Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в форме игры-викторины
«Осторожно-огонь»
В подготовительной группе
Воспитатель:
Иванова Л.А.
2020 год
Цель: создание условий для закрепления знаний детей о том, какую пользу приносит огонь и что может быть причиной пожара, о труде пожарных, правилах пожарной безопасности.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о пользе и вреде огня, труде пожарных в разное время.
2. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни и природе.
3. Развивать внимание, речевую активность детей.
4. Способствовать воспитанию интереса и уважения к труду пожарных, бережное отношение к природе.
5. Активизация словаря: брандсбойт, огнеупорные материалы, автоцистерна.
Предварительная работа: образовательная деятельность по познавательному развитию «Огонь добрый и огонь злой», беседы «Чтобы не было беды», «Труд пожарных», экскурсия в пожарную часть, рисование на тему «Огонь – друг, огонь – враг», чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Подбери слово», «Что необходимо пожарному?», «Пожароопасные предметы».
Материал:
панно с изображением лесной поляны, в центре которой выложен огонь из отдельных бумажных язычков пламени с заданиями на обратной стороне;
иллюстрации с изображением ситуаций по правилам пожарной безопасности; иллюстрации по теме «Раньше и сейчас»: телефон, пожарная каланча, бочка на телеге, пожарная машина, пожарный поезд, пожарный самолет, ручной насос, топор, брандсбойт, автоцистерна, одежда пожарных раньше и сейчас; иллюстрации на магнитной основе для игры «Собери пожарный щит»; 2 магнитные доски; фонограмма звуков леса; фишки, медали.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель обращает внимание на магнитную доску. На ней картинка - панно леса, где на поляне из отдельных бумажных языков пламени выложен огонь.
- Посмотрите, ребята, какой огонь полыхает на поляне в лесу. Лесные жители беззащитны перед ним и просят вас о помощи. Люди какой профессии не боятся вступить в бой с огнем?
- Какими качествами должен обладать пожарный?
- Я предлагаю вам с помощью знаний и умений погасить пожар на поляне в лесу. Согласны? Для борьбы с пожаром нужны два пожарных расчета, чтобы тушить огонь сразу с двух сторон. Поэтому предлагаю с помощью фишек разделиться на две команды. Те, у кого фишки с цифрой один, садятся за стол № 1, а у кого фишки с цифрой два за стол № 2.
По ходу тушения пожара вы будете одновременно брать по 1 язычку пламени и выполнять задание. За правильность выполнения команда получает фишку. В конце игры мы узнаем, какая команда лучше и быстрее справилась с тушением «пожара».
Задание. «Огонь – друг, огонь – враг»
- Слово «огонь» известно человеку с древних времен. Как вы считаете, огонь человеку друг или враг? Обоснуйте свой ответ.
1-я команда называет ситуации, когда огонь бывает «добрым», приносит пользу.
2-я команда называет ситуации, когда огонь бывает «злым», приносит вред, беду.
Если команда дает неполный ответ, ее может дополнить другая. За удачное дополнение команда также получает фишку.
- Знают все, человек без огня
Не живет ни единого дня.
При огне как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Человеку друг огонь,
Только ты его не тронь!
Если будешь баловаться,
То беды не миновать,
От огня не сдобровать.
Задание. «Что можно, а что нельзя»
В определенных местах групповой комнаты лежат карточки с изображением различных ситуаций по пожарной безопасности и как вести себя при пожаре. Дети подбирают карточки и объясняют, почему так можно делать или нельзя.
1-я команда находит карточки с соблюдением правил пожарной безопасности.
2-я команда находит карточки с нарушением правил пожарной безопасности.
Следующее задание будет связано с трудом пожарных. Предлагаю провести физминутку «Пожарные».
Физминутка "Пожарные"
Пламя высоко взлетает! – Дети поднимают руки вверх.
Дыма чёрного клубы! – Круги в воздухе руками.
Искры в воздухе сверкают! – Взмахи руками.
Все за дело! Шланг тяни! – Дети имитируют как разматывают и тянут шланг.
Шланг мы дружно размотали.
Ну, огонь, теперь держись!
Бьет струи вода тугая.
Пламя, гаснет, потухает – Дети приседают.
Даже детям стало ясно,
Что с огнём шутить опасно! – Грозят пальчиком.
задание. «Раньше и сейчас»
Дети выбирают иллюстрацию и рассказывают.
1-я команда: как раньше узнавали и сообщали о пожаре.
2-я команда: как сейчас узнают и сообщают о пожаре.
1-я команда: как сейчас пожарные добираются до пожара.
2-я команда: как раньше пожарные добирались до пожара.
1-я команда: как раньше были одеты пожарные.
2-я команда: как сейчас одеты пожарные.
1-я команда: рассказать о средствах пожаротушения, которые используются сейчас.
2-я команда: рассказать, как раньше тушили пожар.