Переломные возрастные периоды | Доврачебный этап скрининг и лабораторное обследование | Врачебно-педагогический этап | Специализированный этап | |
педиатр | педагог, психолог | |||
Перед поступлением в дошкольное учреждение | Средний медработник лечебно-профилактического учреждения | Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования. Распределение по группам здоровья | Рекомендации по режиму адаптации в дошкольном учреждении. | Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, логопед (с 3-х лет), по показаниям психиатр и другие, специалисты |
За год до поступления в школу | Средний медработник дошкольного учреждения | Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования | Определение функциональной готовности к обучению в школе | Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям логопед, психиатр |
Медико-педагогическая коррекция | ||||
Перед поступлением в школу | Средний медработник дошкольного учреждения | Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования. Распределение на медицинские группы для занятий физической культурой | Определение функциональной готовности к школе | Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям психиатр, логопед |
Конец первого года обучения | Средний медработник школы | Рекомендации для оздоровления в летние каникулы | Оценка адаптации к обучению в школе, рекомендации на каникулы | – // – |
Переход к предметному обучению | – // – | Оценка нервно-психического и физического развития, определение биологического возраста ребенка и соответствие паспортному | Оценка адаптации | – // – и гинеколог |
Профессиональная ориентация | ||||
Пубертатный период (14-15 лет) | врачебно- профессиональная консультация, передача сведений на юношей допризывного возраста в военкоматы | Педагог-психолог Врачебно-профессиональная консультация | ||
Перед окончанием образовательного учреждения 10-11 класс (16-17 лет) |
Примечание: в остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая тестовую оценку физической подготовки и развития. Врачебные осмотры, в т.ч. специалистов, проводятся по показаниям:
|
· скринирование проводится в соответствии с методическими указаниями "Использование скрининг тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов"
· детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные
· мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии условий - в образовательном учреждении
· дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаться в соответствии с действующими методическими рекомендациями.
Профилактические осмотры детей, посещающих образовательные учреждения, проводятся в виде обязательных углубленных обследований в соответствии с «декретированными возрастными группами». Таких групп насчитывается восемь:
|
· перед поступлением в дошкольное учреждение
· за год до поступления в школу
· перед поступлением в школу
· конец первого года обучения
· переход к предметному обучению — 10 лет
· пубертатный возраст 11-12 лет
· 14-15 лет
· перед окончанием общеобразовательного учреждения — 10-11 класс (16-17 лет).
В указанных углубленных осмотрах обязательно должны быть предусмотрены 3 этапа: доврачебный, педиатрический, специализированный.
На доврачебном этапе организуется скрининг и лабораторно-инструментальные исследования. На педиатрическом этапе педиатр проводит осмотр с анализом данных доврачебного обследования, проводит оценку состояния здоровья детей. Перед поступлением в школу, а также в возрастные периоды 10 лет, 11-12 лет, 14-15 лет, 16-17 лет этот этап носит характер врачебно-педагогического.. В его проведении с целью оценки психологического статуса, функциональной готовности к обучению и адаптации к обучению принимает участие педагог, психолог. Врачебно-педагогический этап оформляется совместным медико-педагогическим заключением.
На специализированном этапе диспансеризация осуществляется бригадой специалистов в составе: невропатолог, окулист, оториноларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, логопед в 3 года (далее по показаниям), а также по показаниям другие специалисты. При переходе к предметному образованию (10 лет), в пубертатном возрасте (11-12 лет), в 14-15 лет и перед окончанием образовательного учреждения (16-17 лет) к указанной бригаде специалистов присоединяются эндокринолог, гинеколог, хирург или уролог с целью проведения андрологического осмотра.
|
Подростки, работающие и проходящие обучение в учреждениях профессионального образования, осматриваются всеми указанными специалистами ежегодно. Подростки, не работающие и не учащиеся, осматриваются всеми специалистами в 15, 17, 18 лет.
По завершении профилактических осмотров проводится комплексная оценка здоровья, оформляемая в форме заключения о состоянии здоровья ребенка. Заключение о состоянии здоровья ребенка включает в себя определение группы риска оценку физического развития, нервно-психического развития, резистентности, функционального состояния и поведения прогноз адаптации определение группы здоровья. В заключении даются рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических правил, режиму, физическому воспитанию и закаливанию, воспитательному воздействию или психолого-педагогическим мероприятиям, по проведению профилактических прививок, по профилактике пограничных состояний и заболеваний.
На каждого ребенка с выявленными заболеваниями, подлежащими диспансерному наблюдению, заводится «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (форма 030/у). «Контрольная карта» наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) отражает данные о больном, которые помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения.
Диспансерный метод работы позволяет наиболее полно реализовать одно из важнейших положений профилактической работы — не только сохранять, но и улучшать здоровье здоровых. Практически в педиатрической практике уже реализована система сплошной диспансеризации населения, что является несомненным преимуществом отечественной системы здравоохранения.
Дети, достигшие 18-летнего возраста, подлежат передаче под наблюдение поликлиники для взрослых.
Передача детей, достигших 18-летнего возраста, и медицинской документации на них из детских амбулаторно-поликлинических учреждений в амбулаторно-поликлинические учреждения общей сети осуществляется ежеквартально по графику и в сроки, утвержденные совместным приказом главных врачей двух амбулаторно-поликлинических учреждений или приказом главного врача городской больницы (ЦРБ, ТМО и др.). Район деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения общей сети, принимающего подростков из детского амбулаторно-поликлинического учреждения, определяется вышестоящим органом управления здравоохранением.
Для передачи детей, достигших 18-летного возраста, создается медицинская комиссия, которая ежегодно утверждается совместным приказом главных врачей амбулаторно-поликлинических учреждений для взрослых и детей или приказом главных врачей городских больниц (ЦРБ, ТМО и др.), в составе: председателя — заместителя главного врача амбулаторно-поликлинического учреждения для взрослых (заместителя главного врача по поликлинике городской больницы, ЦРБ, ТМО и др.) членов комиссии: заведующего терапевтическим отделением, врачей-специалистов (хирурга, окулиста, невропатолога, ЛОР, психиатра и др.) поликлиники (поликлинического отделения) для взрослых, заместителя главного врача (заведующего детским отделением) детского амбулаторно-поликлинического учреждения.
Ежегодно до 15 декабря председателю медицинской комиссии по приему детей подросткового возраста передаются поименные спискидетей, подлежащих передаче в наступающем году. Списки составляются в алфавитном порядке отдельно на мальчиков и девочек.
Передача детей подросткового возраста, состоящих на диспансерном учете, осуществляется очно, комиссионно. Здоровые подростки передаются заочно.
На здоровых детей, достигших 18-летнего возраста, оформляются и передаются в амбулаторно-поликлинические учреждения общей сети переводные эпикризы.
Передача детей, достигших 18-летнего возраста, состоящих на диспансерном учете, и медицинских документов на них (переводной эпикриз, ф. 112/у, 025-1/у, 063/у, лист уточненного диагноза) осуществляется заведующим педиатрическим отделением детского амбулаторно-поликлинического учреждения соответствующим специалистам, входящим в состав комиссии по приему подростков. Врачи комиссии осматривают больных своего профиля, оценивают состояние здоровья, оформление представленной документации. Специалист, принявший больного подростка, обеспечивает его дальнейшую диспансеризацию.
Передача детей, достигших 18-летнего возраста, оформляется актом передачи. Медицинская комиссия решает все вопросы оценки состояния здоровья передаваемых детей, анализирует случаи возврата из Вооруженных Сил юношей по состоянию здоровья.
Организация лечебной работы. Лечебная работа участкового педиатра включает в себя:
· лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронической патологии до полного клинического выздоровления, госпитализация по показаниям
· прием в детской поликлинике реконвалесцентов острых заболеваний, не представляющих опасности для окружающих
· активное выявление больных с хроническими формами заболеваний на ранних стадиях, постановка их на учет, своевременное лечение и оздоровление
· проведение комплексного этиопатогенетического лечения заболеваний с использованием средств восстановительного лечения (физиотерапевтических методов, лечебной физкультуры, водолечения)
· осуществление преемственности в лечении больных детей с детскими дошкольными учреждениями, стационарами, санаториями
· экспертиза временной нетрудоспособности
· организация госпитализации
Организация приема детей в поликлинике должна обеспечивать им квалифицированную медицинскую помощь в возможно короткие сроки.
Дети на участке обслуживаются по системе единого педиатра — от момента выписки из роддома, до передачи его под наблюдение врача-терапевта поликлиники для взрослых. Таким образом, обеспечивается тесная взаимосвязь врача с семьей, обеспечивается постоянное и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей. Учитывая особенности оказания медицинской и социальной помощи детям первых трех лет жизни, инвалидам с детства, категории детей с определенными заболеваниями необходимо вести строгий учет количества этих детей.
Основным способом предотвращения перегрузки врача во время приема является предварительная запись, которая проводится как самим врачом, так и регистратурой. График работы участковых врачей и врачей по специальностям составляется таким образом, чтобы матери с детьми в течение недели могли быть приняты своим участковым врачом в утренние, дневные и вечерние часы (скользящий график). Особенность работы детской поликлиники заключается в том, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковым врачом на дому. В поликлинике проводится прием, в основном, здоровых детей, а также страдающих хроническими заболеваниями, повторных больных с инфекционными заболеваниями без острых явлений и реконвалесцентов после острых заболеваний.
Помощь на дому врачи оказывают в часы, свободные от приема в детской поликлинике. При дневных и вечерних приемах, начинающихся после 14 часов, помощь на дому оказывается до приема. Средне годовая норма нагрузки участкового педиатра составляет 5 человек в 1 час на приеме в поликлинике и 2 человека в 1 час при посещении на дому. Такие же нормативы на приеме, как у врача-педиатра, установлены для врачей-травматологов, гематологов, невропатологов, ортопедов, урологов, физиотерапевтов, эндокринологов. Более высокие или низкие нормативы определены для врачей других специальностей:
· дерматолог, офтальмолог — 8 детей в час
· хирург — 9 детей в час
· психиатр — 2,5 детей в час
· аллерголог — 3,5 детей в час
При профилактических осмотрах число посещений на 1 час работы иной:
· у врачей-педиатров, участковых врачей-педиатров — 7 человек
· невропатологов — 8 человек
· отоларингологов — 10 человек
· дерматологов — 12 человек
· хирургов — 15 человек
· офтальмологов — 16 человек.
Врачами-специалистами должен выполняться график наблюдения за здоровыми детьми (см. табл.).