Критический рационализм К. Поппера




ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.

Соотношение философии и науки. Возникновение философии науки как направления современной философии

 

Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и ф-фия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Ф-фия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор ф-фии и науки о том, в чем больше нуждается общ-во - в ф-фии или науке - и какова их действительная взаимосвязь, породил множество точек зрения. Существует ряд концепций, отражающих взаимоотношение науки и философии. Исторически первой была трансценденталистская концепция. (часто называется и «метафизической» или «натурфилософской»). Кратко она может быть выражена формулой: «Философия — царица наук».

В соответствии с этой концепцией, философия представлялась как наука наук. Данное утверждение можно расшифровать следующим образом: во-первых, утверждается гноселогический приоритет философии как более фундаментального знания, во-вторых, руководящую роль философии по отношению к частным наукам и в-третьих, самодостаточность философии, ее не зависимость от частных наук и наоборот существенную зависимость частных наук от философии. Таким образом, наука ставилась в подчинение философии, и их взаимоотношения представлялись как отношения между общими и частными объективными истинами.

Впервые метафизическая концепция была сформулирована и в достаточной мере обоснована уже в рамках античной культуры, где частнонаучному по­ знанию заведомо отводилась подчиненная роль по от­ношению к философии как «прекраснейшей и благо­роднейшей» из наук. Истины философии «выше» истин частных наук по своему гносеологическому происхож­дению и статусу (как аксиомы геометрии «выше» ее теорем); частные науки своими собственными методами не способны достичь необходимо-истинного, а тем более — всеобщего знания. Единственный способ для них добиться этого — приобщение к философским истинам, логическое выведение из последних.

Трансценденталистская концепция просуществовала в качестве общепризнанной, а фактически единственной вплоть до середины 19 в. На фоне малоразвитых, еще не имеющих достаточной опытной базы и собственного теоретического языка частных наук, а также существенной роли в культуре и мировоззрении именно философии данная концепция выглядела вполне естественно. В период от Нового времени и до 19 в. происходит стремительное развитие частных наук, образования, специальных научных институтов. То есть, во-первых, наука начинает организовываться в отдельный вид рационального знания, с собственными законами развития и, во-вторых, приобретает все большую значимость в общей системе культуры. Таким образом в данный период наука и философия начинают оформляться как качественно различные (по предмету и результатам) уровни рационального знания и, следовательно, не могут более находиться в отношениях подчиненности. Учеными начинает осознаваться огромная предсказательная и объяснительная роль частнонаучного знания, его практическая применимость и эффективность, что приводит к формированию позитивистской концепции взаимоотношения науки и философии к 30-ым годам 19 в.

Сущность этой концепции была четко выражена словами Конта: «Наука — сама себе философия». Что означала эта формула? Во-первых, то, что историчес­кая миссия философии по отношению к науке закон­чилась. Философия, утверждал Конт, безусловно сыг­рала необходимую положительную роль как в рожде­нии науки в целом, так и в возникновении многих научных теорий.

Однако, полагает Конт, во взаимоотношении фи­лософии и науки мы имеем дело с ситуацией, когда ре­бенок (наука) стал взрослым, когда ученик (наука) пре­взошел учителя (философия) и когда прежняя патронистская и полезная позиция философии по отношению к науке является уже не только неуместной, но и вредной для развития науки, объективно тормозя развитие последней. В XIX в. наука прочно встала на свои соб­ ственные ноги и теперь задача ви­делась в обратном — в недопущении философского

стиля мышления и его умозрительных спекуляций в науку, как разрушающих точный и эмпирически про­ веряемый язык научных теорий (позитивное мышление). Более того. Сама философия должна быть построена теперь, если это возможно, по канонам конкретно-науч­ного (положительного) мышления. Традиционной фило­софии как форме и методу познания отныне место на интеллектуальном кладбище человеческой истории, рядом с мифологией и религией, как столь же несо­вершенными по сравнению с наукой формами по­ знания.

Согласно позитивистам, польза от тесной связи конкретных наук с философией — проблематична, а вред — очевиден. Необходимо подчеркнуть, что хотя позитивистская концепция уже не пользуется доверием среди совре­менных философов (она основательно раскритикована и как бы «изжила» себя с помощью внутренней и внеш­ней критики), позитивизм отнюдь не преодолен и по­стоянно воспроизводится в качестве стихийного умона­строения ученых.

Следующей из весьма распространенных в совре­менной культуре концепций соотношения философии и науки является антиинтеракционистская концепция, проповедующая дуализм во взаимоотношении между ними, абсолютное культурное равноправие и самодо­статочность каждой из них, отсутствие внутренней взаимосвязи и взаимовлияния между ними в процессе развития и функционирования каждого из этих важ­ нейших элементов культуры. Развитие, функциониро­вание частных наук (особенно естествознания) и фи­лософии идет как бы по параллельным курсам и в целом независимо друг от друга. Сторонники антиинтеракционистской концепции обосновывают свои взгляды тем, что полагают, что у философии и науки свои, совершенно несхожие предметы и мето­ды, исключающие саму возможность сколько-нибудь существенного влияния философии на развитие науки и обратно.

Мир ценностей, не имеющий фактически ни­ какого отношения к существованию и содержанию объективного мира— вот главный предмет филосо­фии с позиций антиинтеракционистов. Главный принцип: философия – ненаучна, наука – нефилософична.

Философу — философово, а учено­му — науково.

Наконец, четвертой концепцией взаимоотношения философии и науки является та, которую можно на­звать диалектической. Утверждение внут­ренней, необходимой, существенной взаимосвязи между философией и наукой, их взаимодействия на принципах равенства Философия и наука рассматриваются как две качественно различные по многим параметрам виды знания, однако, внутренне взаимосвязаны между собой и активно используют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них. Предмет философии, особенно теоретической — чистое всеобщее, всеобщее как таковое. Предметом же любой частной науки является частное, единичное, конкретный «кусок» мира. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи науки и философии является: наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий; наличие слоя частно-научного знания, используемого в философской аргументации и построениях.

 

Ф-фию интересует мир в целом, поиск единства всего сущего, она ищет ответ на вопрос: "Что есть сущее, поскольку оно есть?" В этом смысле справедливо определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах".

Наука исследует процессы и явления, существующие объективно, её не интересует ценностное отношение, эмоции ученого, социальные последствия открытий, главное - беспристрастность, объективность. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывают особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система элементов Менделеева, законы термодинамики объективны

Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, к-рые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания.

Ф-фия пытается выявить исходные предпосылки всякого з-ния, предельные вопросы, с к-рых начинается или заканчивается отдельная наука - тема ф-фии. Но предельные основания - всегда неоднозначны (Кант, Бор), отсюда плюрализм мнений, направлений, школ. Вернадский: "В рез-те работы философии нет общеобязательных достижений - все может быть не только подвергнуто сомнению, - но, что важнее всего, это сомнение может войти как равное в организацию филос. мысли каждого времени. В отсутствии общеобязательных достижений заключается резкое отличие рез-тов филос. творчества от построения Космоса научной мыслью".

"Подвергай все сомнению!" - кредо ф-фии, при этом утверждения ф-фии не могут быть ни верифицированы, ни фальсифицированы: более того, ф-фия не стремится к подтверждению или опровержению своих установок. Ньютон: "Физика, бойся метафизики!" Это его своеобразный протест против многозначности определения понятий в философии.

Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным исторически сложившимся разделам относятся онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика. К ним можно добавить и такие разделы, как философская антропология, аксиология, теория культуры, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки и пр. Наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. А это означает, что ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Получается, что размышлениями по поводу негативных последствий применения достижений науки обременена не сама наука, а философия.

Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии: метод оборачивания на себя, челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерно переосмысление основных проблем на протяжении всей истории человечества, а это и является свидетельством ее рефлексивности. Философия как бы дистанцируется от повседневности, переходя в мир интеллектуальных, мыслимых сущностей. Как писал Бертран Рассел (1872–1970), философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой; это «ничейная земля» между наукой и теологией, но открытая для критики с обеих сторон. На многие философские вопросы: "Что есть мудрость, добро и красота, в чем смысл жизни?" нельзя найти ответ в научной лаборатории. Не устраивают версии богословов со ссылкой на акт творения и авторитет Священного писания. Такие вопросы, неразрешимые с точки зрения науки и теологии, оказываются уделом философии.

Язык философии – нечто среднее между языком обыденности, науки. снабженной категориями, и языком поэзии. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому она создает свой собственный язык - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д. - примеры философских категорий.

Философия - не наука, однако в ней господствуют понятийность, ориентация на объективность, идея причинности и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей и отношений, т.е. закономерностей. Ф-фия - не искусство, хотя в ней образ - признанная гносеологическая категория, достойное место занимает чувственное познание, используются метафора и интуиция.

Ф-фия - не религия, хотя имеет дело с чувственно-сверхчувственным материалом, трансцендентным и умопостигаемым. В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит объективно безличностный характер. Ни личность ученого, ни его чувства, эмоции, мотивационная сфера деятельности науку, как правило, не интересуют. Творец в свою очередь не несет ответственности за последствия своих открытий. В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностью ориентации.

Каждая система в философии авторизована, личность творца, мыслителя и ученого не может быть безразлична в исследовательском процессе.

Философия - это такой род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с великими умами прошлого и современности: Платоном, Аристотелем, Августином, Кантом, Гегелем, Хайдеггером, Соловьевым, Бердяевым и др.

Научность ф-фии отодвинута на второй план. При этом философия претендует на присутствие в каждой науке – со своими понятиями, объективностью, идеей причинности, законами о развитии, набором понятий о закономерностях и пр. Она определяет ценностные значения, социальные последствия причинно-следственных связей, определяет место человека в мире. Философия выступает формой теоретического освоения действительности, которая опирается на категориальный аппарат, вобравший в себя всю историю человеческого мышления. Исследователи выделяют специфически эвристическую функцию философии, которую она выполняет по отношению к научному познанию, и которая наиболее заметна при выдвижении принципиально новых научных теорий. Именно философские исследования формируют самосознание науки, развивают присущее ей понимание своих возможностей и перспектив, задают ориентиры ее последующего развития.

Для науки традиционно кумулятивное движение вперед, т.е. движение на основе накопления уже полученных результатов (не будет же ученый заново открывать таблицу умножения или законы классической механики!). Ее можно сравнить с копилкой, в которой, словно монетки, скапливаются крупицы истинных знаний. Философия же не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Нельзя, например, удовлетворяться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенным средневековым мыслителем: каждая эпоха решает этот вопрос по-своему. Развитие философии не укладывается в рамки смены концепций, теорий и парадигм. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии, метод оборачивания на себя. Это как бы челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли. Условно это ее свойство может быть обозначено как обратимость или рефлексивность философии.

Стремление к демаркации (разделению) науки и ф-фии вызвано желанием освободить науку от экзистенциальных предпосылок, идеологических наслоений и иррациональных мифообразований, квазинаучных явл-й.

Вычленение особого раздела философского знания — философии науки — обусловлено рядом обстоятельств. С одной стороны, это развитие науки как социального института, что предполагает постоянно усиливающееся влияние науки на техническую практику, а через нее и на все сферы жизни общества. С другой — формирование внутренней для науки потребности и необходимости в обосновании научного знания в связи с кризисом классического естествознания и новейшей научной революцией. Именно в современной философии науки был в явном виде поставлен вопрос и предприняты попытки описания науки как целого, как некоторой самодостаточной системы научного знания и деятельности по производству такого знания, рассмотренной в ее историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в., в то время как направление, имеющее название "философия науки", возникло столетием раньше. истоки её следует искать в ф-ии позитивизма, в трудах О.Конта, Дж.Милля, Г.Спенсера. Исторически ф-фия возникает как рациональное знание (разум), противостоящее иррациональному (вера) - мифологии, религии. Ф-фия - "наука всех наук", претензия на особое, сверхчувственное постижение истины. Расширение границ познания, специализация знаний, превращение науки в социальную силу привели к противопоставлению науки и ф-фии. Суть претензий: частные науки имеют свой предмет и конкретную область иследования. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия.

Позитивизм – это тип мировоззрения, получивший широкое распространение начиная с 40-х годов 19-го века, в эпоху значительных практических успехов науки (в эпоху, когда наука, можно сказать, - больше, чем наука, когда она – центральная ценность культуры). Позитивизм – это философия ученых. Для позитивиста существует только один вид рациональности – научная рациональность; только один вид истины – научная истина.

При этом (более или менее осознанно) позитивистский идеал науки ориентируется на естествознание, в качестве образца научной строгости принимается та строгость, которая возможна в естественных науках.

Для позитивизма как философии характерно стремление очистить человеческое знание, человеческий разум от вымышленных проблем (проблем, которые позитивисты считают вымышленными). Сделать его полностью позитивным.

Кант в свое время писал, что разум человеческий нуждается в критике, потому что он склонен браться за решение тех вопросов, дать ответы на которые он не в состоянии, потому, что эти вопросы лежат за пределами возможного опыта. Эти три последних вопроса, на которые человеческий разум успешно ответить уже не в состоянии Кант связывал с тремя идеями разума (три «идеи разума», по Канту: 1) душа, 2) Бог и 3) мир в целом). Кант вынес их за пределы познания (теоретический разум, по Канту, не может наполнить их истинным содержанием.

В отличие от Канта, позитивисты не сомневаются в возможности адекватного познания мира (включая и ответ на вопрос, что представляет собой мир в целом). Зато две других кантовских «идеи» позитивисты рассматривают как, в принципе, мнимые вопросы. Всеми правдами и неправдами сказывается ориентация на естественнонаучный образ знания: то, что можно потрогать, воспринять внешними органами чувств, сделать объектом научного эксперимента, проверить и перепроверить, - то и существует.

А остальное, - мнимые вопросы и слова, не имеющие смысла (метафизика). Под метафизикой позитивист подразумевает всякое знание (претензию на знание) по поводу чего-либо, выходящего за пределы проверяемости и опровергаемости опытом (опыт же понимается в вышеуказанном смысле).

Общие программные требования позитивизма несложны:

1.Утверждение примата науки и естественнонаучного метода.

2.Абсолютизация казуальности (причинные з-ны распространимы не только на природу, но и на общество).

3.Взгляд на развитие общ-ва как на социальную физику.

4. Неизменность прогресса, понятого как продукт человеческой изобретательности, вера в бесконечный рост науки и научной рациональности.

Родоначальник философии позитивизма – Огюст Конт (1798-1857).

О.Конт призывал к созданию новой, "здоровой философии" науки, к-рая призвана систематизировать и упорядочивать научные выводы. Такая ф-фия изгоняет все традиционные филос. вопросы, неизбежно неразрешимые и предстает как сугубо строгая система, обобщающая рез-ты различных отраслей н. зн-я. В другой (метафизической) философии нужды нет. Согласно Конту, мышление в целом и каждое значимое понятие человеческого разума проходит три стадии.

Закон трех стадий Огюста Конта:

1) Первая стадия – теологическая. На этой стадии наблюдаемые явления рассматриваются как продукты прямого и непрерывного воздействия сверхъестественных агентов [например, представитель той или иной дописьменной культуры, объясняющий болезнь или неурожай гневом предков или манипуляциями соседского колдуна; русский крестьянин, полагающий, что гром гремит, когда Илья-пророк ездит по небу на колеснице].

2) Вторая стадия – метафизическая. На этой стадии феномены объясняются действием абстрактных сущностей или сил.

3)Третья стадия – позитивная. На третьей стадии, - пишет Конт, - разум вообще не спрашивает о внутренних причинах явлений, а ищет законы, то есть устойчивые связи феноменов.

Наука, по Конту, в принципе, может ответить на все вопросы, решить все проблемы (если они не мнимые), осуществить все стремления, которые есть у человечества.

Функции философии.

Согласно Конту, у философии нет какого-то своего специфического предмета, не сводимого к предметам исследования той или иной конкретной науки (все поле человеческого знания покрывается совокупностью научных дисциплин). Он признает за философией лишь

1) координационную функцию [она может обобщать и сопоставлять информацию, получаемую в различных областях научного знания] и

2) критическую функцию [науки, как они сейчас фактически есть, - еще не вполне позитивны, они все еще содержат в себе метафизические положения и установки; задача философии, как ее понимает Конт, состоит в том, чтобы выявить эти метафизические компоненты и помочь наукам от них избавиться].

Иными словами, Конт сводит философию к методологии научного знания.

 

Основная работа Конта: «Курс позитивной философии» (1830-1842)

Дж.Милль выделил в качестве общего направления научного познания эмпиризм и индуктивизм, провозгласил унифицирующий подход, основанный на вере в единообразие природы. Наиболее позитивное значение у Спенсера имела проводимая им эволюционная идея, которая косвенным образом отразилась и в самом понимании философии. Она представала как "вполне объединенное знание". Основаниями философии должны служить фундаментальные положения, такие как: "неуничтожимость материи", "непрерывность движения", "постоянство количества силы".

 

Эмпириокритицизм. Эрнст Мах (1838-1916), Рихард Авенариус (1848-1896).

Разновидностью позитивизма является эмпириокритицизм. Его еще называют «вторым позитивизмом».

Позитивизм Маха и Авенариуса, - наиболее радикальный эмпиризм из всех, когда-либо существовавших. Эрнст Мах (Ernst Mach, 1836—1916) критиковал механику Ньютона за введение понятий абсолютное пространство и время, поскольку они не наблюдаемы, а следовательно — фикции, поэтому их нужно изгнать из науки. Подобно Беркли и Юму Мах и Авенариус определяют вещи как «устойчивые пучки восприятий»; понятие «материи» находят столь же излишним и метафизичным, как и понятие «духа».

Мах пишет: «Ощущения человека, точно так же, как ощущения различных людей, обычно взаимным образом зависимы. В этом состоит материя ».

«Мир, не заключается в таинственных сущностях, которые, также загадочно действуя одна на другую, порождают доступные нам ощущения…... Вещь, тело, материя суть не что иное, как связь элементов, цветов, звуков и т.п., не что иное, как так называемые знаки».

Мах сформулировал принцип экономии мышления: наука имеет целью заменить, то есть сэкономить опыт, предвосхищая факты, а также принцип Маха: инерция тела зависит от действия всех остальных физических тел во Вселенной.

В своей работе «Критика чистого опыта» Авенариус пишет, что то, что мы называем «опытом», все еще чересчур засорено теоретическими конструкциями. Что разуму человека только еще предстоит вернуться назад, к опыту. Цель данного направления позитивизма — очистить опыт от мифов, заблуждений, фантазий.

Как направление философии науки, третий позитивизм (логический позитивизм, «Венский кружок» или неопозитивизм) возник из дискуссий группы интересующихся философией учёных-специалистов (математиков, физиков, социологов), которые в 20-х — 30-х годах регулярно собирались в Венском университете.

Логические позитивисты решили перенести логико-математические идеи Рассела и Витгенштейна на философию науки и построить её, подобно математике, аксиоматически. Базисом (аксиомами) должны были служить бесспорные эмпирические факты (т. н. «протокольные предложения»), а все теории должны получаться из базисных утверждений путём логических выводов. Логический позитивизм выдвинул ряд требований в числе которых отказ от гегелевской метафизики понятий, так как невозможно получать новые знания только путем анализа понятий и их определений. Философия должна быть не системой абсолютного знания, а методом критического исследования. Задача философии: прояснения смысла понятий с помощью логического анализа.

Позитивизм поставил цель изгнать метафизику из науки. Под метафизикой понимались ненаблюдаемые сущности и непроверяемые утверждения. Философия должна была тоже быть очищена от метафизических построений и вместо разработки метафизических систем заняться анализом языка. Программа позитивистов не была реализована, постпозитивисты показали, что в науке всегда содержатся метафизические допущения и, следовательно, изгоняя метафизику, придется разрушить и науку. Позитивисты были не одиноки в борьбе с метафизикой. Значительными течениями в философии науки являются также конвенционализм (П. Дюэм, А. Пуанкаре), инструментализм (Дьюи), операционализм и прагматизм.

Критический рационализм К. Поппера

Карл Поппер (англ. Karl Raimund Popper, 1902—1994) (основная работа — «Логика и рост научного знания») вместо процедуры верификации, занимавшей центральное место в концепции логических позитивистов, ввёл процедуру фальсификации: научную теорию нельзя подтвердить опытом (верифицировать). Опыт может только опровергнуть теорию, доказать её ложность, т. е. фальсифицировать. Поппер полагает, что подтверждаемость опытом является необходимым, но недостаточным требованием по отношению к научной теории. Мы не можем исчерпывающе доказать истинность теории (чтобы быть истинной, ей мало не противоречить существующим фактам), но мы можем доказать ее ложность. А в том случае, если теория устроена так, что ее в принципе невозможно опровергнуть на опыте, то это – вообще не научная теория! Научная теория должна обладать свойством приходить в столкновение с реальностью.

Из сказанного ясно, что научная теория, согласно Попперу, всегда является не более чем гипотезой: она считается истинной, пока не нашлись противоречащие ей факты.

Попперу принадлежит концепция трех миров: мир вещей, мир человеческого (личностного) знания, мир объективного знания (почти как у Платона — это мир идей).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: