Скрипко Л. В., Медведева С.А. Практикум по экспериментальной психологии.- Севастополь, 2007.- 84 с.




Методические указания по выполнению контрольной работы по экспериментальной психологии

Учебным планом по курсу «Экспериментальная психология» предусмотрена контрольная работа, которая выполняется студентом в межсессионный период и сдается в определенные учебным отделом сроки методисту по заочному обучению. В контрольной работе студент должен показать навыки самостоятельного изложения отдельных теоретических проблем на основе изучения литературных источников. Вариант контрольной работы выбирается студентом в соответствии с последней цифрой его зачетной книжки (или его номером по списку). Замена вариантов контрольной работы не допускается. При нарушении этого условия работа не рецензируется и не зачитывается. Объем работы составляет 15-20 страниц (формат А-4). Каждый вариант контрольной работы состоит из двух вопросов: теоретического и практического.

Требования к ответу на теоретический вопрос

Ответ на вопрос излагается последовательно и логично, в соответствии с планом, подкрепляется ссылками на изученную литературу. Рекомендуемые пункты плана:

1). Введение. 2) 2-3 раздела (пункта), раскрывающие сущность данной темы.3) Вывод. 4) Список использованной литературы.

Оценивается полнота, точность раскрытия темы, соответствие плану, последовательность и логичность изложения, оформление работы. Требования к оформлению аналогичны таковым требованиям к курсовой работе.

Требования к ответу на практический вопрос

Практические задания оформляются в форме отчета по следующей схеме:

1. Описание методики проведения экспериментального изучения (тема, цель, материалы и оборудование, процедура исследования, алгоритм обработки и анализа результатов); литературный источник с указанием страниц.

2. Протоколы исследования на трех испытуемых (запись вручную, без компьютерного набора).

3. Обработка, анализ и вывод по результатам исследования каждого испытуемого отдельно.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (по вариантам)

Вариант 1.

1. Анкетирование в психологическом исследовании.

2. Экспериментальное изучение избирательности внимания (методика Мюнстерберга).

Вариант 2.

1. Контент-анализ как разновидность метода изучения продуктов деятельности.

2. Экспериментальное изучение внимания по таблицам Шульте.

Вариант 3

1. Роль наблюдения в психологическом исследовании.

2. Экспериментальное исследование внимания по таблице Горбова.

Вариант 4

1. Влияние испытуемого на результаты эксперимента и способы его контроля

2. Экспериментальное изучение уровня опосредованного запоминания по методике «Пиктограмма».

Вариант 5

1. Влияние экспериментатора на результаты эксперимента и способы его контроля.

2. Экспериментальное изучение процесса формирования двигательного (графического) навыка.

Вариант 6

1. Экспериментальные переменные в эксперименте, отношения между ними и способы их контроля.

2. Изучение уровня притязаний личности (по методике Хоппе).

Вариант 7

1. Результаты исследования и их представление.

2. Изучение уровня притязаний личности с помощью моторной пробы Шварцландера.

Вариант 8

1. Источники артефактов в психологическом исследовании и способы их контроля.

2. Экспериментальное определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса.

Вариант 9

1. Выбор схемы экспериментального плана.

2. Экспериментальное исследование силы нервной системы (методика Ильина Е.П.).

Вариант 10

1. Этические и правовые аспекты психологических исследований.

2. Экспериментальное изучение индивидуальных особенностей мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт».

 

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии.- М. - 1998. - 320 с.

2. Горбатов Д.С Практикум по психологическому исследованию. - Самара: Изд.Дом «Бахрах-М». - 2000. - 208 с.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СпБ.: Питер, 2000.

4. Загвязинский В.И., Атахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Изд. Центр «Академия». - 2001. - 208 с.

5. Корнилова Т.В. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент.- М. - 1997.

6. Лабораторный практикум по общей психологии / сост. Скрипко Л.В - Севастополь, 1996.

7. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 544с.

8. Немов Р.С. Психология: в 3 кн.: Кн. 1, 3. -М. - 2001.

Скрипко Л. В., Медведева С.А. Практикум по экспериментальной психологии.- Севастополь, 2007.- 84 с.

10. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Мысль - 1985. – 575 с.

 

Дополнительная литература

11. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента.- М.: Изд. МГУ. - 1982. – 464 с.

12. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М., 1994. - 164 с.

13. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 272с..

14. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс,2002.-381с.

15. Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СпБ.: Речь. - 2001. - 184 с.

16. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. - М.: Прогресс. - 1980. - 392 с.

17. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М: Просвещение, 1985. - 319 с.

18. Носс И.Н. Псходиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. - М.: Изд. КСП. - 1999. - 320 с.

19. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь»,2003. – 480с.

20. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова. - М.: Просвещение. - 1990. - 319 с.

21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под. Ред. Крылова А.А., Маничева С.А. –СПб.:Питер,2000. – 560с..

22. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. –Спб.:прайм-ЕВРОЗНАК,2003.- 272с.

23. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Изд. Центр «Академия». - 2001.- 304 с.

24. Экспериментальная психология / Ред.-сост. С. С. Стивенс. - М., 1960 - 1963.

25. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М.,1966 - 1973.

 

 

 


ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

“ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ”

для групп заочной и очно-заочной форм обучения

1. Предмет и задачи экспериментальной психологии. Значение экспериментальных исследований для развития науки.

2. Классификация методов психологического исследования по разным основаниям (Рубинштейна С. Л., Ананьева Б. Г., современные подходы.).

3. Краткий исторический очерк развития экспериментальной психологии.

4. Наблюдение как метод психологического исследования: понятие, виды, этапы научного наблюдения. Достоинства и недостатки метода.

5. Беседа в психологическом исследовании: понятие, требования к подготовке и проведению.

6. Анкетирование: понятие, структура анкеты, виды вопросов и требования к их формулировке. Достоинства и недостатки метода.

7. «Архивный метод» в психологии, его разновидности, особенности и значение.

8. Характеристика тестовых методов исследования личности.

9. Проективный метод в психологическом исследовании.

10. Эксперимент. Определение и виды.

11. Процедура эксперимента. Требования к организации и проведению эксперимента.

12. Экспериментальная выборка: понятие, требования к ней, стратегии отбора.

13. Экспериментальная и контрольная группы: понятие, основные стратегии их формирования.

14. Экспериментальные переменные.

15. Приемы контроля переменных в эксперименте.

16. Критерии качества эксперимента. Факторы, ставящие под угрозу валидность эксперимента.

17. Проблемы взаимодействия экспериментатора и испытуемого.

18. Планирование эксперимента.

19. Сбор и фиксация результатов эксперимента. Требования к протоколу.

20. Общение исследователя и испытуемого, роль инструкции и требования к ней.

21. Влияние ситуации эксперимента на ход и результаты исследования, способы контроля.

22. Влияние личности экспериментатора на результаты исследования, способы контроля.

23. Влияние испытуемого на результаты исследования и способы контроля.

24. Методы сбора данных в экспериментальной психологии личности.

25. Метод экспертных оценок.

26. Проблема искажений экспериментальных данных и способы контроля

27. Приемы объективизациии экспериментальных данных

28. Этапы психологического экспериментального исследования.

29. Классификация гипотез исследования. Экспериментальная гипотеза.

30. Способы наглядного представления экспериментальных данных

31. Основные разделы экспериментального отчета и требования к его оформлению

32. Этические принципы проведения исследования на человеке.

33. Факторы, влияющие на результаты эксперимента.

34. Методика исследования двигательного (графического) навыка.

35. Методика изучения объема кратковременной памяти (метод Джекобса).

36. Теппинг – тест Ильина Е.П.

37. Методика «Пиктограмма».

38. Экспериментальное исследование внимания по таблицам Шульте.

39. Экспериментальное исследование внимания по таблице Горбова.

40. Экспериментальное изучение уровня притязаний личности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: