МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

 

___________ С. А. Рогожин

 

Рабочая программа дисциплины

 

Экономика, анализ и планирование в торговле

 

Наименование направления подготовки

Торговое дело

 

Наименование профиля

Экономика торговли и общественного питания

 

 

Автор: В.М. Гаянова, к.э.н., доцент

 

Одобрена на заседании кафедры   Рекомендована УМК института
коммерции, логистики и экономики торговли   торговли, пищевых технологий и сервиса
     
Зав.кафедрой     Председатель  
(подпись)   (подпись)
Соловьева В.П.   Чернышёва Н.К..
     
14 марта 2016 г.   17 марта 2016 г.
         

 

 

Екатеринбург

 


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

 

Целью освоения учебной дисциплины ЭКОНОМИКА, АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ТОРГОВЛЕ является формирование компетенций, направленных на формирование у студентов способности обобщать экономические явления, знать цельное представление об экономике торгового предприятия и предприятия общественного питания, уметь анализировать, прогнозировать и планировать их деятельность в условиях рыночной экономики, развитие способностей принимать управленческие решения, ориентированные на повышение конкурентоспособности и эффективности работы торговых предприятий и предприятий общественного питания.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:

Шифр компетенции Результаты обучения Уровень[1] (этап) формирования компетенции
ОК-2 способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах знать - экономический механизм функционирования предприятий; - - экономическое содержание показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятий; - методы оценки эффективности деятельности предприятий; 4
уметь - проводить анализ состояния предприятия с использованием соответствующих методов; - производить экономическое обоснование показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, намечать меры по достижению плановых показателей; - выявлять резервы и пути укрепления экономического положения предприятий; - определять социально – экономическую эффективность деятельности предприятия;
владеть - методологией оценки эффективности результатов деятельности в различных сферах.
ОПК-4 способность осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной, или торгово-технологической); применять основные методы и средства получения, хранения, переработки информации; работать с компьютером как средством управления информацией знать - основные задачи сбора, хранения, обработки и оценки информации необходимой для профессиональной деятельности; - методы и средства получения, хранения и переработки информации; - сущность коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической, товароведной деятельности; - основные правила работы с компьютером; 4
уметь - моделировать элементы коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной, или торгово-технологической системы; - выбирать наиболее рациональные способы и схемы организации и управления профессиональной деятельностью;
владеть - методологией эффективного управления информацией;
ПК-14 способность прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность знать - основные методы прогнозирования бизнес-процессов в торговле; - основные правила работы с компьютером; 3
уметь - применять на практике основные методы прогнозирования бизнес-процессов; - применять на практике основные методы оценки эффективности; - работать с компьютером как средством управления информацией;
владеть - методологией прогнозирования бизнес-процессов и оценки их эффективности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: - функции и задачи предприятий в условиях конкуренции; - признаки и организационно-правовые формы предприятий, движущие мотивы развития их экономики; - порядок формирования и методы управления ресурсами и затратами; - экономический механизм функционирования предприятий; - экономическое содержание всех показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятий; -экономический анализ всех показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятий; -планирование всех показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.
Уметь: - организовать аналитическую и планово-экономическую работу на предприятиях различных организационно-правовых форм; - использовать хозяйственный механизм для повышения эффективности деятельности предприятий; - разрабатывать различные системы и формы оплаты труда работников предприятий; - проводить анализ объемных и качественных показателей деятельности предприятий, давать оценку полученным результатам; - выявлять финансовые результаты деятельности предприятий - разрабатывать прогнозные расчеты развития хозяйственно-финансовой деятельности предприятий; - производить экономическое обоснование показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, намечать меры по достижению плановых показателей; - выявлять резервы и пути укрепления экономического положения предприятий; - разрабатывать и осуществлять организационно-управленческие и экономические мероприятия, нацеленные на развитие хозяйственной деятельности предприятий, на повышение их конкурентоспособности и эффективности.
Владеть/быть в состоянии продемонстрировать: - навыки анализа, планирования и использования различных методов: социально-экономического анализа, расчётно-конструктивного, балансового, индуктивного, дедуктивного, экономико-математических, оптимизации, корреляционно-регрессионного и др.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Настоящая дисциплина относится к вариативной части блока 2 "Дисциплины (модули)" учебного плана по направлению «Торговое дело», профилю подготовки «Экономика торговли и общественного питания». Освоение дисциплины происходит в пятом и шестом семестре.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

- «Экономика», «Основы экономики коммерческой деятельности»; «Основы коммерческой деятельности»; «Основы торговли потребительскими товарами»; «Организация и проектирование предприятий розничной торговли».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- управление товародвижением, его учет и оптимизация, минимизация потерь товаров, затрат материальных и трудовых ресурсов (ТТД-6);

- участие в обеспечении товародвижения, его учете, минимизации издержек обращения, в том числе товарных потерь (ОУД-10);

- анализ и оценка профессиональной деятельности (коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической и (или)товароведной) (ОУД-13).

Знать:

· основные экономические теории, методы проведения экономического анализа и выявления проблем;

· маркетинговую концепцию и её роль в повышении конкурентоспособности компаний;

· основные организационно-управленческие подходы в построении эффективного бизнеса.

· эволюцию концепции логистики, её содержание, основные виды логистических систем и функциональных областей

Уметь:

· анализировать и оценивать экономическую, маркетинговую и организационно-управленческую деятельность;

· планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

· управлять логистическими процессами компании, решать задачи по оптимизации логистических затрат.

Владеть:

· методами проведения анализа внутренней и внешней среды

· способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере;

· методами повышения конкурентоспособности фирм за счет создания логистической системы управления материальными, информациоными и финансовыми потоками.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Рыночное управление закупками и продажами»; «Менеджмент в торговле»; «Организация и проектирование предприятий оптовой торговли»; «Экономика торговли»; «Экономика общественного питания»; «Международные торговые сети».

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе:

· для студентов очной формы обучения (в 5 семестре): 4 зачетных единицы (144 часа), лекции – 30 часов, практические занятия – 30 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к зачету с оценкой 84 часа; (в 6 семестре): 3 зачетных единицы (108 часов), лекции – 20 часов, практические занятия – 40 часов, самостоятельная работа 48 часов. В 6 семестре запланирована курсовая работа по дисциплине.

· для студентов заочной формы обучения (в 3 семестре): лекции – 8 часов, практические занятия – 10 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 234 часов. В 3 семестре запланирована курсовая работа по дисциплине.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

5.1 Тематический план изучения дисциплины

Для студентов очной формы обучения:

Тема, раздел Контактная работа обучающихся с преподавателем Наименование оценочного средства Самостоятельная работа
лекции практич. занятия и др. формы в т. ч. в активной форме Кол-во часов Наименование оценочного средства
  Предмет, содержание и задачи курса   - - -   Самоконтроль
  Тема №1. Анализ и планирование товарооборота и товарных запасов предприятий       Круглый стол   Отчет о практической работе. Тестирование №1 (10 баллов)
  Тема №2. Анализ, диагностика и планирование издержек предприятий       Контрольная работа №2 (10 баллов)   Домашняя контрольная работа №3 (10 баллов)
  Тема №3. Анализ, диагностика и планирование финансовых результатов деятельности предприятий       Контрольная работа №4(10 баллов)   Домашняя контрольная работа №5 (10 баллов)
  Тема №4. Анализ и планирование основных и оборотных фондов предприятий       Контрольная работа №6(10 баллов)   Тест
  Тема №5. Анализ и планирование трудовых ресурсов и оплаты труда на предприятии       Контрольная работа №7(10 баллов)   Тест
  Тема №6. Комплексная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий       Контрольная работа №8(10 баллов)   Тест
  Творческая работа (эссе)            
  Подготовка к экзамену           Экзамен
  ИТОГО:            

 

Для студентов заочной формы обучения:

№   Тема, раздел   Контактная работа обучающихся с преподавателем Наименование оценочного средства   Самостоятельная работа
лекции практич. занятия и др. формы в т. ч. в активной форме Кол-во часов Наименование оценочного средства
  Предмет, содержание и задачи курса           Тест
  Тема №1. Анализ и планирование товарооборота и товарных запасов предприятий           Тест
  Тема №2. Анализ, диагностика и планирование издержек предприятий           Тест
  Тема №3. Анализ, диагностика и планирование финансовых результатов деятельности предприятий       Кейс-study   Тест
  Тема №4. Анализ и планирование основных и оборотных фондов предприятий           Тест
  Тема №5. Анализ и планирование трудовых ресурсов и оплаты труда на предприятии           Тест
  Тема №6. Комплексная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий           Тест
  Подготовка к экзамену           Экзамен
  ИТОГО:            

 

Содержание учебной дисциплины

Предмет, содержание и задачи курса

Место курса «Экономика, анализ и планирование в торговле» в системе экономических наук. Задачи и содержание курса «Экономика, анализ и планирование в торговле». Объект и предмет изучения. Концепция построения курса. Связь курса с общеэкономическими и другими специальными дисциплинами. Структура курса, логика и формы обучения. Организация учебного процесса.

Задачи курса «Экономика, анализ и планирование в торговле» в системе подготовки экономических кадров для торговли потребительскими товарами.

Тема 1. Анализ и планирование товарооборота и товарных запасов предприятий

Количественные и качественные показатели товарооборота. Цель анализа товарооборота, его задачи. Этапы анализа общего объема товарооборота предприятия. Анализ состава и структуры товарооборота. Факторный анализ товарооборота, оценка их влияния на объем и структуру товарооборота.

Товарные факторы, воздействующие на товарооборот их балансовая зависимость. Метод цепной подстановки в оценке степени влияния отдельных факторов на товарооборот.

Факторы, связанные с состоянием и использованием материально-технической базы предприятия.

Трудовые факторы и их роль в формировании товарооборота предприятия.

Определение резервов роста товарооборота предприятий.

Цель, задачи, методика проведения анализа товарных запасов и времени товарного обращения. Методика проведения ABC и XYZ-анализа. Пути оптимизации товарных запасов.

Анализ источников поступления товаров и методика его проведения.

Сущность планирования товарооборота. Связь товарооборота с товарной стратегией предприятия. Принципы и этапы планирования. Методы планирования товарооборота. Экстраполяция и условия ее применения в торговых предприятиях. Экономико-статистические методы. Метод скользящей средней в планировании товарооборота. Метод, ориентированный на необходимую прибыль и др. Выбор метода планирования общего объема товарооборота. Планирование структуры товарооборота. Распределение товарооборота по периодам и подразделениям.

Взаимосвязь планового показателя с другими хозяйственными показателями предприятий.

Планирование товарных запасов: его цель и задачи. Нормирование товарных запасов. Методы нормирования запасов.

Логистические методы планирования товарных запасов.

Формализованные, табличные, графические методы планирования.

Учет издержек и их классификация при использовании логистических методов планирования товарных запасов.

Планирование поступления товаров – сущность и задачи. Направления экономического анализа товарного поступления.

Методика расчета коэффициента поставки. Расчет объема и структуры товарного поступления по предприятию и его подразделениям.

Тема №2. Анализ, диагностика и планирование издержек предприятий

Анализ издержек обращения, его цель, задачи, этапы проведения. Показатели динамики издержек обращения. Относительная экономия (перерасход) издержек обращения, способы ее расчета. Факторный анализ издержек обращения. Анализ издержек обращения по статьям.

Операционный анализ издержек.

Выявление внутрихозяйственных резервов нормализации издержек предприятия.

Планирование издержек обращения: цель, задачи. Условия формирования затрат. Методы планирования издержек обращения. Планирование издержек обращения по статьям.

Регулирование расходов в соответствии с Налоговым кодексом.

Калькулирование издержек на предприятиях.

Управление издержками и его содержание. Использование систем «директ-костинг» и «стандарт-кост» в управлении издержками.

Оптимизация издержек.

Тема №3. Анализ, диагностика и планирование финансовых результатов деятельности предприятий

Анализ валового дохода предприятий: его цель, задачи, этапы проведения. Расчет влияния основных факторов на уровень и сумму валового дохода.

Исследование прибыли: цели, задачи, источники информации и основные этапы его проведения. Изучение показателей формирования прибыли и рентабельности, методика их расчета и экономический смысл.

Анализ факторов, влияющих на образование прибыли и рентабельности, методика его проведения.

Резервы роста прибыли и рентабельности: понятие, необходимость их выявления.

Анализ порога рентабельности, его значение для оценки хозяйственной деятельности предприятия. Операционный анализ прибыли.

Горизонтальный и вертикальный анализ распределения валовой прибыли, его значение.

Анализ факторов, влияющих на формирование фондов на предприятиях. Изучение их фактического использования по сравнению с утвержденными сметами расходования.

Эффективность распределения и использования прибыли: показатели, методика их расчета и экономическое содержание.

Планирование валового дохода: сущность, задачи, исходные предпосылки. Этапы и методы планирования валового дохода. Варианты метода технико-экономических расчетов.

Планирование валовых доходов на основе среднего их уровня к товарообороту.

Экономико-статистические методы планирования валовых доходов в предприятиях.

Суть и возможные применения экономико-математических методов и оптимизационного моделирования валового дохода.

Планирование на базе целевой суммы прибыли.

Планирование прибыли: цели, задачи, системы и их характеристика. Разработка долгосрочных целей формирования и распределения прибыли, текущее и оперативное планирование формирования, распределения и использования прибыли. Система контроля и ее роль в управлении прибылью.

Методы планирования прибыли, их содержание, преимущества, недостатки и возможность использования.

Планирование распределения и использования валовой прибыли: цель, этапы и направления. Методы планирования пропорций распределения чистой прибыли, их характеристика. Основные элементы и методика расчета капитализируемой и потребляемой прибыли. Алгоритм расчета системы основных показателей, обеспечивающих формирование целевой суммы прибыли. Исходные данные для выбора метода планирования.

Система управления прибылью. Перечень объектов управления и их иерархия.

Механизм управления прибылью, его структура.

Тема №4. Анализ и планирование основных и оборотных фондов предприятий

Анализ основных средств предприятий: его цель, задачи. Показатели движения, состояния основных средств и эффективности их использования. Факторный анализ фондоотдачи.

Анализ оборотных средств предприятий: его цель, задачи, порядок проведения. Показатели эффективности использования оборотных средств.

Факторы, влияющие на оборачиваемость оборотных средств.

Направления повышения эффективности использования оборотных средств предприятия.

Необходимость планирования оборотных средств предприятия.

Сущность нормирования оборотных средств. Методы расчета нормативов оборотных средств. Определение потребности в оборотных средствах, вложенных в товарные запасы, по денежным средствам, прочим активам.

Тема №5. Анализ и планирование трудовых ресурсов и оплаты труда на предприятии

Анализ труда в торговых предприятиях: цели, задачи, информационное обеспечение.

Анализ списочной, явочной и среднесписочной численности. Методика определения обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

Анализ эффективности использования рабочего времени и выявление результатов сокращения потерь.

Текучесть кадров, показатели движения и оборота кадров на предприятиях. Факторы, определяющие текучесть кадров.

Анализ производительности труда, его задачи. Исходные предпосылки и последовательность анализа производительности труда.

Анализ факторов роста производительности труда: способ процентных чисел, прием разниц, метод факторов-сомножителей.

Влияние трудовых показателей на результаты деятельности предприятия, формы взаимосвязи между ними.

Анализ фонда заработной платы: цели, задачи, информационные источники. Определение абсолютной и относительной экономии фонда заработной платы. Факторный анализ изменения фонда заработной платы. Анализ средней заработной платы. Расчеты коэффициентов эффективности использования фонда заработной платы.

План по труду и его содержание. Показатели плана по труду.

Планирование численности персонала предприятий.

Планирование производительности труда.

Планирование фонда заработной платы.

Разработка штатного расписания.

Пути повышения эффективности и производительности труда на предприятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: