В соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов большую роль играют региональные органы государственной власти.
Так, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга устанавливает тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями потребителям Санкт-Петербурга, тарифы на услуги водоснабжения и канализации, тарифы на природный и сжиженный газ, реализуемые населению, тарифы на утилизацию и захоронение твердых бытовых отходов, в рамках предельных минимальных и максимальные уровней тарифов, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам Российской Федерации (далее ФСТ России).
Определяющими факторами, оказывающими влияние на изменение указанных тарифов оказывают цены и тарифы, устанавливаемые на федеральном уровне.
В связи с решением Правительства Российской Федерации, по изменению подходов к формированию оптовых цен на газ на 2009 год, 24.12.2008 года ФСТ России было приняло решение о корректировке оптовых цен на газ, добываемый ОАО «Газпром» и введенных ранее с 01.01.2009 года (приказ ФСТ России от 06.11.2008 года № 217-э/1). С учетом указанного решения Правительства РФ приказом ФСТ России от 24.12.2008 года № 413-э/11 предусмотрена ежеквартальная индексация оптовых цен на газ в течение 2009 года (как для промышленных потребителей, так и для населения):
I квартал – 5%;
II квартал – 7%;
III квартал – 7%;
IV квартал – 6,2%.
Индекс роста для промышленных потребителей и населения декабрь 2009 года к декабрю 2008 года составит 28%.
В результате, с учетом установленных ФСТ России оптовых цен на газ, тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги, введены с 01.01.2009 года, ежеквартальный темп роста розничных цен на природный газ, реализуемый населению Санкт-Петербурга, на 2009 год составляет:
|
I квартал – 10,6%;
II квартал – 4,8%;
III квартал – 4,8%;
IV квартал – 4,4%.
Таким образом, темп роста среднегодовой цены на природный газ, реализуемый населению Санкт-Петербурга, в 2009 году составляет 18,7%.
Кроме того, помимо вышеуказанного, прогнозируемое увеличение основных составляющих тарифов, устанавливаемых ФСТ России в среднем составит:
– оптовая цена на сжиженный газ – 28%;
– электрическая энергия, приобретаемая с оптового рынка энергии и мощности (ОРЭМ) в регулируемой части – 19%;
Учитывая, что доля природного газа в структуре себестоимости тепловой энергии составляет 40-60 %, а в цене электрической энергии для потребителей Санкт-Петербурга основной составляющей является покупная электрическая энергия с ОРЭМ, несмотря на снижение издержек ресурсоснабжающими организациями, данный факт приводит к значительному росту тарифов на электрическую и тепловую энергию.
С учетом изложенного, в рамках принятых ФСТ России решений по предельным минимальным и максимальным уровням тарифов и изменениям федеральных факторов, планируемые изменения тарифов, регулируемых Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга составят:
– средний рост тарифов на электрическую энергию для населения – 25%, для бюджетных и промышленных потребителей – 22%.;
– рост тарифов на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемых гражданам – 22%;
|
– рост тарифов на услуги водоснабжения и канализации в среднем для исполнителей коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, предоставляемых гражданам – 24,5%;
– рост тарифов на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов – 15%.
С учетом указанных составляющих прирост оплаты коммунальных услуг в расчете на одного человека, проживающего в семье из 3 человек в отдельной квартире, составит 152,83 руб.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в августе 2008 года, изменение с января 2009 указанного размера платы не планируется.
При этом суммарное изменение размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в 2009 году по Санкт-Петербургу в среднем составит 20%, в том числе за жилое помещение - 15% и за коммунальные услуги - 23%, соответственно.
Расчет тарифов произведен Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в едином комплексе регулирования деятельности энергоснабжающих организаций города с бюджетным планированием Санкт-Петербурга в части расходов, связанных с оплатой продукции и услуг естественных монополий.
Указанные тарифы обеспечивают объем финансовых средств, необходимых для надежной и безаварийной работы энергоснабжающих организаций, а также бесперебойного обеспечения энергоресурсами потребителей Санкт-Петербурга в 2009 году.
В целях социальной защиты граждан, имеющих право на льготы и граждан, относящихся к категории малообеспеченных, в бюджете Санкт-Петербурга предусмотрен полный объем финансовых средств на предоставление соответствующих субсидий.
|
[1] См.: Виноградов С.В. доктор права, Университет Данди (Шотландия). Центр права и политики в области энергетики, нефтяных и минеральных ресурсов (CEPMLP), Университет Данди, Шотландия/ Энергетическое право. 2008. №1.
[2] См.: Кирюхина Евгения Владимировна. Правовые проблемы построения конкурентного оптового рынка электрической энергии и мощности. Автореф. Дис. канд. Юрид. наук. М. 2008. С. 5-6.
[3] Цели и задачи реформы. URL: https://www. rao-ees.ru/ru/reforming/reason/show.cgi?content. htm
[4] См.: Кирюхина Евгения Владимировна. Правовые проблемы построения конкурентного оптового рынка электрической энергии и мощности. Автореф. Дис. канд. Юрид. наук. М. 2008. С. 20-21.
[5] См.: Рецлов С. О. Гражданско-правовое регулирование розничных рынков электрической энергии Автореф. …дис. канд юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009. С. 8.
[6] Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 168 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2007 N 168.
[7] В ред. постановлений Правительства РФ от 21.03.2007 N 168, от 26.07.2007 N 484.
[8] Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 168).
[9] См.: Порядин А.Ф. Водоснабжение и водоотведение в России // Водоснабжение и санитарная техника. 1999. № 2. С. 2.
[10] См.: Порядин А.Ф. Закрытое акционерное общество «Росводоканал»: страницы истории // Водоснабжение и санитарная техника. 1999. № 6. С. 3.
[11] Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации / Главводоканал Минжилкомхоза РСФСР, НИИКВОВ АКХ им. К.Д. Памфилова. М.: Стройиздат, 1985.
[12] См.: Варламова А. Н. Правовые аспекты реформирования естественных монополий (на примере газовой промышленности и железнодорожного транспорта). // Законодательство. 2005. № 7. Соч. С. 52.
[13] См., например: Рапопорт Я. И. К вопросу о правовой природе генеральных договоров между государственной промышленностью и потребительской кооперацией. // Вестник советской юстиции. 1929. № 6. С. 173-176; Фрадкин М. Г. Генеральные договоры во взаимоотношениях госпромышленности с кооперацией. // Советское право. 1928. № 3. С. 41-51; Шретер В. Н. Генеральные договоры в социалистическом секторе хозяйства СССР. // Советское право. 1930. С. 63-102; Фрейдман З. М. Некоторые вопросы договорной практики. // Советское государство и право. 1956. № 8. С. 22-33 и др.
[14] Из постановления Комиссии МАП России от 31 марта 2003г. по делу N 1 05/1-2003.
[15] Сооружение, являющееся объектом газового хозяйства, состоящее из группы емкостей, предназначенных для обеспечения хранения сжиженных углеводородных газов (СУВГ), имеющее предохранительно-запорную и регулирующую арматуру.
[16] См.: Витрянский В. В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии. // Хозяйство и право. 2005. № 3. С. 39-49.
[17] В дальнейшем, как правило, используется следующий термин: «договор поставки (подачи) газа и обслуживания внутридомового газового оборудования или (ВДГО)».
[18] Из интервью руководителя Федерального агентства водных ресурсов России Рустэма Хамитова. – См.: Право. № 42 (434), 24 августа, 2006 г.
[19] Как уже отмечалось, из п.2 ст. 12 Водного кодекса следует, что к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
[20] См. подробнее: Лукьяненко В. Е. Теоретические проблемы совершенствования правового регулирования договоров сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва: МГЮА. 2004. С. 183-185.