Взаимозависимая причинность




Заключительное резюме

Светоносный Ум (семньид) есть основа и источник всего

бытия. В Уме нет различения сансары и нирваны — они нераздельны

и неизменны. Итак, это... — изначальная природа единства

(sByor-Ba Don-Gyi gNas-Lugs), сущность Будды и источник

сансары и нирваны. В Доха сказано:

Один лишь ум является семенем всего.

Для существ он создает сансару и нирвану;

Производит плод желаний:

Ум, подобный исполняющей желания драгоценности,

тебя почтительно приветствую.

В Гханавьюха-сутре сказано:

Различные стадии (пути) являются сокровищницей-основой.

Такова же и Татхагатагарбха (сущность Будды).

Эту сущность, обозначенную как сокровищница-основа,

Подробно разъяснял Татхагата (Будда).

Он объявил сущность сокровищницей-основой.

(Но) люди с низкими способностями этого не понимают.

Поскольку эта природа (gShis) есть причина совершенств,

таких, как тела и мудрости (буддства), она называется незапятнанной

изначальной сокровищницей-основой (Don-Gyi

Kun-gZhi). Поскольку она является основанием сансары, ее называют

сокровищницей-основой следов с пятнами. Сущность

(нгово) основания — сокровищница-основа — едина, но ее

рассматривают (как две) в силу опирающихся на нее различных

качеств...

В природе самой луны нет ни нарастания, ни убывания, однако в

силу обстоятельств люди на четырех континентах видят различия

между ростом и убыванием. Так же и в природе ясного света при

достижении просветления нет ни истинного счастья, ни истинного

страдания, однако существа в сансаре воспринимают различные

воплощения как высокие и низкие перерождения. Если

вы медитировали на абсолютном смысле (или обрели его), это

называется достижением совершенства сокровищницы-основы

как абсолютного смысла...

Карма порождается заблуждениями непросветленного сознания

ума. В сутре (Уданаварга) говорится: «Ум владыка всему, и он

быстр. Ум — предшественник всего».

 

В силу подверженности концепциям (Kun-bTags) и незнания всецелой

изначальной природы(Yongs-Grub), мы впадаем в зависимо-

сть (gZhan-dBang) от различных нечистых обманчивых видимостей.

Для того чтобы обратить вспять сноподобную иллюзорную

сансару, необходимо постичь всецело укорененный Ум и медитировать

на непогрешимом пути стадий зарождения и завершения,

искусных методов и мудрости, и обрести сущностную природу в

изначальном состоянии того, как оно есть.

Корень кармы — неведение

Все существа обманываются сансарой из-за мирского пристрастия

к оцениваемому (объекту) и оценивающему (субъекту)

в результате неузнавания саморожденного лика Ума. В

(Праджняпарамита) санчаягатхе говорится: «Все живые существа с

низшими, средними и выдающимися (способностями) возникли

из неведения. Так сказал Благословенно-Ушедший».

 

Существа, перерождающиеся в низших уделах бытия, в среднем,

т.е. человеческом уделе, и в высших уделах, т.е. в уделах богов,

переживают счастье и страдание, (порожденное) их собственной

разнообразной кармой. Корнем кармы является неведение, сопровождаемое

тремя ядами и неблагой кармой, а также благими

поступками, накапливающими заслуги, которые создают счастливые

плоды сансары.

Карма порождается добродетельными поступками,

создающими заслуги, и неблагими действиями

Благая (создающая заслуги) карма порождает счастье и рождение

в счастливых уделах (сансары), а неблагая карма производит

страдание и рождение в низших уделах бытия (в сансаре).

Неблагая карма

Есть десять видов неблагих действий, приводящих к впадению

в нижние уделы бытия из высших и порождающих только

страдания. Они таковы:

 

Три неблагие кармы тела: убийство, присвоение того,

что не дано, и неправильное сексуальное поведение.

Четыре неблагие кармы речи: ложь, разделяющие речи

(клевета), оскорбительная речь и пустословие.

Три неблагие кармы ума: алчность, недоброжелательство

и неверное воззрение.

Последствия неблагой кармы:

Вкратце. Неблагая карма порождается посредством неблагого

объекта, неблагого намерения, неблагой мысли и неблагого

усилия. Они создают три категории следствий. В великих писаниях

приводится следующая их классификация: последствия

созревшей кармы (rNam-Par sMin-Pa), (являющиеся основным

плодомнеблагойкармы),сочетаемость(последствие, соответствующее

причине) (rGyu-mThun) и влияние (т.е. соответствующая

среда) (bDag-Po). В наставлениях по учениям (комментариях)

к этим трем добавляется четвертое — накапливающееся последствие

неблагой кармы…

1.Последствие созревания: в (сутре Арьясаддхарма)смритиуп-

астхана сказано:

Последствия созревания малой кармы (в результате любого

из десяти неблагих действий) приводит к рождению

дению в уделе животных; средней кармы — к рождению

в уделе голодных духов; а серьезной кармы — к

рождению в уделе адов.

Когда последствие созревшей неблагой кармы изживается в одном из трех

низших уделов, даже если существо после этого перерождается в высшем

уделе благодаря неким своим благим действиям, ему еще предстоит пережить

три вида поздних последствий негативной кармы:

2. Последствие, соответствующее причине, — бывает

двух видов: плод, проявляющийся в действиях

(Byed-Pa rGyu-mThuri), и плод, проявляющийся в переживаниях.

a) О плоде, проявляющемся в действиях, в (сутре)

Кармасатака говорится:

 

Поскольку существо выработало привычку к неблагим

действиям, то даже после того, как (оно

пережило последствия созревшей кармы), оно переродится

в таком месте, где ей придется опираться

на неблагие действия и совершать их.

 

b) Плод, проявляющийся в переживаниях: для каждого

из десяти неблагих действий есть два подвида

этой разновидности последствия.

В (сутре) Кармасатака сказано:

 

Даже если существо перерождается в уделе богов или людей

(в силу его иных, благих действий), оно все еще будет переживать

последствия неблагой кармы, такие как короткая

жизнь, частые болезни из-за (неблагой кармы) (совершенного

в прошлом) убийства; скудное имущество и необходимость

делить его с врагами из-за того, что в прошлом существо

присваивало себе то, что ему не было дано; непривлекательный

партнер по браку и ситуации, в которых придется делить

его с другими, — это последствие нарушения супружеской

верности (в прошлом); существо будет многократно унижаемо

и обмануто товарищами — это последствие злословия;

будет выслушивать оскорбления в своей адрес и (даже если

само существо разговаривает мягко) провокации — это последствие

грубой речи; оно не будет считаться достойным

уважения, а его речи не будут внушать другим доверие — это

последствие пустословия. Существо будет жадным и вечно

недовольным — это последствие алчности. Оно будет объектом

неблагих действий и нанесения вреда — это последствие

недоброжелательства. Будет встречаться с ложными взглядами

и хитростью — это последствие неверного воззрения...

3. Последствие влияния (среды): (в Семньид Нгалсо

(SN) говорится:)

 

Под последствием влияния понимается среда, в

которой рождается существо.

До тех пор пока оно пребывает в нечистой (сансаре),

и на него воздействуют внешние факторы:

Убивая, (существо перерождается) в безотрадной

местности,

Где травы, деревья, злаки, цветы, еда, питье и т.д.

Будут либо в недостатке, либо малосъедобными,

либо опасными для жизни.

Присваивая чужое, перерождаются в краю, где не

произрастают злаки

И царят мороз, град и голод.

Прелюбодействуя, перерождаются среди

экскрементов и урины,

Отбросов, грязи и зловония —

В тесной, полной страха и безотрадной местности.

Вследствие лжи перерождаются во враждебном и

мрачном краю,

Где богатство не защищено и где вас постоянно

обманывают.

Вследствие клеветы перерождаются в местах, где

трудно передвигаться, в краю неприветливом,

испещренном рытвинами, расщелинами и

оврагами.

Вследствие оскорбительной речи перерождаются в

краю, где нет добродетели, а местность завалена

бревнами, острыми камнями и колючками,

Пылью, мусором, где зерно недоброкачественно, а

воздух соленый и тяжелый.

Вследствие пустословия перерождаются в местах,

где не созревают злаки и плоды и нарушен ход

времен года,

Где все непрочно и непродолжительно.

Вследствие алчности перерождаются в краях, где

мало урожая, но много плевел, а условия жизни

постоянно ухудшаются.

Вследствие недоброжелательности перерождаются в

местности, где у зерна и фруктов горький вкус,

Где много правителей, разбойников, дикарей, змей и т.д.,

А природа таит смертельные опасности.

Вследствие неверного воззрения перерождаются в

краях, где нет драгоценных субстанций

И мало целебных деревьев, цветов и плодов;

Где нет прибежища, защиты и поддержки...

 

4. Накапливающееся последствие: в краткой (Арья-са

ддхарма)-смритиупастхане говорится: «Тот, кто (в

прошлом) был в невежестве и совершал негативные

действия, будет продолжать совершать их, отчего его

страдания будут усиливаться еще больше».

Различия между последствиями, соответствующими

причине, и накапливающимися последствиями: что

касается последствия, соответствующего причине, то

существо продолжает совершать такие же поступки

и порождать такую же карму в качестве последствия

уже пережитого ранее плода созревшей кармы; во

втором же случае негативные действия и переживания

повторяются в качестве поздних последствий.

Заключение:

В Винаягаме сказано:

 

Неблагая карма подобна яду, который даже в малых дозах

порождает великое страдание, и дикарям, уничтожающим

собственные накопленные заслуги. Поэтому надо стараться

не совершать негативные действия и посвятить себя накоплению

благой кармы.

 

 

В. Благая карма

Просто отказ от совершения неблагих действий не превращается

сам по себе в совершение десяти видов благих действий,

поскольку при этом нет соответствующей дисциплинированности ума

Десять благих действий (порождающих накопление

заслуг) суть сознательный отказ от десяти неблагих действий.

Последствия благой кармы

Что касается последствий созревшей благой кармы, то

малая благая карма приводит к перерождению в человеческом

уделе, средняя — к перерождению среди богов мира желаний,

а серьезная, объединенная с созерцанием, — к перерождению

в (двух) высших мирах — форм и без форм. Благодаря благим

поступкам обретают (счастье) высших уделов и запечатывают

врата перерождения в низших уделах.

 

Поздними последствиями благой кармы являются переживания, противоположные

плодам десяти неблагих деяний. Совершение десяти видов благих

действий является способом накопления заслуг.

Взаимозависимая причинность

Согласно философии буддизма Махаяны, ничто не имеет подлинного бытия.

Однако в аспекте относительной истины все объекты проявляются в

силу закона о взаимозависимом причинном возникновении, подобно отражениям

в зеркале и образам сновидения. Внешнее явление, например цветок,

возникает в силу взаимозависимой причинности в процессе созревания

семени, новых ростков, стебля, цветка и т.д., а также при наличии условий,

связанных с почвой, водой, огнем, воздухом, пространством и временем.

Внутренние явления — ум, психические события и тела существ в сансаре

возникают или прекращаются в силу соответственно двенадцати звеньев

цепи взаимозависимого возникновения или их последовательного обращения

вспять. Один двенадцатичленный цикл взаимозависимой причинности

исчерпывается за две или более жизни. Однако в течение одной и

той же жизни, в одно и то же время действуют и другие двенадцатичленные

циклы — начинающиеся, продолжающиеся или подходящие к концу,

в зависимости от наличия шести взаимозависимых условий: земли, воды,

огня [жара], воздуха, пространства и времени. Это явление повсеместно

известно как карма, или закон причинности с его последствиями. В силу

этого закона существа бесконечно блуждают в сансаре, что можно уподобить

непрекращающемуся счету бусинок на четках, либо обретают нирвану,

прекращая этот цикл. Лонгчен Рабджам касается вопроса взаимозависимого

происхождения в своем труде Шингта Ченпо.

Внешняя взаимозависимая причинность

Это объективные видимости ума, проявляющиеся

как внешние явления и объекты — горы, стены, земля, вода,

огонь, воздух, пространство и т.д., и обозначаемые как элементы

или формы элементов ('Byung-gZugs). Они развиваются

как разнообразные вещества в силу собственных общих

и конкретных причин и условий, подобно ткани из обычных ниток

или ткани из шерсти. В этом случае говорят о взаимозависимой

причинности внешних явлений, поскольку они возникают в контексте

зависимости друг от друга и проявляются как внешние и

неодушевленные.

Внутренняя взаимозависимая причинность

а) Взаимозависимая причинность

 

(Процесс) возникновения из неведения психических образований

и т.д. (последовательно) вплоть до старости и смерти

есть внутренняя взаимозависимая причинность...

 

Двенадцать звеньев (взаимозависимой причинности) суть:

 

1. Неведение — (аспект) незнания совершенства абсолютной

сущности, абсолютной природы, изначальной

чистой природы, а также явления (дхармы), характеризующиеся

(mTshon-Pa) им (неведением). Из этого

возникают психические образования, которые порождают

карму сансары.

 

2. Порождение кармы: накапливающие заслуги благие

действия, десять видов неблагих действий и нейтральная

карма тела, речи и ума, — все это, будучи

омраченным неведением, есть психические образования,

формирующие карму. Благая (карма приводит к

рождению в) высших уделах, а неблагая — в низших.

Нейтральная (карма) вносит вклад и в то, и в другое и

связана с неблагой кармой...

3. Сознание: затем, в соответствии со сформированной

кармой (которая была посеяна в сознании универсальной

сокровищницы), существо вступает в один

из (шести) уделов бытия и развивает видение этого

(конкретного удела). Это сознание, или способность

к восприятию...

 

4. Имя и форма: затем, когда сознание вступает в свой

(конкретный) удел бытия через объединение ума,

энергии (rLung) и (родительских) белой и красной

сущностей, развиваются (пять) совокупностей, или

скандх: «четыре имени» (ощущение, различение,

психические образования, (порождающие карму,) и

сознание) и «форма...» Когда существо вступает в материнское

лоно, формируются «имя» и «форма»...

 

5. Опоры чувств: затем развиваются опоры чувств

(sKye-mCh'ed) — глаз, ухо, нос, язык, тело и ум...

 

6. Соприкосновение: затем происходит контакт между

объектами, чувствами (dBang-Po) и умственной

оценкой (Yid-La Byed-Pa)...

 

7. Ощущение: из соприкосновения возникает ощущение,

то есть приятные, неприятные и нейтральные переживания

по отношению к желанным, нежеланным

и нейтральным объектам...

8. Из ощущения возникает жажда (желание). Есть три

вида жажды. (Например, желание испытать сладкий

вкус) коричневого сахара является жаждой удовольствия

(или жаждой желания). При переживании несчастья

желание избавиться от него является жаждой

счастья (или жаждой, вызванной страхом). По

отношению к нейтральным (объектам) развивается

жажда (желание оставаться в) нейтральных (переживаниях)

».

9. Схватывание: из жажды возникает (непосредственное)

схватывание (объектов), к которым личность испытывает

жажду...

10. Становление: схватывание порождает становление.

Возникновение пяти совокупностей-скандх — формы,

ощущения, различения, психических образований

и сознания, (ведущих к рождению в следующей

жизни в одном из шести уделов бытия,) есть становление.

»

11. Рождение: из становления возникает рождение...

 

12. Из рождения проистекают юность, старость и прекращение

жизни, то есть смерть...

Школа «Только ум» (йогачара) утверждает, что причинно-

следственный цикл (двенадцатичленной взаимозависимости)

завершается за две жизни. В первой жизни созревают шесть

причин, а во второй — шесть результатов... Шесть причин суть

неведение, психические образования, сознание, жажда, схва-

тывание и становление. Остальные звенья цепи представляют

собой шесть результатов. Согласно колеснице шраваков,

полный причинно-следственный цикл (двенадцатичленной

взаимозависимости) завершается за три жизни. На основе причин

— неведения и психических образований в предыдущей

жизни — возникают пять результатов нынешней жизни, а именно

сознание (имя и форма, органы чувств, поведение и чувство),

после чего жажда, схватывание и становление в этой жизни порождают

рождение и смерть в следующей жизни.

Внутреннее зависимое условие

В контексте этих (двенадцатичленных) причинно-следственных

связей предыдущие звенья порождают последующие, и этот

процесс называется взаимозависимым причинным возникновением.

Поскольку (взаимозависимое происхождение) развивается при

условии совместного наличия внутренних элементов земли, огня,

воздуха, пространства и сознания, оно называется происхождением

из взаимозависимых условий (формирования жизни существа).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: