
Рис.2.1. Схема сил в зацеплении цилиндрической косозубой передаче
Окружная сила (рис. 2.1):
| (2.19) |
Радиальная сила:
| (2.20) |
Осевая сила:
(2.21)
Нормальная сила
|

Проверка зубьев передачи по контактным напряжениям и
Напряжениям изгиба
1. Проверка зубьев передачи по контактным напряжениям
Условие прочности 
Определяем расчётное контактное напряжение
| (2.22) |
где
- коэффициент, учитывающий распределения нагрузки между зубьями, определяем в зависимости от окружной скорости и степени точности передачи, по табл. 2.7.
Таблица 2.7
Значение
и
для косозубых и шевронных передач
| Степень точности |
|
| ||||
| Окружная скорость V, м/с. | ||||||
| до1 | ||||||
| 0,72 0,81 0,91 1,0 | 1,02 1,06 1,1 | 1,02 1,05 1,09 1,16 | 1,03 1,07 1,13 - | 1,04 1,10 - - | 1,05 1,12 - - | |
Примечание: для прямозубых колес ,
|
Принимаем 
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого колеса, определяем по табл. 2.8.
Принимаем 
Коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку
определяем по табл. 2.9.
Принимаем 
Определяем расчетное контактное напряжение:
|
Т.к.
, то условие прочности по контактным напряжениям выполнено. При несоблюдении этого условия изменяют
или
(и, следовательно
).
2. Проверка зубьев передачи по напряжениям изгиба
Определяем расчётное изгибающее напряжение в зубьях колеса:
| (2.23) |
Расчетное изгибающее напряжение в зубьях шестерни:
| (2.24) |
Выбираем коэффициенты, необходимые для проверки колес по изгибающим напряжениям.
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (табл. 2.7):
.
Коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку (табл. 2.9):
.
Определяем коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий:
| (2.25) |
здесь S = 4 - индекс схемы (тот же, что и в формуле 2.13).
Определяем коэффициент, учитывающий наклон зуба
:

|
Определяем приведённое число зубьев колеса:
|
По табл. 2.10, в зависимости от
, принимаем коэффициент
, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений.
Для шестерни:
|
Таблица 2.10
Значения коэффициента
для внешнего зацепления без смещения
или
| |||||||
| 4,3 | 4,08 | 3,98 | 3,92 | 3,88 | 3,84 | 3,8 |
или
| 100
| ||||||
| 3,75 | 3,7 | 3,66 | 3,65 | 3,62 | 3,61 | 3,6 |
По табл. 2.10 принимаем
.
Определяем расчётное изгибающее напряжение в зубьях колеса:
|
Расчетное изгибающее напряжение в зубьях шестерни:
|
Т.к. соблюдаются требования:

, то условие прочности по изгибающим напряжениям выполнено.
Расчёт конической передачи
Выбор материала, термической обработки и расчёт
Допускаемых напряжений
Материалы для изготовления зубчатых колёс подбирают по табл. 2.1.
Из табл. 2.1 и для шестерни и для колеса выбираем сталь 40Х, термообработку - улучшение и закалка ТВЧ. Соотношение единиц твердости по Роквеллу (HRC) и единиц твёрдости по Бринеллю (НВ) принимаем по табл. 2.2. Твердость шестерни HRC153 (HB1 522), твердость колеса HRC2 248 (НВ2460).
Средняя твердость рабочих поверхностей зубьев:
|
|
Базовые числа циклов нагружений:
- при расчете на контактную прочность
|
- при расчете на изгиб:
|
Время работы передачи в часах
; при числе лет
коэффициенте годового использования
и коэффициенте суточного использования 
|
Действительные числа циклов перемены напряжений:
- для шестерни
| |
| - для колеса | |
|
Коэффициент долговечности при расчете по контактным напряжениям:
для материалов с однородной структурой;
для материалов поверхностно упрочнённых;
таким образом, принимаем .
|
Коэффициент долговечности при расчете на изгиб:
для улучшенных зубьев колёс;
для закалённых и поверхностно-упрочнённых зубьев
таким образом, принимаем , т.к.
|
По таблице 2.3 рассчитываем:
-предел контактной выносливости зубьев при базовом числе
циклов:
| |
| - предел выносливости зубьев при изгибе при базовом числе циклов: | |
|
Определяем допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса:
| |
|
Определяем допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса:
| |
|
Допускаемое рабочее контактное напряжение для косозубых колес:
|
(2.21)
Нормальная сила
,
или
100
для материалов с однородной структурой;
для материалов поверхностно упрочнённых;
таким образом, принимаем
.
для улучшенных зубьев колёс;
для закалённых и поверхностно-упрочнённых зубьев
таким образом, принимаем
, т.к.