Рис.2.1. Схема сил в зацеплении цилиндрической косозубой передаче
Окружная сила (рис. 2.1):
(2.19) |
Радиальная сила:
(2.20) |
Осевая сила:
(2.21) Нормальная сила |
Проверка зубьев передачи по контактным напряжениям и
Напряжениям изгиба
1. Проверка зубьев передачи по контактным напряжениям
Условие прочности
Определяем расчётное контактное напряжение
(2.22) |
где
- коэффициент, учитывающий распределения нагрузки между зубьями, определяем в зависимости от окружной скорости и степени точности передачи, по табл. 2.7.
Таблица 2.7
Значение и для косозубых и шевронных передач
Степень точности | ||||||
Окружная скорость V, м/с. | ||||||
до1 | ||||||
0,72 0,81 0,91 1,0 | 1,02 1,06 1,1 | 1,02 1,05 1,09 1,16 | 1,03 1,07 1,13 - | 1,04 1,10 - - | 1,05 1,12 - - | |
Примечание: для прямозубых колес , |
Принимаем
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого колеса, определяем по табл. 2.8.
Принимаем
Коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку определяем по табл. 2.9.
Принимаем
Определяем расчетное контактное напряжение:
Т.к. , то условие прочности по контактным напряжениям выполнено. При несоблюдении этого условия изменяют или (и, следовательно ).
2. Проверка зубьев передачи по напряжениям изгиба
Определяем расчётное изгибающее напряжение в зубьях колеса:
(2.23) |
Расчетное изгибающее напряжение в зубьях шестерни:
(2.24) |
Выбираем коэффициенты, необходимые для проверки колес по изгибающим напряжениям.
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (табл. 2.7): .
Коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку (табл. 2.9): .
|
Определяем коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий:
(2.25) |
здесь S = 4 - индекс схемы (тот же, что и в формуле 2.13).
Определяем коэффициент, учитывающий наклон зуба :
Определяем приведённое число зубьев колеса:
По табл. 2.10, в зависимости от , принимаем коэффициент , учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений.
Для шестерни:
Таблица 2.10
Значения коэффициента для внешнего зацепления без смещения
или | |||||||
4,3 | 4,08 | 3,98 | 3,92 | 3,88 | 3,84 | 3,8 | |
или | 100 | ||||||
3,75 | 3,7 | 3,66 | 3,65 | 3,62 | 3,61 | 3,6 |
По табл. 2.10 принимаем .
Определяем расчётное изгибающее напряжение в зубьях колеса:
Расчетное изгибающее напряжение в зубьях шестерни:
Т.к. соблюдаются требования:
, то условие прочности по изгибающим напряжениям выполнено.
Расчёт конической передачи
Выбор материала, термической обработки и расчёт
Допускаемых напряжений
Материалы для изготовления зубчатых колёс подбирают по табл. 2.1.
Из табл. 2.1 и для шестерни и для колеса выбираем сталь 40Х, термообработку - улучшение и закалка ТВЧ. Соотношение единиц твердости по Роквеллу (HRC) и единиц твёрдости по Бринеллю (НВ) принимаем по табл. 2.2. Твердость шестерни HRC153 (HB1 522), твердость колеса HRC2 248 (НВ2460).
Средняя твердость рабочих поверхностей зубьев:
Базовые числа циклов нагружений:
- при расчете на контактную прочность
|
- при расчете на изгиб:
Время работы передачи в часах ; при числе лет коэффициенте годового использования и коэффициенте суточного использования
Действительные числа циклов перемены напряжений:
- для шестерни
- для колеса | |
Коэффициент долговечности при расчете по контактным напряжениям:
для материалов с однородной структурой; для материалов поверхностно упрочнённых; таким образом, принимаем . |
Коэффициент долговечности при расчете на изгиб:
для улучшенных зубьев колёс; для закалённых и поверхностно-упрочнённых зубьев таким образом, принимаем , т.к. |
По таблице 2.3 рассчитываем:
-предел контактной выносливости зубьев при базовом числе
циклов:
- предел выносливости зубьев при изгибе при базовом числе циклов: | |
Определяем допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса:
Определяем допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса:
Допускаемое рабочее контактное напряжение для косозубых колес: