Общие требования к разработке программы стажировки




Программа стажировки мастера производственного обучения и преподавателя характеризуется следующими принципами:

- практической направленностью программы;

- высокой степенью соответствия программы требованиям времени;

- ориентацией на определенные производственные объекты (предприятие, цех, организацию);

- освоением приемов работы на новейшем оборудовании; изучение новой технологии (одна из важнейших задач стажировки);

- целенаправленным овладением методами и приемами труда.

 

В программе стажировки мастера производственного обучения и преподавателя-стажера определяются следующие виды работ:

- практическое изучение современной техники, организации труда, современной технологии производства, приемов и методов труда;

- овладение технологией производства непосредственно на рабочем месте;

- ознакомление с современным оборудованием, экономикой и организацией производства, правилами безопасности труда.

Следует отметить, что при всей значимости изучения всего нового во время стажировки, нельзя сводить ее к изучению передового опыта. Задачи стажировки более широкие. Мастера производственного обучения и преподаватели хорошо знают оборудование, которым оснащены профессиональные образовательные организации, но, чтобы знать оборудование предприятия, необходимо работать на этом предприятии не в качестве руководителя обучающихся, а непосредственно самому. Такая возможность предоставляется только во время стажировки.

Одна из основных задач стажировки – подтверждение или повышение разряда, совершенствование мастерства непосредственно по своей основной специальности. Это отражается в особом разделе программы, предусматривающем цикл работ в соответствии с квалификационной характеристикой.

Мастер производственного обучения или преподаватель во время стажировки должен ознакомиться со спецификой предприятия, с общим технологическим циклом производства.

Программой стажировки предусматривается непосредственное участие стажера в производственном процессе, в т.ч. и выпуск готовой продукции. Это дает возможность совершенствовать навыки стажера, его подход к выполнению операций, а также освоить приемы обучения обучающихся.

Стажировка как форма повышения квалификации, кроме совершенствования непосредственно по своей основной профессии, предполагает расширение диапазона мастерства. В процессе обучения обучающихся преподаватели и мастера производственного обучения достигают высокой степени квалификации по своей профессии, поэтому для дальнейшего роста необходимо обратиться к освоению некоторых элементов других профессий, непосредственно связанных с его основной профессией. Такими дополнительными профессиями могут быть профессии, освоение которых дает возможность подменять и заменять членов коллектива, или профессии, близкие по технологической цепочке.

В соответствии с «Положением о стажировке» стажеру рекомендуется практически изучить вопросы экономики, планирования, организации производства на предприятии, где проводится стажировка. Эти вопросы также необходимо отразить в программе стажировки.

В программу следует включать вопросы общего характера: ознакомление с производством, безопасность труда на предприятии, решение организационных вопросов работы стажера: знакомство с руководителем стажировки, с администрацией предприятия, с продукцией которую оно выпускает.

Чтобы сделать стажировку более эффективной, целесообразно выбрать один из вариантов программы стажировки:

- программа стажировки по профессии;

- стажировка на конкретном предприятии;

- индивидуальная программа стажировки.

В программе стажировки по профессии рекомендуется представить все возможные варианты работ стажера. Программа стажировки на конкретном предприятии включает непосредственный перечень работ, осуществляемых на данном предприятии. Индивидуальная программа стажера содержит те работы, которые соответствуют индивидуальным потребностям мастера или преподавателя, направляемого на стажировку.

Если стажировку предполагается проводить на нескольких предприятиях, то для каждого из них необходимо составить свою программу. Главная особенность программы стажировки на предприятии заключается, прежде всего, в том, что она отражает возможности данного предприятия. Такая программа содержит график работ, указание цехов, последовательность перемещения по различным участкам работы, передовой опыт данного предприятия и т.д. Желательно представить конкретный опыт, рекомендуемый стажеру для освоения, конкретное новое оборудование, которым располагает предприятие.

На основе программы стажировки на конкретном предприятии может быть составлена индивидуальная программа стажировки, в которой следует обосновать выбор объекта стажировки и профессиональные потребности стажера. В индивидуальной программе уточняется срок стажировки (возможно деление на несколько этапов), изменяется план рабочих заданий.

Структура программы

Общую структуру программы стажировки преподавателя и мастера производственного обучения можно представить следующим образом:

Введение.

1 Схема распределения времени по основным направлениям работ

(учебный план стажировки).

2 План рабочих заданий стажера (календарно-тематический план

стажировки).

3 Содержание стажировки.

4 Методические указания по проведению стажировки.

5 Список литературы.

6 Приложения.

Как всякая программа, программа стажировки начинается с введения или пояснительной записки.

Во введении (пояснительной записке) дается краткая характеристика предприятия или отрасли, направленность стажировки, ее цели и задачи, указываются основные нормативные документы, определяющие задачи и направления работы на данном этапе. Стажер начинает работу по повышению квалификации с изучения современного состояния данной отрасли экономики и соответствующей профессии, а также задач профессионального обучения.

После пояснительной записки в программе следует поместить учебный и тематический планы. В программе стажировки тематическому плану соответствует план работ стажера, а учебному плану соответствует схема распределения времени по основным направлениям стажировки (приложение 1). Надо учитывать, что распределение времени в программе является примерным. Ввиду практической направленности программы стажировки распределение времени идет не по учебным (академическим) часам, а по рабочим дням.

После схемы общего распределения времени в программе стажировки рекомендуется разработать план работ (или план рабочих заданий) стажера. Для каждого задания проставляется соответствующее количество дней.

Далее следует текст самой программы соответственно заданиям. Примерный перечень вопросов, рекомендуемых для включения в Программу стажировки, приводится в приложениях 2 и 3.

Содержание программы стажировки включает:

I Знакомство с предприятием:

- общее ознакомление с производством, встречи с руководителями предприятия и высококвалифицированными специалистами данного предприятия;

- изучение традиций, сложившихся на предприятии, наставничества;

- изучение экономического состояния предприятия в настоящее время;

- ознакомление и изучение системы безопасности труда на данном предприятии, изучение методов и способов предупреждения травм и несчастных случаев и их профилактика;

- экзамен по безопасности труда.

II Совершенствование мастерства по основной профессии стажера:

- самостоятельная работа на рабочем месте;

- работа в бригадах (коллективные формы труда).

III Практическое изучение нового в профессии:

- новое оборудование; - новая технология;

- передовой опыт.

IV Повышение профессионального мастерства путем освоения элементов других профессий.

V Ознакомление с технологическим циклом изготовления продукции.

VI Изучение опыта работы с молодежью.

VII Составление отчета.

VIII Квалификационный экзамен на подтверждение или повышение разряда. Раздел методических указаний включает конкретные комментарии к программе и советы по проведению работ для стажера.

В конце программы помещается список литературы. Литература подбирается по профессии (специальности), отрасли в целом, передовому опыту профессионального образования, педагогике. После списка литературы в программе стажировки могут быть приложения.

Приложение 1

Пример распределения часов Программы стажировки

Примерная схема распределения времени по основным направлениям стажировки

Содержание работ Распределение времени стажировки, % 1. Общие вопросы (ознакомление с производством, экзамен по безопасности труда)

2. Работы по совершенствованию мастерства по

основной профессии (специальности)

3. Практическое изучение нового оборудования, новой

технологии, передового опыта

4. Изучение общего технологического цикла 5 5. Ознакомление и практическое изучение экономики,

планирования и организации производства

6. Повышение профессионального мастерства путем

освоения элементов других профессий

7. Изучение опыта наставников 5 8. Составление отчета и квалификационный экзамен 14

Приложение 2 Образец примерного перечня вопросов для программы стажировки

Перечень вопросов, рекомендуемых для включения в Программу стажировки по профессии (специальности):

1. теоретические вопросы для самостоятельного изучения в период,

предшествующий стажировке; 2. результаты достижений победителей конкурсов по профессии; 3. новое оборудование; 4. список предприятий города и Республики Марий Эл, имеющих необходимую базу для проведения экскурсий и прохождения практик студентами.

Перечень вопросов рекомендуемых для включения в Программу стажировки на конкретном предприятии:

1. информационная справка о предприятии, на котором проходит

стажировка; 2. новое оборудование и новая технология на данном предприятии; 3. передовой опыт предприятия; 4. коллективные формы труда на предприятии.

Приложение 3

Пример перечня вопросов для Программы стажировки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: