Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми первого года жизни




Месяц жизни               8-11  
Организационные мероприятия
Количество посещений участкового педиатра В первые три дня после выписки из роддома       Из них в 4,5 мес. Перед прививкой и в 5 мес.        
Количество патронажных посещений участковой мед. сестрой 1 – в первые три дня (совместно с врачом), 2 – через 1 – 2дня, затем не реже 1раза в неделю           2, из них 1 после прививки    
Осмотр врачами - специалистами ортопед - Невропатолог, офтальмолог - - - - - Невропатолог, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, стоматолог
Лабораторно-диагностические обследования Обследование на фенилкетонурию - Клинический анализ крови, общий анализ мочи - - - - - Клинический анализ крови, общий анализ мочи

 


Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми

от 1 до 7 лет врачами-специалистами

Возраст ребенка К-во посещений участкового педиатра Осмотр врачами-специалистами Дополнительные методы обследования
невропатолог ортопед хирург офтальмолог отоларинголог стоматолог психиатр логопед Клинический анализ крови Общий анализ мочи Анализ кала на яйца глистов Анализ крови на сахар Проверка остроты зрения Проверка остроты слуха Плантография
2 год жизни   - - - - - + - - + + + - - - -
3 год жизни                                
3 года   + + + + + + - - + + + + + + +
4 года   - - - - - + - - + + + - + + +
5 лет + + + + + + + + + + + + - + + +
6 лет + - - - - - - + - - + + + + + +
7 лет   + + + + + + + - + + + + + + +

 


Участковый врач обязан посетить заболевшего ребенка в день вы­зова. Участковый педиатр активно (без вызова) посещает больных де­тей на дому до полного выздоровления или госпитализации.

Кратность и интервалы посещений детей регулируется участковым педиатром и заведующим отделением в зависимости от характера и тяжести заболеваний, возраста ребенка. Как показывают данные экс­пертизы, к больным с острыми респираторными заболеваниями, грип­пом, ангиной необходимо делать 2 активных посещения, к больным пневмонией — 6-8, детскими инфекциями, исключая коклюш, — 4-6. Ежедневное наблюдение врача и медицинской сестры вплоть до выз­доровления в возрасте до 1 года с любым заболеванием, оставленным для лечения на дому, должно стать правилом работы детских поли­клиник. В среднем отношение активных посещений к первичным вы­зовам составляет 2:1.

В лечении детей, особенно детей раннего возраста, имеет исключи­тельное значение своевременное начало лечения. Участковые врачи-педиатры, выполняя вызов к больному ребенку, должны иметь с собой набор необходимых медикаментов и в случае надобности оказывать больному помощь на дому сразу же после установления диагноза, даже тогда, когда ребенок сразу направляется в стационар.

При необходимости врач должен обеспечивать ребенка медикамен­тами на один прием.

Участковая медицинская сестра выполняет назначения врача по лечению больного ребенка на дому, контролирует выполнение роди­телями врачебных рекомендаций по лечению, питанию, режиму и ухо­ду за больным ребенком.

По заявке лечащего врача детская городская поликлиника обеспе­чивает больному ребенку проведение на дому необходимых лабора­торных, функциональных исследований и консультаций врачей узких специальностей.

Заведующий отделением детской городской поликлиники осуще­ствляет контроль за организацией лечения больных детей на дому, в необходимых случаях оказывает консультативную помощь.

Участковый врач в случае необходимости организует госпитализа­цию ребенка и продолжает наблюдение за его здоровьем после выпи­ски ребенка из стационара, уделяет особое внимание нуждающимся в долечивании - систематическом наблюдении в домашней обстановке. При направлении ребенка в стационар лечащий врач подробно указы­вает диагноз заболевания, тяжесть состояния, длительность и течение заболевания, проведенное лечение и обследования, индивидуальные особенности ребенка, перенесенные инфекционные заболевания, сведе­ния об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и в школе. При невозможности госпитализиро­вать ребенка (отказ родителей, отсутствие места в стационаре, каран­тин и др.) организуется стационар на дому. При этом ребенку обеспе­чивается весь комплекс необходимых лечебных и диагностических мероприятий, лабораторных обследований в соответствии с тяжестью и характером заболевания, пост медицинской сестры или ее регулярное посещение несколько раз в день. Ночью ребенку оказывает помощь врач-педиатр неотложной или скорой помощи. Участковый врач посещает ребенка ежедневно до полного выздоровления. Ребенок должен быть осмотрен заведующим отделением.

При выявлении хронической патологии у ребенка его следует по­ставить на диспансерный учет либо у участкового педиатра, либо у врача соответствующего профиля.

Каждому больному, взятому на учет, должно быть обеспечено тща­тельное наблюдение и активное лечение, содержание диспансерной работы должно быть отражено в индивидуальных планах диспансер­ного наблюдения, которые разрабатываются врачами конкретно для каждого больного и вносятся в «Историю развития ребенка».

В конце года врачи составляют на каждого состоящего на учете больного этапный эпикриз, в котором дается оценка состояния здо­ровья и эффективности проведения лечебно-профилактических меро­приятий. Критериями оценки результатов проводимой диспансеризации являются: выздоровление, улучшение, состояние без перемен, ухудшение. Эта общая оценка делается на основании данных записей в «Истории развития ребенка», жалоб, объективного состояния.

Если ребенок не снимается с диспансерного учета, то одновремен­но составляется план лечебно-профилактических мероприятий на сле­дующий год. После оформления эпикризов на всех детей, взятых на диспансерное наблюдение, участковый педиатр проводит анализ дис­пансеризации по отдельным нозологическим группам за истекший год, составляет отчет и представляет заведующему отделением, который составляет сводный отчет о результатах диспансерной работы за прошедший год. После анализа проведенной работы планируются мероприятия, направленные на повышение качества диспансерного обслуживания детей.

Важным элементом работы участкового педиатра следует считать экспертизу временной нетрудоспособности члена семьи в связи с заболеванием ребенка. При выдаче листков нетрудоспособности участковый врач руководствуется действующими инструкциями.

 

Организация противоэпидемической работы. Структура и организация работы детской поликлиники предусматривают элементы противоэпидемического режима:

· оказание помощи на дому остро заболевшим,

· выделение дней для профилактического приема,

· разделение по этажам кабинетов участковых врачей и врачей узких специальностей.

Ребенок, приведенный (принесенный) на прием матерью, предварительно в фильтре должен осматриваться медсестрой с целью выявления симптомов инфекционного заболевания. В случае выявления такового или подозрения на него ребенок должен направляться в бокс, непосредственно примыкающий к фильтру и имеющий отдельный вход, где его принимает врач.

Однако в настоящее время большинство поликлиник ограничивается выделением входов для больных и здоровых детей с отдельным выходом из поликлиники.

В деятельности участковых педиатров борьба с инфекционными заболеваниями, обеспечение эпидемиологического благополучия занимает видное место. Этот вид деятельности участковых врачей осуществляется под руководством и контролем центра санэпиднадзора. Основными задачами этой работы являются:

· раннее выявление и госпитализация инфекционных больных,

· наблюдение за возможным очагом инфекционного заболевания, контактными лицами, реконвалесцентами и бациллоносителями.

Врачи несут ответственность за санитарное состояние на участке и организуют профилактические прививки.

Участковый врач обеспечивает раннюю диагностику инфекционных заболеваний, устанавливает наблюдение за здоровьем детей, бывших в контакте с заболевшими. Для регистрации инфекционных заболеваний установлена специальная форма «Экстренное извещение...» (ф. 058/у). Сообщение передается в центр санэпиднадзора немедленно по телефо­ну, а извещение пересылается почтой. В поликлинике ведется «Журнал регистрации инфекционных заболеваний» (уч. ф. 060/у). Ежемесячно в целом по поликлинике составляется отчет «О движении инфекционных заболеваний».

Обязательной госпитализации подлежат дети с инфекционным ге­патитом, эпидемическим менингитом, полиомиелитом, дифтерией, а также дети с острыми кишечными заболеваниями.

При выявлении карантинных заболеваний врач, выявивший забо­левание, обязан безотлагательно по телефону информировать об этом руководителей местного отдела здравоохранения, а последние через вышестоящее руководство обеспечить передачу сведений вплоть до Министерства здравоохранения России.

При лечении на дому ребенка с острым инфекционным заболева­нием участковый педиатр знакомит всех проживающих в квартире с необходимыми мерами профилактики, периодически осматривает детей, контактирующих с инфекционным больным. Лечение ребенка проводится на дому до полного выздоровления.

Дети, перенесшие инфекционные заболевания, берутся под диспан­серное наблюдение. Им проводятся контрольные обследования, при не­обходимости повторные курсы лечения, оздоровительные мероприятия. Снимают с учета ребенка в порядке комиссионного решения участ­кового педиатра и эпидемиолога.

Огромную роль в снижении инфекционной заболеваемости сыгра­ло внедрение средств активной иммунизации детского населения.

Сроки профилактических прививок утверждаются Министерством здравоохранения, они едины на всей территории страны и могут быть изменены только с разрешения министра здравоохранения.

В городах профилактические прививки проводятся детям в приви­вочных кабинетах при детских поликлиниках, а в сельской местности в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях. Детям, по­сещающим дошкольные учреждения и школы, делают прививки в этих учреждениях. Категорически запрещается делать прививки на дому.

О дне проведения предстоящих профилактических прививок детям, посещающим детские дошкольные учреждения и школы, необходимо заранее оповещать родителей. Всех детей, подлежащих прививкам, в день прививки обследуют врачи с учетом анамнестических данных и термометрии. Всем детям, (имеющим относительные противопоказания, прививки должны про­водиться по индивидуальной схеме, согласно рекомендациям соответствующих специалистов.

После перенесенных острых заболеваний прививки проводят не ранее чем через месяц со дня полного выздоровления. Дети, получившиепрививку против одной инфекции, могут быть привиты против другого заболевания только через 2 месяца. Прививки против полиомиелита можно проводить одновременно (в один день) с прививками против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС). Прививки следует проводить одноразовыми шприцами.

Участковая медицинская сестра на следующий день после проведения прививки должна посетить ребенка на дому для выяснения характера реакции на прививку. О результатах этих посещений медицинскаясестра сообщает участковому педиатру и фиксирует данные о реакции ребенка на прививку в «Истории развития ребенка».

Проведение учета и контроля за профилактическими прививками осуществляется при помощи «Карты учета профилактических прививок» (учетная форма № 063/у). Форма 063/у заполняется на каждого новорожденного и каждого ребенка, вновь прибывшего в район деятельности детской поликлиники. В настоящее время в практику здравоохранения вводится «Прививочный сертификат». Из «Карт учета профилактических прививок» в детской поликлинике формируется прививочная картотека. Важным разделом организации прививочной работы в поликлинике является полный и своевременный учет детей, подлежащих прививкам и проживающим в районе деятельности детской поликлиники. С этой целью в октябре-ноябре каждого года участковыми медицинскими сестрами путем подворных обходов уточняется число детей на участке. Списки, составленные в результате этой работы, заверяют в жилищных конторах и выверяют по «Историям развития ребенка» и форме № 063/у.

Гигиеническое обучение и воспитание ребенка. Задачами гигиенического обучения и воспитания в детской поликлинике являются:

· Распространение среди населения гигиенических знаний по охране здоровья детей.

· Привитие родителям гигиенических навыков, необходимых для создания оптимальных условий развития детей и формирования у них поведения, соответствующего здоровому образу жизни.

· Формирование готовности населения к участию в профилакти­ческих осмотрах детей, своевременному обращению за медицинской помощью, выполнению врачебных назначений.

· Санитарное просвещение медицинских работников детских по­ликлиник, дошкольных и школьных учреждений.

· Формирование здорового образа жизни среди детей и подростков.

Гигиеническое воспитание и обучение на участке должно быть тес­но связано с лечебно-профилактической работой врача и медицин­ской сестры, и проводиться по плану. Исходя из общих задач, изложенных в годовом плане, составляет­ся ежемесячный план-график, содержащий тематику, ис­полнителей, сроки мероприятий и место проведения.

Педиатры и врачи узких специальностей детской поликлиники про­водят:

· индивидуальные беседы с родителями детьми и подростками

· выдачу (на врачебном приеме) санитарно-просветительных ма­териалов (брошюр, памяток, буклетов, листовок и др.) для закрепле­ния информации, а также для самостоятельного изучения

· групповые лекции и беседы на общегигиенические темы с роди­телями, детьми и подростками и с немедицинским персоналом дет­ских дошкольных учреждений и школ

· занятия с родителями в «школах матерей», «школах отцов», «клу­бах молодых родителей», на факультетах народных университетов здоровья и других формах очно-заочного обучения

· «вечера вопросов и ответов», «вечера молодых родителей», встре­чи «за круглым столом» в поликлинике

 

Прогрессивной формой в системе гигиенического воспитания ро­дителей являются групповые профилактические приемы детей перво­го года жизни. Профилактический прием должен предусматривать не только обследование, но и тщательный опрос матерей относительно режима жизни ребенка, вскармливания и ухода за ним.

В настоящее время в детских поликлиниках для работы с родителя­ми, имеющими детей раннего возраста, организуются специальные ка­бинеты профилактической работы с детьми (кабинеты здорового ре­бенка).

Наличие специального помещения с соответствующим оформлением и оборудованием создает больше удобства для проведения санитарно-просветительной работы и делает ее более эффективной.

С целью широкого привлечения общественности к участию в гигиеническом обучении и воспитании населения каждый участковый врач-педиатр создает на участке общественный санитарный актив. Учет всей санитарно-просветительной работы производится в «Жур­нале учета санитарно-просветительной работы» (ф. 039/у).

 


1.5 Организация работы медицинской сестры.

Непосредственным помощником участкового врача-педиатра яв­ляется участковая медицинская сестра. С учетом большого объема профилактической работы, работы на дому, в детской поликлинике, в отличие от других амбулаторно-поликлинических учреждений, на каждый педиатрический участок выделяется 1,5 должности медицин­ской сестры.

В обязанности участковой медицинской сестры входит:

· профилактическая работа по развитию и воспитанию здорово­го ребенка

· оказание медицинской помощи больным детям на дому по на­значению врача

· санитарно-просветительная работа по установленной форме

 

Повышение своей квалификации. Участковая медицинская сестра:

· проводит дородовые патронажи к беременным женщинам свое­го территориального участка, активно выявляет нарушения самочув­ствия беременной и своевременно сообщает об этом акушеру-гинеко­логу женской консультации и участковому врачу-педиатру

· совместно с участковым врачом-педиатром посещает новорож­денных в первые три дня после выписки из родильного дома, обра­щая внимание на материально-бытовые, культурно-гигиенические условия жизни семьи, ее психологический климат

· обеспечивает систематичность наблюдения за здоровыми и боль­ными детьми

· контролирует выполнение родителями лечебных назначений

· проводит ежемесячное планирование профилактических приви­вок детям, не посещающим дошкольные учреждения, приглашает де­тей на прививку в поликлинику

· ведет работу по своевременной организации врачебных осмот­ров детей, состоящих на диспансерном учете, согласно плану диспан­серизации

· выполняет назначенные врачом лечебные процедуры на дому

· оказывает помощь врачу при проведении медицинских осмотров детей (проводит антропометрию, выписывает рецепты, справки, направления, листки нетрудоспособности, выписки, следит за очеред­ностью приема)

· проводит беседы с родителями на участке и в поликлинике по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний

· принимает участие в организации санитарно-просветительных выставок в поликлинике, уголков здоровья

· ведет работу по подготовке общественного санитарного актива на участке, совместно с которым осуществляет мероприятия, направ­ленные на профилактику травматизма детей на участке рейды по про­верке чистоты, организует встречи населения с врачом

 


1.6 Организация правовой работы детской поликлиники

В соответствии с приказом Минздрава СССР № 1320 от 28 декабря 1979 г. в детских поликлиниках введена долж­ность юрисконсульта из расчета 1 должность на 20 тыс. де­тей, непосредственно обслуживаемых детской поликлиникой.

Основной контингент нуждающихся в медицинской помо­щи и правовой защите в условиях детских городских полик­линик составляют:

· кормящие матери

· одинокие матери, вдовы, разведенные матери

· многодетные матери

· несовершеннолетние матери и матери из «неблагополуч­ных семей» и семей с факторами социального риска

· дети-сироты

 

Юрисконсульт совместно с участковыми врачами-педиат­рами решает вопросы:

· трудового права

· жилищного законодательства

· семейного права

· устройства детей в дошкольные, специализированные детские учреждения (в случаях социальной реабилитации), дома ребенка

 

В группу вопросов трудового права входят:

· выполнение прудового законодательства в отношении беременных женщин и кормящих матерей

· правила предоставления перерывов для кормления грудного ребенка

· освобождения от работы в ночное время, командировок, различные льготы

· предоставление и использование декретных отпусков, выплаты пособий по ним и на рождение ребенка (при этом должна быть преемственность с деятельностью юрисконсуль­тов женских консультаций)

· правила оформления пособий для одиноких матерей

· правильность выдачи и оплаты больничных листов, вы­дачи справок.

Участковые врачи-педиатры должны собрать в районе обслуживания соответствующую информацию:

· о беременных женщинах и матерях, ведущих амораль­ный, антиобщественный образ, жизни

· о семьях, имеющих определенные трудности в воспи­тании детей (одинокие матери и др.)

· о «неблагополучных» семьях, в которых родители ук­лоняются от выполнения, своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей или относятся к ним небрежно, не вы­полняют предписаний врача, допускают грубое или даже жестокое обращение с детьми и т. д.

· о семьях, в которых родители или один из них ведут аморальный, антиобщественный образ жизни (алкоголизм, тунеядство, наркомания и др.).

 

Указанная информация должна быть передана юрискон­сульту поликлиники, а при необходимости инспекторам от­дела народного образования, особенно при решении вопросов, связанных с устройством детей в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, о ли­шении родительских прав.

Участковые врачи-педиатры, безусловно, должны быть зна­комы с основными нормативными актами в области охраны материнства и детства:

· порядок предоставления отпусков по временности и ро­дам

· порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком

· порядок выплаты пособий на рождение ребенка

· порядок выплаты государственных пособий матерям, имеющим четырех и более детей

· дополнительные меры по созданию женщинам более благоприятных условий для сочетания труда, в общественном производстве с воспитанием детей

· порядок бесплатного обеспечения молочными смесями и другими продуктами детского питания детей первого года жизни

· порядок отпуска медикаментов больным детям первых трех лет жизни при их лечении в амбулаторно-поликлинических условиях

· порядок выдачи больничных листов по уходу за боль­ным ребенком

 

1.7 Организация работы с медицинской документацией

Вся организационная и практическая работа требует уче­та и отчетности. Медицинская документация в поликлинике представлена тремя основными видами:

· документы, заполняющиеся на каждое конкретное лицо, обратившееся за медицинской помощью

· документы, в которых регистрируется объем работы, выполненной медицинским персоналом за определенный пе­риод (дневники работы)

· документы для регистрации различных мероприятий

Необходимая документация в поликлинике заводится в соответствии с приказом Минздрава СССР № 1030 от 04.10.80 г. «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения».

Задача улучшения качества медицинской помощи населению требует от врача умения анализировать показатели работы лечебного учреждения и по результатам анализа разрабатывать конкретные мероприятия по совершенствованию медицинской помощи.

Во всех лечебно-профилактических учреждениях ведется унифицированная для однотипных учреждений документация.

 


В каждом медицинском учреждении имеется перечень учетных документов, утвержденных МЗ РФ, которые заполняются медицинскими работниками по мере надобности и служат основанием для составления документации.

Учетные формы, характерные для детской поликлиники:

· № 112/у История развития ребенка

· № 097/у История развития новорожденного

· № 026/у Медицинская карта ребенка

· № 025-10/у Талон амбулаторного пациента

· № 063/у Карта профилактических прививок

· № 030/у Контрольная карта диспансерного наблюдения

 

 

Отчетные формы:

· № 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения»

· № 19 «Сведения о детях-инвалидах»

· № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении»

· № 31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам»

 

Сведения, полученные из отчетов, используются для расчета показателей и анализа деятельности учреждения в целом, отдельного подразделения или конкретного медицинского работника.

Для анализа работы детской поликлиники рассчитывается ряд характерных только для данного учреждения показателей. И, хотя некоторые их них исключены из государственной статистики, для отдельного лечебно-про­фи­лак­ти­чес­кого учреждения они имеют несомненное значение.

Показатели деятельности детской поликлиники рас­считываются на основе «Отчета лечебно-профилактиче­ского учреждения» (форма №З0) и «Отчета о медицин­ской помощи детям» (форма № 31).

Прежде всего, определяются показатели укомплекто­ванности поликлиники педиатрами, совместительства, укомплектованности участков врачами-педиатрами.


Затем рассчитываются следующие показатели:

 

1. Характеристика детского населения в районе дея­тельности поликлиники:

а) возрастной состав детей на конец года:

данной число детей возрастной группы, находящихся под наблюдением поликлиники х 100
число детей, находящихся под наблюдением поликлиники

 

б) среднее число детей на одном участке:

средняя численность детей, обслуживаемых поликлиникой
число педиатрических участков

 

в) среднее число детей первого года жизни на участке:

число детей в возрасте до года
число педиатрических участков

 

г) процент детей, посещающих ясли и сад:

число детей, посещающих детские учреждения х 100
число детей в возрасте 0—6 лет, состоящих на учете

 

2. Организация приема детей в поликлинике:

 

а) показатель динамики (темпа роста) посещений:

число посещений детской поликлиники за данный год х 100
число посещений детской поликлиники за предыдущий год

 

б) выполнение плановой нагрузки:

число сделанных посещений детьми поликлиники х 100
число запланированных посещений в данном году

 

в) распределение посещений поликлиники по виду обращения:

число посещений педиатров по поводу заболеваний х 100
число посещений педиатров

 

г) распределение посещений по заболеваниям:

число посещений по поводу данного заболевания х 100
число посещений детской поликлиники

 

д) показатель участковости при обслуживании детей:

число посещений детьми данного участка участкового врача-педиатра х 100
число посещений всеми детьми педиатров

 

 

Подобным образом можно определить не только показатель участковости данного участка, но и всей поликли­ники, а также участковость при обслуживании детей на дому.

 

3. Обслуживание детей на дому:

а) объем помощи детям на дому:

число посещений педиатрами детей на дому х 100
число посещений детьми поликлиники + число посещений педиатрами детей на дому

 

б) активность обслуживания на дому:

число активных посещений педиатрами детей на дому х 100
число всех посещений педиатрами детей на дому

 

4. Нагрузка врачей:

а) функция врачебной должности:

число посещений педиатров в поликлинике + число посещений педиатрами детей на дому
число занятых должностей педиатров

 

Подобным образом вычисляются показатели раз­дельно по поликлинике и на дому. В среднем на педиат­ра в год приходится около 6000 посещений, из них 4000 — в поликлинике и около 2000 — на дому

 

б) среднечасовая нагрузка участкового педиатра:

число посещений детьми участкового педиатра в поликлинике (или врачами на дому)
число фактически проработанных часов по графику на приеме в поликлинике (или по обслуживанию на дому)

 

Этот показатель можно определить за день, неделю, месяц, год. Показатели оцениваются путем сравнения их с нормативными — 5 посещений в час на приеме врача в поликлинике и 2 визита в час при обслуживании детей на дому.

 

5. Профилактическая работа:

а) полнота охвата детей профилактическими осмот­рами:

 

число осмотренных детей (раз в год, 2 раза в год и т. д.) х 100
число детей, подлежащих профилактическому осмотру по плану (раз в год, 2 раза в год и т. д.)

 

б) частота выявления заболеваний при профилакти­ческих осмотрах:

число заболеваний (всех или определенных), выявленных при профилактическом осмотре х 100
число детей, прошедших профилактический осмотр

 

в) процент детей, охваченных целевыми осмотрами:

число детей, осмотренных на рахит (другие болезни) х 100
среднегодовая численность детей в районе обслуживания

 

г) качество целевых осмотров, применение вспомога­тельных методов:

число детей, обследованных флюорографически (проведение туберкулиновых проб и др.) х 100
число детей, прошедших целевой осмотр (по поводу конкретной патологии)

 

д) процент охвата детей иммунизацией:

число вакцинированных детей х 100
число детей, достигших календарного возраста иммунизации

 

е) процент детей, которым не сделаны прививки:

число детей, которым не сделаны прививки по медицинским показаниям (вследствие отказа родителей и т. д.) х 100
число детей, достигших календарного возраста иммунизации

 

6. Диспансеризация:

а) полнота охвата диспансеризацией:

 

число больных детей, находящихся под диспансерным наблюдением на начало года, + число детей, взятых под наблюдение в течение года,— число детей, не явившихся в поликлинику для осмотра на протяжении года х 100
число больных детей, подлежащих диспансерному наблюдению

 

Данный показатель вычисляется, как правило, по отдельным заболеваниям.

б) среднее число больных детей, состоящих на дис­пансерном учете, на одном педиатрическом участке:

число больных детей, состоящих на диспансерном учете на конец отчетного года
число педиатрических участков

 

в) своевременность взятия на диспансерный учет:

число больных детей, взятых на диспансерный учет с впервые выявленным заболеванием х 100
число больных детей с впервые выявленным заболеванием

 

г) состав диспансерных больных:

число детей с данным заболеванием, состоящих на учете х 100
число детей, состоящих на диспансерном учете на конец года

 

показатели эффективности диспансеризации:

д) частота выздоровления

число детей, снятых с учета к концу года в связи с выздоровлением (по данному заболеванию, по всем группам) х 100
число больных детей, состоящих на диспансерном учете (по поводу данного заболевания или по всем группам)

 

е) частота улучшения

число детей, состояние которых улучшилось (при данной болезни или из числа всех детей, состоящих на диспансерном учете) х 100
число всех больных детей, состоящих на диспансерном учете (по поводу данной болезни или по всем группам заболеваний)

 

Аналогично вычисляются и такие показатели эффективности диспансеризации, как частота ухудшения со­стояния, состояние без изменения.

 

 

7. Наблюдение за новорожденными:

а) охват педиатрами беременных дородовым патро­нажем:

число беременных, охваченных дородовым патронажем х 100
число женщин, родивших в данном году

 

б) ранний охват беременных наблюдением врача и медицинской сестры в первые 3 дня после выписки из родильного дома:

число детей, взятых под наблюдение врача в первые 3 дня после выписки из родильного дома х 100
число детей, поступивших под наблюдение до года жизни

 

Если данный показатель равен 90—100% (в городе 100%, на селе 90%), то это говорит о хорошей органи­зации работы родильного дома и детской поликлиники. Показатель вычисляется отдельно для медицинской сест­ры и для врача

в) частота поступления под наблюдение детей на первом месяце жизни

Число детей, впервые посещенных врачом в течение первого месяца после выписки из родильного дома х 100
число детей, поступивших под наблюдение до года жизни

 

Показатель составляет в среднем 90 %

 

Если ребенок в семье первый, то педиатр с патро­нажной сестрой должны посетить его в первые сутки. В последующем им следует посещать ребенка раз­дельно.


Особого внимания заслуживают недоношенные ново­рожденные. В нашей стране принята трехэтапная систе­ма выхаживания недоношенных детей — детские отделе­ния специализированных родильных домов, специализи­рованные отделения для выхаживания недоношенных детей в городских (областных) детских больницах и детская поликлиника. При выписке недоношенных ново­рожденных их посещают педиатр с медицинской сестрой в первые сутки. Затем врачебные наблюдения проводят­ся раз в неделю на первом месяце жизни, раз в 2 неде­ли на 2-6-м месяцах и раз в месяц на 7-12-м месяцах и на 2-м году жизни. Более пристального внимания тре­буют недоношенные и в последующем, до 15-летнего воз­раста. Организация медицинского наблюдения в этот период строится согласно положению о всеобщей дис­пансеризации относительно детей группы риска.

1. Наблюдение за детьми, достигшими года и 2 лет жизни:

а) систематичность наблюдения врачом детей:

 

число детей до года (2 лет) жизни, находящихся под наблюдением врача без длительных перерывов х 100
число детей, достигших в отчетном году 1 года (2 лет)

 

На первом году жизни длительным считается пере­рыв в наблюдении сроком 2 месяца подряд и более, на втором — свыше 3 месяцев. Этот показатель вычисляется отдельно для врача и для медицинской сестры

б) частота грудного вскармливания:

число детей, находящихся до 4 месяцев только на грудном вскармливании х 100
число детей, достигших года жизни в отчетном году

 

в) частота искусственного вскармливания (перевод на искусственное вскармливание или прикорм до 3 месяцев):

число детей, получивших прикорм в возрасте до 3 месяцев х 100
число детей, достигших года жизни в отчетном году

 

г) охват детей профилактическими прививками:

число детей, вакцинированных против кори (АКДС и др.) х 100
число детей, достигших года (2 лет) жизни в отчетном году

 

д) частота ни разу не болевших детей («индекс здо­ровья»):

число ни разу не болевших на первом году жизни детей X 100
число детей, достигших года жизни в отчетном году

 

 


1.8 Ситуацио



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: