Понятийный аппарат и содержание
Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к Числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики социально-культурной деятельности. Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.
Развитие традиционных и нетрадиционных инструментов милосердия, социальной поддержки и благотворительности всегда имело место в социокультурной сфере. Основным объектом социально-культурной реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети и взрослые-инвалиды, лица пожилого возраста и одинокие пенсионеры, дети-сироты и воспитанники детских домов, неполные и многодетные семьи и другие.
Сегодня значительная часть населения (как взрослых, так и детей и подростков) испытывает различного рода социальные и физические трудности - экономические проблемы, падение интереса к учебе, саморазвитию и самосовершенствованию, отставание в психическом и физическом развитии, проблемы в сфере коммуникации, хронические заболевания, инвалидность. Наличие различного рода ограничений и проблем, связанных со старением и инвалидностью, нередко сопровождается снижением уровня культурной активности человека. Причем это касается всего многообразия её проявлений, культуры правовой и коммуникативной, личностной и общественной, эстетической и нравственной, экологической, физической, сексуальной.
|
В широком смысле социальная реабилитация представляет собой систему юридических, медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и социально-культурных мер, направленных на преодоление социальной недостаточности человека, создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего, по разным причинам, постоянно или временно функциональные ограничения в различных сферах своей жизнедеятельности.
Целью социальной реабилитации является социальная интеграция - процесс, который характеризует меру достижения личностью оптимального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия в конкретном социально-культурном пространстве и социальном времени. Соответственно под реинтеграцией следует понимать процесс и характеристику меры восстановления ранее присущих индивиду, но вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных социальных и ролевых функций в адекватном для него социально-культурном пространстве.
Социальная реабилитация как достаточно сложный, многокомпонентный процесс включает в себя:
1) социальную адаптацию - процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяю щихся, типичных проблем путем использования принятых методов социального поведения, действия;
2) социально-бытовую адаптацию - процесс оптимизации режимов общественной и семейно-бытовой деятельности чело
века в конкретных содиально-средовых условиях и приспо
собления к ним индивида,
|
3) социально-средовую ориентацию - процесс структуризации
наиболее развитой социально-бытовой и профессиональной
функций индивида с целью последующего подбора на этой
основе общественной и семсйно-общественной деятельно
сти, а также при необходимости адаптации социальной сре
ды к его психофизиологическим возможностям;
4) социально-психологическую и социально-культурную адап
тацию - процесс восстановления (формирования) способно
сти индивида эффективно взаимодействовать с ок
ружающими его людьми в системе межличностных отноше
ний, включая восстановление адекватного уровня коммуни
кабельности или общительности, то есть способности к
спонтанной коммуникативной активности, а также владение
навыками общения, устойчивые типы реакций при социаль
но-психологическом взаимодействии (характеризуются по
ролевым и другим функциям, выполняемым индивидом в
малых и/или больших группах);
5) оказание комплекса самых различных социальных услуг: со
циально-экономических, социально-трудовых, социально-
бытовых, медико-социальных, коррекционных, социально-
педагогических, социально-психологических, социально-
культурных и других.
Во-первых, это обширная область профессиональной деятельности, располагающая собственной интенсивно развивающейся многосубъектной инфраструктурой.
Во-вторых, это крупная самостоятельная отрасль научного знания, которая затрагивает многие области культуры, образования, творчества, досуга, спорта и складывается на стыке психологии и медицины, педагогики и культурологии, этики, искусствоведения и других научных дисциплин
|
В-третьих, это совокупность различных по назначению и показаниям социально-культурных реабилитационных методов и технологий, многие из которых практически еще только подлежат освоению учреждениями социальной защиты, культуры, образования, искусства, досуга, спорта.
Принципы и подходы
Накопленный опыт социально-культурной реабилитации и поддержки лиц с ограниченными возможностями позволяет сформулировать целый ряд существенных общих и частных принципов, которых придерживаются в своей деятельности специалисты, занятые в этой сфере- медики, психологи, социальные работники, специалисты социально-культурной сферы.
К общим, универсальным принципам относится прежде всего принцип системного подхода к социально-культурной реабилитации инвалидов и лиц пожилого возраста Он предполагает всестороннюю проработку решений и предпринимаемых действий, анализ возможных альтернатив, координацию усилий специалистов различного профиля, оценку возможных последствий осуществляемых культурно-терапевтических, реабилитационных технологий В соответствии с принципом системности каждая из таких технологий должна обладать всеми признаками системы, логикой процесса реабилитации, взаимосвязью составляющих его элементов, целостностью.
Другим общим принципом является принцип средового подхода. Он предполагает создание педагогически организованной среды для лиц пожилого возраста и инвалидов, которая служила бы местом отдыха и общения с предметами искусства, сверстниками и интересными людьми, проведения занятий и репетиций, личных наблюдений и исследований, творческих встреч и экскурсий.
К общим принципам относится и принцип дифференцированного подхода к отдельным лицам и социальным группам как объектам социально-культурной реабилитации и поддержки.
В число общих принципов включается и принцип обратной связи.
- принцип государственной ответственности,
- принцип единства, преемственности и стабильности государственной политики в области социально-культурной реабилитации и поддержки незащищенных групп населения,
— принцип социального взаимодействия государства и обшества с инвалидами и пожилыми гражданами в целях их социально-культурной реабилитации и поддержки.