе (футбольных фана
тов, поклонников «звезды» эстрады или кино, любителей
экстремальных видов спорта, коллекционеров и других)?
2. К какой группе функций относится деятельность педагогов
и тренеров, занимающихся выявлением и поддержкой де
тей с признаками одарённости: а) социальные функции, б)
воспитательные функции; в) обучающие функции; г) мето
дические функции; д) другое?
3. То же самое определите в отношении специалиста-
хореографа, проводящего мастер-класс. Педагога, зани
мающегося иппстерапией в группе детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Студентов, собравших
трудных подростков в летнем спортивно-оздоровительном
лагере
4. Приведите примеры из исторического и современного со
циально-культурного опыта России, когда культурные раз
личия между отдельными группами не разделяли людей
Почему это происходило? Какие выводы можно сделать из
этого?
5. Назовите основные структурно-функциональные компо
ненты, характерные для каждой из следующих сфер обще
ственной социально-культурной практики: досуга, искус
ства, образования, физкультуры и спорта, реабилитацион-
ной работы, межкультурного обмена и сотрудничества Что у них общее, а что отличает друг от друга7
6. Чем отличаются учреждения дополнительного образования от учреждений профессионального образования а) программами; б) профилем деятельности, в) добровольностью участия, г) уровнем подготовки, д) приемами и етодами
|
8. На социально-культурном опыте российского общества
приведите примеры конвергенции - слияния, интеграции
- разнородных духовных норм и ценностей, взаимоисклю
чающих друг друга позиций и тенденций в рамках единой
российской культуры.
9. Каким образом, по вашему мнению, дети и взрослые с аль
тернативным физическим и умственным развитием (инва
лиды) формируют свою культуру1' Что в данном случае
требуется от социального педагога, организатора досуга?
10 Почему некоторые люди проявляют больше сострадания к больным ангиной, гриппом, бронхитом, чем к детям и взрослым с альтернативным физическим или умственным развитием (церебральный паралич, полное или частичное отсутствие зрения и слуха, синдром Дауна, шизофрения)'7
Виды учебной деятельности
В течение 1-2 недель обращайте особое внимание на объекты (здания, офисы, помещения учреждений культуры, спортивные сооружения и т.д), которые вы посещаете; улицы, которые вы пересекаете; виды досуга и творчества, которыми вы занимаетесь Насколько они доступны ребенку или взрослому человеку без ног, слепому или слабослышащему? Как отсутствие доступа к социально-культурной среде влияет на развитие их менталитета, самооценку? Как сделать эту среду более доступной для инвалидов или лиц пожилого возраста?
Приведите конкретные факты и примеры социально-культурной дискриминации детей и взрослых-инвалидов, лиц пожилого возраста в окружающей нас среде. Разработайте несколько практических стратегий для преодоления подобной дискриминации.
Сделайте анализ, каким образом окружающая среда, включая учреждения культуры, образования, досуга, спорта, приводит к социально-культурной дискриминации детей и взрослых с альтернативным физическим и психическим развитием. Какие барьеры здесь существуют и как их можно устранить?
Сравните культурные различия детей и взрослых из семей с низким и высоким доходами. Подготовьтесь к обсуждению на семинаре вопросов, каким образом эти различия могут повлиять на восприятие этих людей и отношение к ним в тех или иных постоянных и временных социально-культурных общностях - например, в группе туристов, в коллективе кружка или студии, на дискотеке, среди отдыхающих в пансионате или детском летнем оздоровительном лагере
Возьмите интервью у человека пожилого возраста. Спросите, как часто он/она проводит свой досуг в кругу ровесников, какие чувства и эмоции испытывает при этом, с какими проблемами сталкивается. Поделитесь результатами интервью на семинаре или практическом занятии.