Н.М. Опарина
Планирование научных исследований и обработка
Эмпирических данных
Методические указания по изучению курса
и выполнению контрольной работы
для направления подготовки:
38.04.01 «Экономика» (магистратура)
Направленность: «Экономика»
ХАБАРОВСК 2016
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
В ходе изучения дисциплины «Планирование научных исследований и обработка эмпирических данных» магистр готовится к организационно-управленческому виду профессиональной деятельности. Данный курс опирается на курс «Экономическая психология» для бакалавров и является его продолжением, курс относится к базовой части профессионального цикла, читается на 1 курсе, в 1 семестре обучения
В результате изучения дисциплины «Планирование научных исследований и обработка эмпирических данных» выпускник образовательной программы по направлению «Экономика» должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составляющие программу исследований (ПК-1);
- способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);
- способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9)
В результате изучения дисциплины магистр должен:
Знать: основы психологической теории и методологии психологического исследования;
|
специфику основных этапов и процедуры психологического исследования;
основные параметры оценки и способы достижения объективности, достоверности и валидности проводимого исследования;
Уметь: определять проблему, обосновывать тему исследования, актуальность и новизну поставленной научной задачи;
разрабатывать концептуальные модели, формулировать гипотезы и задачи исследования;
определять состав и операционализировать основные изучаемые переменные;
планировать и организовывать проведение эмпирических исследований, анализ и интерпретацию их результатов;
обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию по теме исследования.
Владеть навыками:
разработки рабочих планов и программ проведения научных исследований и методических разработок;
подготовки отдельных заданий для исполнителей;
подготовки научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований;
планирования и организации и психологического сопровождения внедрения полученных разработок.
Дисциплина «Планирование научных исследований и обработка эмпирических данных» логически взаимосвязана с дисциплиной «Психология».
«Входными» знаниями, умениями и владениями для изучения дисциплины «Планирование научных исследований и обработка эмпирических данных» являются:
- знания основ психологии;
- умение планировать научные исследования;
- владение современным инструментарием оценки поведения индивидов.
Содержание дисциплины
|
Общий обзор курса. Общая характеристика и специфика исследования в психологии. Методология науки – общие понятия. Общая характеристика психологического исследования. Научное знание, его структура и принципы построения. Теоретическое, эмпирическое и практическое исследования. Признаки эмпирического метода: чувственное наблюдение, воздействие, план, гипотеза, контроль. Экспериментальные наблюдения. Опыты. Научное исследование, его принципы и структура. Научная проблема. Понятие метода и его основные характеристики. Критерии научности исследования. Объективность, валидность, надежность, репрезентативность. Валиднось как основная характеристика исследования. Виды валидности: внутренняя и внешняя валидность, конструктная валидность, валидность статистического вывода. Факторы угрожающие внутренней и внешней валидности. Основы планирования и построения исследовательских моделей.
Эксперимент как метод проверки гипотез о причинно-следственных связях. Независимые и зависимые переменные. Виды гипотез, проверяемых в психологических экспериментах. Теоретические, эмпирические и статистические гипотезы. Экспериментальные гипотезы, контргипотезы и конкурирующие гипотезы.
Планирование и моделирование эксперимента: общие понятия. Методические приемы планирования и построения эксперимента. Количественные и неколичественные планы. Двухуровневые и многоуровневые планы. Однофакторные и многофакторные планы. Межгрупповые, внутригрупповые и смешанные планы. Одномерные и многомерные эксперименты.
Методологическое обоснование исследования. Операционализация понятий. Определение целей и задач, выдвижение гипотез. Особенности формулирования и проверки гипотез в прикладных исследованиях. Программа организации и проведения экспериментального исследования. Характеристики выборки (испытуемые, экспериментальные пробы). Обоснование необходимого числа опытов. Стратегии формирования выборки. Репрезентативность выборки. Временные параметры экспериментальной сессии, средства оптимизации сбора данных, смета расходов. Разработка экспериментальных материалов. Оборудование и стимульный материал. Инструкции и постэкспериментальное интервью. Протоколы эксперимента и экспериментальный журнал.
|
Понятие доэкспериментальных и экспериментальных планов. Понятие квазиэксперимента. Типы квазиэкспериментов. Межгрупповые квазиэксперименты. Внутригрупповые квазиэксперименты (планы временных серий). Лонгитюды. Психогенетическое исследование, анализ естественных событий, лонгитюдные исследования, кросс-культурный эксперимент, психологически е исследования, опосредованные применением Интернета, формирующий эксперимент.
Корреляционный анализ, ограничения и допущения. Понятие корреляционного исследования. Области применения корреляционных исследований. Схемы корреляционных исследований. Переменные в корреляционных исследованиях. Возможные интерпретации корреляционных связей между переменными. Формы контроля в корреляционных исследованиях. Анализ результатов корреляционных исследований. Возможность каузальных выводов из корреляционных исследований.
Факторные эксперименты. Особенности планирования, организации и реализации факторных экспериментов в прикладных исследованиях. Установление функциональных взаимосвязей и прогнозирование с помощью регрессионного анализа.
Прикладные проблемы методологии и методики организации психологических исследований. Методы анализа результатов экспериментов. Методы обобщенного анализа результатов эмпирических исследований. Научный вывод, артефакты и контроль. Логика вывода. Количественная и качественная методология. Статистические проблемы, измерение в психологии. Искажающий эффект количественных индикаторов. Типологии артефактов, погрешностей, контролирование артефактов. Содержание ошибки 1-го рода и ошибки 2-го рода, обобщение по отношению к объектам, условиям исследования, влиянию экспериментатора.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ(КР)
В ходе изучения дисциплины магистранты выполняют контрольную работу.
Цель контрольной работы – закрепить теоретические знания в области разработки комплекса маркетинговых коммуникаций и разработки стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Вариант темы выбирается в соответствии с последней цифрой номера в зачетной книжке.
Каждый вариант представляет собой бизнес-кейс, в ходе работы с которым необходимо провести анализ ситуации, рассчитать необходимые показатели, обосновать и разработать комплекс или стратегию интегрированных маркетинговых коммуникаций.