правовых учений
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Форма обучения
очная
Барнаул 2011
Федеральный компонент Государственного
образовательного стандарта высшего
профессионального образования
Обязательный минимум содержания
Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового времени; теория естественного права; теория разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; политические и правовые учения Канта и Гегеля; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и ХХ века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.)
1. Цели освоения дисциплины
Цели курса:
- сформировать у студентов системное представление о развитии мировой политико-правовой мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера;
- обобщить опыт многих поколений известных мыслителей, юристов, философов, политических деятелей в разрешении проблемных вопросов, связанных с исследованием происхождения, природы и сущности государства и права, законности и справедливости права, принципов взаимоотношений личности и государства;
- ознакомить студентов с основными этапами развития политико-правовой мысли с учетом проблемно-теоретического характера учебного курса, начиная с политико-правовых учений Древнего Востока до государственно-правовых концепций ХХ в.;
- сформировать у студентов представление о соотношении теоретических положений политико-правовой науки и реально существующих юридических институтов;
- показать специфику истории политических и правовых учений как общепрофессиональной юридической дисциплины, которая рассматривает государственно-правовые проблемы только с позиций теоретических концепций, разработанных конкретными авторами или входящих в состав каких-либо методологических школ, сыгравших заметную роль в развитии политико-правовой мысли.
Задачи курса:
- ознакомить студентов с методологией изучения правовых явлений и методикой профессиональной оценки политико-правовых концепций;
- сформировать у них навыки самостоятельного анализа теоретических работ крупнейших представителей политико-правовой мысли для профессиональной ориентации в общемировых тенденциях и перспективах развития исследований в области государства, политики, законодательства и права;
- обучить студентов системному подходу к анализу развития любой научной дисциплины.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Для освоения данной дисциплины необходимы знания, полученные при изучении предшествующих общепрофессиональных дисциплин, особенно таких как:
- теория государства и права;
- отечественная история;
- история государства и права России;
- история государства и права зарубежных стран;
- - философия.
Знания, полученные при изучении данной дисциплины, необходимы для изучения таких дисциплин, как:
- политология;
- философия права;
- философские проблемы правовых инноваций.
3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Основными требованиями к результатам освоения учебной дисциплины является выявление уровня профессиональной подготовленности студента, а также степени овладения общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК), в соответствии с которыми юрист должен:
- быть способным устанавливать социальные связи;
- уметь грамотно и аргументированно формулировать задачи;
- быть информированным, внимательным;
- демонстрировать гибкость, нестандартность, креативность, оригинальность мышления, способность находить непривычные решения;
- четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений;
- понимать многообразие правовых явлений в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
- иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой юриспруденции;
- знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;
- знать взаимосвязь правовых дисциплин в целостной системе знаний;
- знать основные категории юридической науки и практики;
- видеть значение правовых дисциплин для реализации права в профессиональной деятельности;
- знать принципы принятия и реализации правовых норм и решений;
- уметь формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности;
- знать законы другие нормативные правовые акты;
- уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
- владеть методами анализа юридических норм и правовых отношений;
- владеть навыками по сбору нормативной и фактической информации;
- уметь пользоваться профессиональной литературой на иностранных языках;
- уметь систематизировать и обобщать информацию правового характера, владеть навыками профессиональной аргументации.В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать:
- системную периодизацию истории политических и правовых учений и основные направления развития политико-правовой теории в России и за рубежом;
- основные положения фундаментальных политико-правовых теорий, а также содержание работ крупнейших представителей политической и правовой мысли;
· Уметь:
- аналитически представить содержание важнейших политико-правовых концепций, оценить их роль и значение в развитии методологических подходов к формированию теоретической модели познания правовых явлений;
- проследить истоки возникновения и развития политико-правовой теории в ее взаимодействии с другими научными школами и направлениями;
- владеть понятийным аппаратом истории политических и правовых учений;
· Владеть навыками:
- комплексного подхода к оценке истории развития политико-правовых школ, научных направлений, отдельных теорий;
- самостоятельной постановки локальной исследовательской политико-правовой проблемы;
- работы с основными видами источников по истории политических и правовых учений.
Для успешного усвоения учебного курса необходимо предварительно изучить такие дисциплины, как философия и отечественная история.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 90 часов.
Форма(ы) промежуточной аттестации по дисциплине: тестовые задания, ответы на вопросы для промежуточного контроля по каждому разделу курса, написание рефератов.
4.1. Структура дисциплины
№ семе-стра | Наименование раздела (модуля, темы) дисциплины | Трудо- емкость час. | Учебные занятия, час. | Нали-чие КП, КР, РЗ* | Форма текущего контроля (зач., экз) | ||||
Аудиторные | СРС | ||||||||
Все- го | Лек- ции | Лаб. занят. | Практ. занятия | ||||||
V | Тема 1. Предмет и метод истории поли-тических и правовых учений. Политико-правовые учения в системе гуманитар-ных наук | - | |||||||
Тема 2. Политические и правовые учения в Древнем мире (Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим) | |||||||||
Тема 3. Политические и правовые учения в феодальном обще-стве (европейское Средневековье) | |||||||||
Тема 4. Политические и правовые учения в Европе в период ранних антифеодаль-ных революций (эпоха Возрождения и Нового времени) | |||||||||
Тема 5. Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.) | |||||||||
Тема 6. Политические и правовые учения в странах Европы в период становления и развития гражданско-го общества (конец XVIII – первая поло-вина XIX в.) | |||||||||
Тема 7. Политические и правовые учения в странах Европы во 2-ой половине XIX в. | |||||||||
Тема 8. Политические и правовые учения в ХХ в. | |||||||||
Итого: | - | - | Экзамен |
4.2. Содержаниедисциплины
Теоретическая часть
Введение
Предлагаемая студентам программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины «История политических и правовых учений». Она составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта юридического образования и предназначена для обучения студентов по специальности 021100 «Юриспруденция».
В учебном курсе отражены достижения мировой общественной мысли в области теории права и государства, а также результаты современных исследований природы права и государства в отечественной и зарубежной политической и правовой теории.
Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» охватывает тематику, содержание которой позволяет очертить смысловую область историко-теоретического анализа. Она не исчерпывает всего богатства политико-правовой проблематики, но и не нацелена на усвоение некоторой суммы знаний и на запоминание фактического материала.
Изучение курса сконцентрировано на решениях конкретного круга проблем в историческом ключе. Этот круг проблем определен современной общей теорией права и государства, что делает изучение курса более актуальным в практическом смысле.
Важным направлением является также максимальное разграничение собственно юридического, политологического, социологического и философского подходов к истории политико-правовой мысли. Это способствует связыванию целого ряда общеобразовательных и юридических дисциплин и одновременно устраняет возможность дублирования учебных курсов.
Программа содержит перечни основной и дополнительной литературы по курсу для самостоятельного изучения студентами.
Тема 1
Предмет и метод истории политических и правовых учений
Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение истории политических и правовых учений, теории и истории государства и права, политологии, истории отраслевых государственно-правовых дисциплин.
Понятие политико-правового учения. Связь мировоззренческой основы политико-правового учения, его теоретического содержания, программных положений.
Закономерности развития политико-правовой идеологии. Классовое и общечеловеческое в политико-правовых доктринах. Проблема преодоления политического отчуждения в истории политической мысли.
Основные теоретические варианты преодоления политического отчуждения: замена государства общественным самоуправлением, осуществление государственной власти народом, подчинение государства праву.
Социально-классовые основы автократических, тоталитарных, технократических, этатистских, сословно-кастовых, охлократических идей и теорий, стремящихся обосновать политическое отчуждение.
Методология истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса.
Тема 2
Политические и правовые учения в Древнем мире
Становление и развитие политико-правовой идеологии как специфической формы общественного сознания. Ее особенности в классово-сословных обществах.
Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока, в Древней Индии и в Древнем Китае.
Политические и правовые учения в Древней Греции. Софисты о государстве и праве. Сократ о государстве и праве.
Политическое и правовое учение Платона. Проект идеального строя в книге «Государство». Платон о соотношении государства и права в диалоге «Политик». Классификация форм государства. Платон о нраве и государстве в книге «Законы».
Политическое и правовое учение Аристотеля. Понятие государства. Аристотель о связи форм государства с имущественной дифференциацией свободных, о задачах политики, о справедливости и ее видах, о праве и законах. Обоснование рабства. Полибий о классификации форм государства и их круговороте. Понятие смешанной формы государства.
Политические и правовые учения в Древнем Риме. Понятие республики в трудах Цицерона. Римские юристы о праве и его видах. Политические идея христианства. Августин Аврелий о соотношении церкви и государства. Борьба с ересями. Новое обоснование рабства.
Тема 3
Политические и правовые учения в феодальном обществе
Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении средневековья.
Политические и правовые учения в средневековой Западной Европе.
Учение Фомы Аквинского о видах законов, об элементах государственной власти, о соотношении церкви и государства. Политические и правовые идеи средневековых юристов.
Критика теократических идей в учении Марсилия Падуанского.
Проблемы государства и права в идеологии средневековых ересей.
Политико-правовая идеология основных направлений ислама в странах Арабского Востока.
Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве.
Основные направления политико-правовой идеологии в период становления и развития Московского царства.
Политические программы иосифлян и Пересветова.
Тема 4
Политические и правовые учения в Европе