Социально-культурная реабилитация




Понятийный аппарат и содержание

Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к Числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики социально-культурной деятельности. Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культур­ном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан, их приоб­щении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятель­ному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Развитие традиционных и нетрадиционных инструментов ми­лосердия, социальной поддержки и благотворительности всегда имело место в социокультурной сфере. Основным объектом социально-культурной реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально неза­щищенные группы населения, в первую очередь дети и взрослые-инвалиды, лица пожилого возраста и одинокие пенсионеры, дети-сироты и воспитанники детских домов, неполные и многодетные семьи и другие.

Сегодня значительная часть населения (как взрослых, так и детей и подростков) испытывает различного рода социальные и физические труд­ности - экономические проблемы, падение интереса к учебе, саморазвитию и самосовершенствованию, отставание в психическом и физическом развитии, проблемы в сфере коммуникации, хронические заболевания, инвалидность. Наличие различного рода ограничений и проблем, связан­ных со старением и инвалидностью, нередко сопровождается снижением уровня культурной активности человека. Причем это касается всего многообразия её проявлений, культуры правовой и коммуникативной, личностной и общественной, эстетической и нравственной, экологиче­ской, физической, сексуальной.

В широком смысле социальная реабилитация представляет собой систему юридических, медицинских, психологических, пе­дагогических, социально-экономических и социально-культурных мер, направленных на преодоление социальной недостаточности человека, создание и обеспечение условий для социальной инте­грации или реинтеграции лица, имеющего, по разным причинам, постоянно или временно функциональные ограничения в различ­ных сферах своей жизнедеятельности.

Целью социальной реабилитации является социальная инте­грация - процесс, который характеризует меру достижения лич­ностью оптимального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия в конкретном социально-культурном пространстве и социальном времени. Соответственно под реинтеграцией следует понимать процесс и характеристику меры восстановления ранее присущих индивиду, но вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных социальных и ролевых функций в адекватном для него социально-культурном пространстве.

Социальная реабилитация как достаточно сложный, много­компонентный процесс включает в себя:

1) социальную адаптацию - процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяю­ щихся, типичных проблем путем использования принятых методов социального поведения, действия;

2) социально-бытовую адаптацию - процесс оптимизации ре­жимов общественной и семейно-бытовой деятельности чело­
века в конкретных содиально-средовых условиях и приспо­
собления к ним индивида,

3) социально-средовую ориентацию - процесс структуризации
наиболее развитой социально-бытовой и профессиональной
функций индивида с целью последующего подбора на этой
основе общественной и семсйно-общественной деятельно­
сти, а также при необходимости адаптации социальной сре­
ды к его психофизиологическим возможностям;

4) социально-психологическую и социально-культурную адап­
тацию - процесс восстановления (формирования) способно­
сти индивида эффективно взаимодействовать с ок­
ружающими его людьми в системе межличностных отноше­
ний, включая восстановление адекватного уровня коммуни­
кабельности или общительности, то есть способности к
спонтанной коммуникативной активности, а также владение
навыками общения, устойчивые типы реакций при социаль­
но-психологическом взаимодействии (характеризуются по
ролевым и другим функциям, выполняемым индивидом в
малых и/или больших группах);

5) оказание комплекса самых различных социальных услуг: со­
циально-экономических, социально-трудовых, социально-
бытовых, медико-социальных, коррекционных, социально-
педагогических, социально-психологических, социально-
культурных и других.

Во-первых, это обширная область профессиональной деятель­ности, располагающая собственной интенсивно развивающейся многосубъектной инфраструктурой.

Во-вторых, это крупная самостоятельная отрасль научного знания, которая затрагивает многие области культуры, образова­ния, творчества, досуга, спорта и складывается на стыке психоло­гии и медицины, педагогики и культурологии, этики, искусствове­дения и других научных дисциплин

В-третьих, это совокупность различных по назначению и пока­заниям социально-культурных реабилитационных методов и тех­нологий, многие из которых практически еще только подлежат освоению учреждениями социальной защиты, культуры, образова­ния, искусства, досуга, спорта.

Принципы и подходы

Накопленный опыт социально-культурной реабилитации и поддержки лиц с ограниченными возможностями позволяет сфор­мулировать целый ряд существенных общих и частных принци­пов, которых придерживаются в своей деятельности специалисты, занятые в этой сфере- медики, психологи, социальные работники, специалисты социально-культурной сферы.

К общим, универсальным принципам относится прежде всего принцип системного подхода к социально-культурной реабили­тации инвалидов и лиц пожилого возраста Он предполагает все­стороннюю проработку решений и предпринимаемых действий, анализ возможных альтернатив, координацию усилий специали­стов различного профиля, оценку возможных последствий осуще­ствляемых культурно-терапевтических, реабилитационных тех­нологий В соответствии с принципом системности каждая из та­ких технологий должна обладать всеми признаками системы, ло­гикой процесса реабилитации, взаимосвязью составляющих его элементов, целостностью.

Другим общим принципом является принцип средового подхода. Он предполагает создание педагогически организованной среды для лиц пожилого возраста и инвалидов, которая слу­жила бы местом отдыха и общения с предметами искусства, свер­стниками и интересными людьми, проведения занятий и репети­ций, личных наблюдений и исследований, творческих встреч и экскурсий.

К общим принципам относится и принцип дифференциро­ванного подхода к отдельным лицам и социальным группам как объектам социально-культурной реабилитации и поддержки.

 

В число общих принципов включается и принцип обратной связи.

- принцип государственной ответственности,

- принцип единства, преемственности и стабильности государ­ственной политики в области социально-культурной реабилитации и поддержки незащищенных групп населения,

— принцип социального взаимодействия государства и обшества с инвалидами и пожилыми гражданами в целях их соци­ально-культурной реабилитации и поддержки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: